Начало Конь Белый (2)

О Слове Божьем и его духовном, или внутреннем, смысле - из "Небесных тайн"

6. Необходимость в Слове и его величие.
Из света природного мира ничего не может стать известным о Господе, небесах и аде, жизни человека после смерти и Божественных истинах, через которые человек имеет духовную и вечную жизнь, 8944, 10318, 10319, 10320.
Это может быть подтверждено тем, что много людей, в том числе высокообразованных, не придают указанным вещам никакого значения, хотя рождены там, где есть Слово, и наставлялись посредством него, 10319.
Отсюда явилась необходимость в некотором откровении с Небес, ибо человек рождается для Небес, 1775.
Поэтому в каждом веке было свое откровение, 2895.
На нашей земле следовали друг за другом различные формы откровения, 10355, 10632.
У самых древних людей, живших до Потопа, чье время называлось "золотым веком", существовало непосредственное откровение, когда Божественная Истина была начертана на их сердцах, 2896.
В Древних Церквах, существовавших после Потопа, имелось Слово историческое и пророческое, 2686, 2897;
Об этих Церквах см. NJHD 247.
Исторические книги того Слова назывались "Войнами Иеговы", а пророческие - "Возвещениями", 2897.
То Слово было подобно нашему по Боговдохновенности, но приспособлено к тем Церквам (по форме изложения), 2897.
Оно упоминается у Моисея, 2686, 2897.
Однако оно было утрачено, 2897.
Откровения через пророчества бывали также и у других народов, как это видно на примере Валаама, 2898.
Слово Божественно целиком и в каждой своей частности, 639, 680, 10321, 10637.
Слово Божественно и свято в малейшей своей точке и черточке; из опыта, 9349.
Каким образом сегодня объясняют, что Слово Боговдохновенно до малейшей йоты, 1886.
Церковь существует в особенности там, где есть Слово, где через него известен Господь и открыты Божественные Истины, 3857, 10761.
Но рожденные там, где есть Слово и где через него известен Господь, по одной этой причине не являются членами Церкви: члены Церкви суть те, кто возрожден Господом истинами, взятыми из Слова, и кто живет согласно этим истинам, а значит, кто ведет жизнь любви и веры, 6637, 10143, 10153, 10578, 10645, 10829.

7. Слово не понимается людьми, за вычетом тех, кто состоит в просветлении.
Рациональное начало человека, не будучи просветлено Господом, не способно постигнуть не только Божественные, но даже духовные предметы, 2196, 2203, 2209, 2654
Вот почему лишь находящиеся в просветлении постигают Слово, 10323.
Господь дает способность находящимся в просветлении понимать истины и, сверх того, различать истины в тех деталях (Слова), которые по видимости противоречат друг другу, 9382, 10659.
Слово в своем буквальном смысле часто не согласуется и даже, кажется, противоречит самому себе, 9025,
По этой причине оно может объясняться и интерпретироваться людьми, не состоящими в просветлении, для подтверждения любых взглядов или ересей, а также для защиты мирских и телесных любовей, 4783, 10330, 10400.
Те просветлены из Слова, кто читает его из любви к истине и благу, но не те, кто читают его из любви к своей репутации, выгоде или чести, таким образом, по любви к себе, 9382, 10548-10551.
Просветлены те, кто пребывает во благе жизни и оттуда в склонности к истине, 8694.
Просветлены те, чьи внутренние начала открыты; стало быть, те, внутренний человек коих может быть вознесен в небесный свет, 10400, 10402, 10691, 10694.
Просветление есть действительное открытие внутренних начал духа и также поднятие в небесный свет, 10330.
В тех, кто почитает Слово святым, втекает святость из их внутреннего человека, т.е. через него от Господа, но они сами не ведают об этом, 6789.
Просветлены и видят истины Слова те, которые ведутся Господом, но не те, которые ведут себя сами, 10638.
Ведутся Господом те, которые любят истину за то, что она - истина, и которые любят жить согласно Божественным истинам, 10578, 10645, 10829.
Слово делается живым в человеке согласно с жизнью его любви и веры, 1776.
Вещи, порождаемые собственным разумением человека, не имеют в себе жизни, ибо из человеческой соби не может исходить ничего благого, 8941, 8944.
Не могут быть просветлены те, кто крепко утвердились в ложном учении, 10640.
В человеке просветляется именно разумение, 6608, 9300.
Разумение есть приемник истины, 6222, 6608, 10659.
Относительно каждого пункта учения Церкви возникают идеи в разумении и оттуда в мысли, и учение постигается человеком согласно им, 3310, 3825.
Доколе человек живет в мире, его идеи натуральны, ибо тогда он мыслит в Натуральной среде; однако у тех, кто желает истины ради самой истины, внутри натуральных идей скрыты духовные, и в них человек приходит после смерти, 3310, 5510, 6201, 10236, 10240, 10551, 10237.
Без идей, находящихся в разумении и оттуда в мысли, не может быть понимания никакого предмета, 3825.
Идеи, касающиеся предметов веры, в другой жизни открыты, и их сущность там видна ангелами; человек присоединяется к другим согласно единству идей, насколько они исходят от его любви, 1869, 3320, 5510, 6201, 8885, 3310, 6200
Слово постигается только Рациональным человеком, ибо верить чему-либо, не имея разумной идеи о предмете веры и не постигая причин, значит просто удерживать в памяти информацию, лишенную всякого постижения и любви к ней, и это не значит - верить, 2533.
В Слове просветляется именно буквальный смысл, 3619, 9824, 9905, 10548.

8. Слово не может быть постигнуто иначе, как посредством учения, из него извлеченного.
Учение Церкви должно быть извлекаемо из Слова, 3464, 5402, 6832, 10763, 10765.
Без учения Слово не понимается, 9025, 9409, 9430, 10324, 10431, 10582.
Истинное учение есть светильник для читающих Слово, 10400.
Подлинное учение должно исходить от пребывающих в просветлении от Господа, 2510, 2516, 2519, 9424, 10105.
Слово может быть понято с помощью учения, сформулированного просветленным человеком, 10324.
Пребывающие в просветлении создают учение из Слова для себя, 9382, 10659.
Существует различие между теми, кто учит и учится по доктрине Церкви, и теми, кто делает это из одного буквального смысла Слова; показано качество тех и других, 9025.
Пребывающие в одном буквальном смысле Слова без учения по нему не достигают никакого понимания Божественных истин, 9409, 9410, 10582.
Они впадают во множество ошибок, 10431.
Когда люди, пребывающие в любви к истине ради самой истины, становятся зрелыми и получают способность видеть вещи по своему разумению, они не просто остаются в учении их Церкви, но разыскивают по Слову, правильно ли оно, 5402, 5432, 6047.
В противном случае "истина" каждого человека исходила бы от других людей и от обычаев его родины, будь он иудей или эллин, 6047.
Тем не менее, вещи, сделавшиеся предметами веры из буквального смысла Слова, не должны отвергаться, кроме как после всестороннего рассмотрения, 9039.
Подлинное учение Церкви есть учение милосердия и веры, 2417, 4766, 10763, 10765, 10764.
Учение веры не образует собою Церкви, ее образует жизнь веры, которая есть милосердие, 809, 1798, 1799, 1834, 4468, 4672, 4766, 5826, 6637.
Доктринальные вещи суть ничто, доколе человек не живет согласно им: каждому ведь ясно, что они существуют ради жизни, а не для того, чтобы просто держать их в памяти и иногда размышлять о них, 1515, 2049, 2116.
В Церквах настоящего времени есть учение веры, но нет учения милосердия; это последнее низведено до положения науки, которая зовется "нравственным богословием", 2417.
Церковь была бы едина, если бы люди считались принадлежащими к Церкви согласно их жизни и их милосердию, 1285, 1316, 2982, 3267, 3445, 3451, 3452.
Насколько превосходнее учение милосердия относительно учения веры, отдельной от милосердия, 4844.
Кто ничего не знает о милосердии, ничего не знает и о небесных вещах, 2435.
Кто придерживается доктрины веры, отдельной от милосердия, впадает в ошибки, о которых см. 2383, 2385, 2417, 3146, 3325, 3412, 3413, 3416, 3773, 4672, 4730, 4783, 4925, 5351, 7623-7627, 7752-7762, 7790, 8094, 8313, 8530, 8765, 9186, 9224, 10555.
Те, кто пребывают в доктрине веры, но не в жизни веры, которая есть милосердие, прежде назывались "необрезанными" или филистимлянами, 3412, 3413, 3463, 8093, 8313, 9340.
У древних людей существовала доктрина любви к Господу и милосердия к ближнему, а доктрина веры была при ней вспомогательной, 2417, 3419, 4844, 4955.
Учение, созданное человеком, находящимся в просветлении, впоследствии может быть подкреплено доводами рассудка и знаниями; таким путем оно полнее понимается и утверждается, 2553, 2719, 2720, 3052, 3310, 6047, 2557, 3057.
Более об этом предмете см. в NJHD 51.
Состоящие в вере, отдельной от милосердия, просто верят учению Церкви безо всякого разумного рассмотрения, 3394.
Мудрому человеку не пристало (слепо) подтверждать догматы, но перед тем вникать, верны ли они, и это случается с теми, кто в просветлении, 1017, 4741, 7012, 7680, 7950.
Свет подтверждения есть натуральный свет, а не духовный, и потому доступен даже злым, 8780.
Все вещи, даже ложные, могут быть подтверждены настолько, что покажутся истинами, 2480, 2490, 5033, 6865, 8521.

9. В Слове есть духовный смысл, который называется внутренним.
Никто не может знать, каков духовный, или внутренний, смысл Слова, пока он не знает, что такое соответствия, 2895, 4322.
Все и каждая вещи, существующие в природном мире, до самой малейшей мелочи, соответствуют духовным предметам и потому означают их, 1886-1889, 2890-2893, 2987-3003, 3213-3227.
Духовные вещи, которым соответствуют натуральные, проявляются в этих последних под другой формой, так что они незаметны, 1887, 2395, 8920.
Едва ли кто ведает, где в Слове пребывает Божественное Начало; пребывает же Оно в его внутреннем, или духовном, смысле, о существовании которого ныне неизвестно, 2899, 4989.
"Мистическое содержание" Слова есть то самое, что содержится в его внутреннем, или духовном, смысле, где говорится о Господе, о прославлении Его Человечности, о Его царстве и Церкви, а не о тех природных вещах, которые от мира сего, 4923.
Без понимания внутреннего смысла очень многие места в пророческих книгах не могут быть поняты и, таким образом, окажутся бесполезны; показано на примерах, 2608, 8020, 8398.
Как, например, что означается Белым Конем в Апокалипсисе (2760 и далее); что - ключами от небесного царства, данными Петру (Предисл. к Быт. 22 и 9410); что - плотью, кровью, хлебом и вином в Святой Вечере (8682); что означали пророчества Иакова о своих сынах (Быт. 49, 6306, 6333-6465); также многие пророчества об Иудее и Израиле, которые не относятся к еврейской нации и, сверх того, противоречат друг другу в буквальном смысле, (6333, 6361, 6415, 6438, 6444), не беря множества иных случаев, 2608.
Более о соответствиях можно прочесть в НН 87-115, 303-310.
О внутреннем, или духовном, смысле Слова вообще, 1767-1777, 1869-1879.
Везде в Слове, в общем и в частности, заключен внутренний смысл, 1143, 1984, 2135, 2333, 2395, 2495, 2619.
Такие вещи не проявляются в буквальном смысле, однако они там содержатся, 4442.

10. Внутренний смысл Слова специально предназначен ангелам, но также предназначен и людям.

Для того, чтобы стало известно, что такое внутренний смысл Слова, каковы его качество и происхождение, это будет изложено в общих чертах. В Небесах мыслят и говорят иначе, нежели в мире: в Небесах духовно, в мире же - природно. Вследствие этого, когда человек читает Слово, ангелы, находящиеся при нем, постигают это же духовно, тогда как сам человек постигает природно. Таким образом, ангелы пребывают во внутреннем смысле, а человек - во внешнем; однако по соответствию они составляют одно. Ангелы не только мыслят духовно, но и говорят духовно. Они находятся при человеке, и их соединение с человеком осуществляется через Слово. Это можно видеть из книги О Небесах и аде, где рассказывается о мудрости небесных ангелов, 265-275; об их речи, 234-245; об их соединении с человеком, 291-302; и о соединении посредством Слова, 303-310.

Слово понимается различно ангелами в Небесах и людьми на земле. Ангелы постигают его внутренний, или духовный, смысл, тогда как люди - внешний, или натуральный, смысл, 1887, 2395.
Ангелы постигают Слово согласно его внутреннему смыслу, а не внешнему; этот факт показан на примере тех, кто говорил со мною с Неба, когда я читал Слово, 1769-1772.
Ангельские идеи, содержащиеся в их мыслях, и также ангельская речь духовны, но людские идеи и речь натуральны; поэтому внутренний смысл Слова, который духовен, - для ангелов; объяснено из опыта, 2333.
Тем не менее, буквальный смысл Слова служит посредием для духовных идей ангелов, подобно тому, как слова речи выражают ее смысл у людей, 2143.
Частности внутреннего смысла Слова относятся к предметам, находящимся в свете Небес, и потому к сфере ангельского постижения, 2618, 2619, 2629, 3086.
По этой причине вещи, постигаемые ангелами из Слова, драгоценны для них, 2540, 2541, 2545, 2551.
Ангелы не могут понять и единой мелочи, принадлежащей буквальному смыслу Слова, 64, 65, 1434, 1929.
Также они вовсе не знают об именах лиц и мест, упомянутых в Слове, 1434, 1888, 4442, 4480.
Эти имена не могут достигнуть Небес, ни даже быть произнесены там, 1876, 1888.
Все имена в Слове означают вещи, и потому в Небесах они становятся идеями тех вещей, 768, 1888, 4310, 4442, 5225, 5287, 10329.
Ангелы даже мыслят абстрактно от личностей, 6613, 8343, 8985, 9007.
Насколько превосходен внутренний смысл Слова, даже в тех местах, где перечисляются одни имена: показано примерами из Слова, 1224, 1888, 2395.
Много имен, расположенных по порядку, во внутреннем смысле выражают одну вещь, 5095;
Также и все числа в Слове означают вещи, 482, 487, 647, 648, 755, 813, 1963, 1988, 2075, 2252, 3252, 4264, 6175, 9488, 9659, 10217, 10253.
Духи также постигают Слово в его внутреннем смысле, насколько их внутренние начала открыты для Небес, 1771.
Буквальный смысл Слова, который натурален, у ангелов моментально превращается в духовный смысл, поскольку между ними существует соответствие, 5648.
И это притом, что они не слышат и не знают, каков буквальный, или внешний, смысл, 10215.
Таким образом, буквальный, или внешний смысл Слова, находится лишь у людей и не идет дальше, 2015.
У Слова есть внутренний смысл и также внутреннейший, или высший, о котором см. 9407, 10604, 10614, 10627.
Духовные ангелы, пребывающие в духовном царстве Господа, постигают Слово во внутреннем смысле, а небесные ангелы, пребывающие в небесном царстве Господа, постигают Слово во внутреннейшем смысле, 2157, 2275.
Слово приспособлено как для людей, так и для ангелов, 7381, 8862, 10322.
Слово есть то, чем соединены Небеса и земля, 2310, 2493, 9212, 9216, 9357.
Соединение Небес с человеком происходит посредством Слова, 9396, 9400, 9401, 10452.
По этой причине Слово именуется "заветом", 9396,
поскольку "завет" означает соединение, 665, 666, 1023, 1038, 1864, 1996, 2003, 2021, 6804, 8767, 8778, 9396, 10632.
В Слове существует внутренний смысл, потому что оно низошло от Господа через трое Небес и даже до человека земли, 2310, 6597.
И таким образом оно оказалось приспособлено к пониманию ангелов всех трех Небес и также людей, 7381, 8862.
Вот почему Слово Божественно, 2899, 4279, 4989; свято, 10276; духовно, 4480; и боговдохновенно, 9094.
Оно есть само вдохновение, 9094.
Человек возрожденный реально пребывает во внутреннем смысле Слова, хотя и не знает об этом, ибо открыт его внутренний человек, обладающий духовным постижением, 10400.
Но духовное содержание Слова втекает в его натуральные идеи, насколько это позволяет глубина его постижения, и таким образом проявляется натурально; ибо пока он живет в мире, он мыслит в своем натуральном человеке, 5614.
Поэтому свет истины, пребывающий в тех, кто просветлен, исходит из их внутреннего начала, точнее, через внутреннее начало от Господа, 10691, 10694.
Тем же путем нисходит наитие святости к почитающим Слово за святое, 6789.
Поскольку человек возрожденный актуально пребывает во внутреннем смысле Слова и его святости, хотя и не знает об этом, то после смерти он сам собою входит в него и не остается более в буквальном смысле, 3226, 3342, 3343.
Идеи внутреннего человека духовны, но живущий в мире не замечает их, ибо они скрыты в его натуральных мыслях - и придают им способность к рациональности, 10236, 10240, 10551.
Но после смерти человек входит в них, как в свое собственное, ибо они присущи его духу, и тогда он не только мыслит, но и говорит из них, 2470, 2478, 2479, 10568, 10604.
Вот почему, как утверждалось выше, возрожденный человек не ведает, что он пребывает в духовном смысле Слова и имеет оттуда просветление.

11. Во внутреннем, или духовном, смысле Слова скрываются неисчислимые тайны.
Слово в своем внутреннем смысле содержит бесчисленные вещи, которые превосходят человеческое понимание, 3085, 3086;
и даже вещи, которые слишком величественны для выражения их словами и потому не могущие быть объяснены, 1965.
Такие вещи очевидны только для ангелов и понимаются ими, 167.
Внутренний смысл Слова содержит небесные тайны, имеющие отношение к Господу и Его царству на Небесах и на земле, 1-4, 937.
Эти тайны вовсе не проявляются в буквальном смысле Слова, 937, 1502, 2161.
В пророческих книгах есть много вещей, кажущихся бессвязными, которые во внутреннем смысле имеют последовательное сцепление в изумительном порядке, 7153, 9022.
На языке подлинника в Слове не существует ни единого слова, ни даже малейшей йоты, которые могли бы быть удалены из буквального смысла без повреждения этим смысла внутреннего. По этой причине Божественное Провидение Господа охраняет подлинник Слова абсолютно всесторонне, вплоть до последней черточки, 7933.
В каждой малейшей части Слова содержатся бесчисленные вещи, 6617, 8920,
и даже в каждом его выражении, 1689.
Бесчисленные вещи содержатся в Иисусовой молитве и в каждой ее детали, 6619;
равно как и в Заповедях Десятисловия, хотя в их внешнем смысле содержится ряд требований, известных любому народу и без всякого откровения, 8862, 8902.
В каждой черточке Слова, писанного на его оригинальном языке и показанного с Небес, скрывается нечто святое, как это можно видеть в книге О небе и аде, 260, где объяснены слова Господа: "Ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона", Мф. 5:18.
В Слове, особенно в его пророческих книгах, встречаются парные слова, относящиеся к одной и той же вещи, но одно из них относится к благу, второе же - к истине, 683, 707, 2516, 8339.
В Слове чудесно соединены блага и истины, но их соединение заметно лишь тем, кто ведает внутренний смысл, 10554.
Вот почему в Слове и в каждой его частности присутствует Божественное Супружество и небесное супружество, 683, 793, 801, 2173, 2516, 2712, 5138, 7022.
Божественное Супружество, которое суть брак Божественного Блага с Божественной Истиной, есть Сам Господь в Небесах, в Котором Одном там существует это супружество, 3004, 3005, 3009, 5138, 5194, 5502, 6343, 7945, 8339, 9263, 9314.
Именем "Иисус" означено Божественное Благо, а "Христом" Божественная Истина, оба же они означают Божественное Супружество в Небесах, 3004, 3005, 3009.
Это Супружество, а потому и Господь в отношении к Божественному Благу и Божественной Истине, пребывает в каждой частности внутреннего смысла Слова, 5502.
Супружество блага и истины в Небесах и в Церкви, иходящее от Господа, есть то самое, что называется небесным супружеством, 2508, 2618, 2803, 3004, 3211, 3952, 6179.
Так что, в этом отношении, Слово является как бы Небесами, 2173, 10126.
В Слове Небо уподоблено браку по причине существующего там супружества блага и истины, 2758, 3132, 4434, 4835.
Внутренний смысл Слова есть само подлинное учение Церкви, 9025, 9430, 10400.
Понимающие Слово в его внутреннем смысле знают подлинную доктрину Церкви, ибо внутренний смысл составляет ее, 9025, 9430, 10400.
Также внутреннее в Слове есть внутреннее в Церкви и внутреннее в богослужении, 10460.
Слово есть доктрина любви к Господу и милосердия к ближнему, 3419, 3420.
В буквальном смысле Слово подобно как бы облаку, а во внутреннем смысле - славе, Предисл. к Быт. 18, 5922, 6343,
Объяснены слова, что Господь придет на облаках небесных в славе. В Слове облако означает его буквальный смысл, а слава - его внутренний смысл, Предисл. к Быт. 18, 4060, 4391, 5922, 6343, 6752, 8106, 8781, 9430, 10551, 10574.
Вещи, содержащиеся в буквальном смысле Слова, относительно тех, что содержатся в его внутреннем смысле, подобны нечетким изображениям, отбрасываемым вокруг шлифованной оптической линзой, в которых все же различимо прекрасное изображение человека, 1871.
Те в духовном мире, которые любят и признают один буквальный смысл Слова, изображаются безобразной старухой. Но те, кто равным образом любят и признают его внутренний смысл, изображаются прелестно одетой девой, 1774.
Слово в своей совокупности служит образом Небес, ибо оно есть Божественная Истина, а эта последняя образует Небеса; Небеса же подобны единому человеку, и в этом отношении Слово является как бы образом человека, 187.
Что Небеса в совокупности напоминают человека, может быть видно в НН 59-67;
а что Божественная Истина, исходящая от Господа, образует Небеса, - в НН 126-140, 200-212.
Слово бывает представляемо ангелам прелестным и очаровательным образом, 1767, 1768.
Буквальный смысл Слова есть как бы тело, а внутренний смысл - как бы душа того тела, 8943.
Оттого жизнь Слова истекает из его внутреннего смысла, 1405, 4857.
В своем внутреннем смысле Слово является чистым, но в буквальном смысле это так не кажется, 2362, 2395.
Вещи, содержащиеся в буквальном смысле, получают святость от вещей внутренних, 10126, 10728.
В исторических частях Слова так же скрыт внутренний смысл, 4989.
Поэтому исторические части Слова содержат небесные тайны наравне с пророческими частями, 755, 1659, 1709, 2310, 2333.
Ангелы не воспринимают те части как относящиеся к истории, но к учению, ибо постигают их духовно, 6884.
Внутренние тайны, содержащиеся в исторических частях, менее очевидны для человека, чем те, что содержатся у пророков, потому что его разум слишком концентрируется на перипетиях истории, 2176, 6597.
Вновь показано качество внутреннего смысла Слова, 1756, 1984, 2004, 2663, 3035, 7089, 10604, 10614, и проиллюстрировано сравнениями, 1873.

12. Слово написано соответствиями и потому - изображениями.
В своем буквальном смысле Слово написано чистыми соответствиями, т.е. содержит в себе вещи, которые изображают и означают духовные предметы Небес и Церкви, 1404, 1408, 1409, 1540, 1619, 1659, 1709, 1783, 2179, 2763, 2899.
Так соделано по причине существования внутреннего смысла в каждой его частности, 2899.
Так соделано ради Небес, ибо пребывающие там не понимают Слово в буквальном смысле, который природен, но лишь во внутреннем смысле, который духовен, 2899.
Поскольку Господь вещал из Божественного, Он изъяснялся через соответствия, изображения и символы, 9049, 9063, 9086, 10126, 10728.
Таким образом, Господь говорил в Себе, обращаясь сразу и к Небесам, и к миру, 2533, 4807, 9049, 9063, 9086.
Изреченное Господом простирается во все Небеса, 4637.
Исторические части Слова изображают духовные реалии, а слова имеют духовное значение, 1540, 1659, 1709, 1783, 2686
Слово не могло быть написано никаким другим стилем, так чтобы через него могло существовать сообщение и соединение с Небесами, 2899, 6943, 9481.
Сильно ошибаются те, кто пренебрегает Словом по причине его, по видимости, простого и грубого стиля, и кто полагает, будто принял бы Слово, будь оно написано другим образом, 8783.
Манера и стиль письма древнейших людей также состояли в использовании соответствий и изображений, 605, 1756, 9942.
Мудрецы древности наслаждались Словом по причине содержащихся там духовных изображений и символов; показано из опыта, 2592, 2593.
Когда человек, принадлежавший к Древнейшей Церкви, читал Слово, он ясно видел предметы, заключенные в его внутреннем смысле, но весьма смутно те, что принадлежат буквальному смыслу, 4493.
Сыны Иакова были введены в землю Ханаанскую потому, что с древнейших времен все уголки той земли служили духовными изображениями, 1585, 3686, 4447, 5136, 6516,
и для того, чтобы там могло быть написано Слово, географические пункты в котором были бы поименованы согласно внутреннему смыслу, 3686, 4447, 5136, 6516.
По причине написания среди еврейской нации, Слово в своем буквальном смысле было полностью изменено (относительно древнейших образцов), внутренний же смысл сохранился, 10453, 10461, 10603, 10604.
Процитированы многие отрывки из Слова, касающиеся еврейской нации, которые, однако, должны пониматься согласно их внутреннему смыслу и потому иначе, нежели это видно по букве, 7051.
Поскольку та нация изображала Церковь, и Слово было написано в их среде и о них же, поэтому Божественные небесные вещи были означены их именами, как, например, именами Рувима, Симеона, Левия, Иуды, Ефрема, Иосифа и прочих. Так, под Иудой во внутреннем смысле понимается Господь относительно небесной любви и также относительно Его небесного царства, 3654, 3881, 5583, 5782, 6362-6381.

Чтобы могло стать известным, что такое соответствия, каковы их качества и также качества изображений, употребленных в Слове, о них будет сказано нечто еще. 
Все вещи, которые соответствуют чему-либо, его же изображают, а потому служат ему символами, так что соответствия и изображения составляют одно, 2896, 2897, 2973, 2987, 2989, 2990, 3002, 3225.
Показано из опыта и примерами, что такое соответствия и изображения, 2763, 2987-3002, 3213-3226, 3337-3352, 3472-3485, 4218-4228, 9280.
Наука соответствий и изображений почиталась древними много выше прочих наук, 3021-3419, 4280, 4748, 4844, 4964, 4966, 6004, 7729, 10252,
в особенности среди людей востока, 5702, 6692, 7097, 7779, 9391, 10252, 10407;
в Египте же больше, чем где-либо еще, 5702, 6692, 7097, 7779, 9391, 10407;
а также среди язычников: в Греции и других местах, 2762, 7729.
Однако ныне, особенно в Европе, эта наука утрачена, 2894, 2895, 2995, 3630, 3632, 3747, 3748, 3749, 4581, 4966, 10252.
Тем не менее, эта наука гораздо превосходит все прочие, ибо без нее невозможно понять ни Слово, ни значение уставов Еврейской Церкви, о которых говорится в Слове; нельзя узнать ни о Небесах, ни о духовных предметах, ни о порядке наития духовного в натуральное, ни способ наития души человеческой в тело, не беря многих прочих вещей; см. в 4180 и в цитированных выше отрывках.
Все предметы, являющиеся ангелам и духам, суть изображения согласно соответствиям, 1971, 3213-3226, 3475, 3485, 9457, 9481, 9576, 9577.
Небеса полны изображений, 1521, 1532, 1619.
Изображения тем прекраснее и совершеннее, чем в более внутренних Небесах они видятся, 3475.
Те изображения суть реальные видимости, ибо они происходят от света Небес, который есть Божественная Истина, а она есть сущность всех существующих вещей, 3485.
Причина тому, что все и каждая из вещей, существующих в духовном мире, изображаются в природном мире, заключается в том, что внутреннее облекает себя согласующимися с ним внешними формами, благодаря которым оно становится видимым, и человек его видит, 6275, 6284, 6299.
По этой причине цель принимает подходящий облик, чтобы она могла предстать причиной в низшей сфере и действием в сфере еще нижайшей. И когда цель, посредством причины, переходит в действие, тогда она становится видимой, или является перед глазами людей, 5711.
Это может быть проиллюстрировано наитием души в тело, а именно, тем, что душа облекается такими материями тела, посредством которых все, что она мыслит и желает, может быть выражено и проявлено видимым образом. По этой причине, когда мысль втекает в тело, она изображается соответствующими ей жестами и действиями, 2988.
Склонности духа ясно изображаются на лице различными его выражениями, так что их там видно, 4791-4805, 5695.
Отсюда ясно, что во всех и каждой вещи природного мира внутренне скрыты причина и цель, действующие из духовного мира, 3562, 5711,
ибо все вещи в природе суть конечные действия, в которых скрыты (духовные движущие причины), 4240, 4939, 5051, 6275, 6284, 6299, 9216.
Внутренние вещи - те, которые изображаются, а внешние - те, которые их изображают, 4292.
Что такое соответствия и изображения, можно далее увидеть в книге О небесах и аде, где повествуется о соответствии всего в Небесах со всем в человеке, HH 87-102; о соответствии Небес всему сущему на земле, HH 103-115; и об изображениях и видимостях в Небесах, HH 170-176.
Поскольку все вещи в природе являются изображениями вещей духовных и небесных, то в древние времена существовали Церкви, внешние предметы которых, т.е. ритуалы, служили прообразами. Те Церкви назывались оттого прообразовательными, 519, 521, 2896.
Церковь, установленная среди сынов Израилевых, была прообразовательной, 1003, 2179, 10149.
Все внешние ритуалы в ней изображали собой внутренние предметы Небес и Церкви, 4288, 4874.
Изображения в Церкви и в богослужении подошли к концу, когда Господь пришел в мир и явил Себя миру, поскольку Он (тем самым) явил внутренние предметы Церкви, и поскольку все изображения той Церкви, в своем высшем смысле, относились к Нему, 4835.

13. Буквальный, или внешний, смысл Слова.
Буквальный смысл Слова выражен в согласии с видимостями земного мира, 589, 926, 1408, 1410, 1832, 1874, 2242, 2520, 2533, 2719.
И он приспособлен к пониманию простых людей, 2533, 9048, 9063, 9086.
В своем буквальном смысле Слово природно, 8783
потому что натуральное начало служит крайним пределом, в котором оканчивается все духовное и небесное и на котором они основаны, словно дом на фундаменте. Поэтому без буквального смысла внутренний смысл Слова оказался бы подобен дому без фундамента, 9360, 9430, 9433, 9824, 10044, 10436
Поэтому Слово (в буквальном смысле) содержит духовный и небесный смыслы, 9407,
и поскольку оно таково, Божественная святость существует во всех и каждой вещи буквального смысла, вплоть до последней йоты, 639, 680, 1869, 1870, 9198, 10321, 10637.
Хотя законы, предначертанные израильтянам, отменены, они остаются Святым Словом по причине заключенного в них внутреннего смысла, 9211, 9259, 9349.
Среди законов, положений и статутов, предначертанных Израильской, или Еврейской, Церкви, которая была прообразовательной, есть такие, которые до сих пор подлежат исполнению как в буквальном, так и во внутреннем смыслах (Заповеди); есть такие, которые надлежит всецело исполнять в их внешнем смысле; некоторые могут принести известную пользу соблюдающим их людям; и некоторые целиком отменены, 9349
Слово Божественно даже в тех частях, которые отменены, по причине небесных вещей, скрытых в их внутреннем смысле, 10637.
Каков становится буквальный смысл Слова, если он не понимается через призму внутреннего смысла, или, что то же самое, согласно истинному учению, почерпнутому из Слова, 10402.
В отсутствие внутреннего смысла, т.е. без подлинного учения, почерпнутого из Слова, из буквального смысла рождается неисчислимое множество ересей, 10400.
Пребывающие во внешнем (религии) без внутреннего не способны принять внутренние предметы Слова, 10694.
Таковы были библейские евреи, таковы же они и теперь, 301, 302, 303, 3479, 4429, 4433, 4680, 4844, 4847, 10396, 10401, 10407, 10694, 10701, 10707. (Под "евреями" разумеется не конкретная нация, а присущее многим из них душевное качество слепой приверженности к букве Писания)

14. Господь есть Слово.
Во внутреннейшем смысле Слова речь идет об одном Господе; там описаны все состояния прославления Его Человечности, т.е. Ее соединения с Самим Божественным Началом, а также все состояния, относящиеся к подчинению Господом адов и приведению в порядок всех вещей как в адах, так и в Небесах, 2249, 7014.
Таким образом, в этом смысле полностью описана земная жизнь Господа, и благодаря этому смыслу Господнее присутствие с ангелами постоянно, 2523.
Соответственно, во внутреннейшем начале Слова присутствует один Господь, откуда происходят Божественность и святость Слова, 1873, 9357.
Слова Господа о том, что сказанное о Нем в Писании исполнилось, означают, что исполнились все вещи, содержащиеся во внутреннейшем смысле Слова, 7933.
Слово означает Божественную Истину, 4692, 5075, 9987.
Господь есть Слово, потому что Он есть Божественная Истина, 2533.
Господь еще потому есть Слово, что оно исходит от Него и повествует о Нем, 2859,
и в своем внутреннейшем смысле говорит об одном Господе; таким образом, Господь Сам пребывает в нем, 1873, 9357;
Господь есть Слово, потому что во всем Слове и в каждой его частности присутствует супружество Божественного Блага с Божественной Истиной, которое пребывает в одном Господе, 3004, 3005, 3009, 4137, 5138. 5194, 5502, 6343, 7945, 8339, 9263, 9314.

Божественная Истина есть единственная Реальность, а то, в чем она пребывает и что исходит от Божественного Начала, есть единственная Вещественность, 5272, 6880, 7004, 8200.
Поскольку Божественная Истина, исходящая от Господа как солнца Небес, служит там светом, а Божественное Благо - теплом; поскольку там все вещи существуют из этих двух, в точности как все земные вещи существуют от (природных) тепла и света, которые пребывают в их веществе и действуют посредством них; и поскольку природный мир существует через посредство Небес, или духовного мира, - из всего этого ясно, что все сотворенные вещи были сотворены из Божественной Истины и, таким образом, из Слова, согласно тому, что говорится у Иоанна:

В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог; все через Него начало быть, что начало быть; и Слово стало плотию. Ин. 1: 1, 3, 14 и 2803, 2894, 5272, 6880.

Дальнейшие частности о сотворении всех вещей из Божественной Истины, а значит, Господом, могут быть найдены в книге О Небесах и аде, 137, особенно в главе, посвященной Солнцу Небес, где показано, что оно есть Господь, а именно - Его Божественная Любовь, НН 116-125; и что Божественная Истина есть свет, а Божественное Благо - тепло, исходящие от того Солнца Небес, НН 126-140.

Соединение Господа с человеком осуществляется через Слово, через его внутренний смысл, 10375.
Это соединение производится всеми и каждой частностью Слова; поэтому Слово не может идти ни в какое сравнение с любым другим писанием (человеческим), 10632, 10633, 10634.
Со времени написания Слова, Господь разговаривает с людьми посредством него, 10290.
Кроме того, см. дополнительные сведения в книге О Небесах и аде о соединении Небес с человеком просредством Слова, НН 303-310.

15. О противниках Слова.
О тех, кто осмеивает, поносит и профанирует Слово, 1878;
их состояние в другой жизни, 1761, 9222.
Они соответствуют вязким элементам в крови (Величайшего Человека), 5719.
Насколько смертельно опасно профанировать Слово, 571-582.
Какой выходит вред, когда посредством Слова подтверждаются ложные принципы, особенно если они потакают любви к себе и к миру, 589.
Кто не имеет склонности к истине ради нее самой, тот крайне презирает вещи, относящиеся к внутреннему смыслу Слова, и питает к ним отвращение. Показано на примерах таких людей, пребывающих в духовном мире, 5702.
Некоторые лица в другой жизни, когда делали попытки с презрением отвергать внутренний смысл Слова, были лишены рациональности, 1879.

16. Книги, составляющие Слово.

К Слову относятся все те книги, которые содержат внутренний смысл. Напротив, те, которые не содержат внутреннего смысла, Словом не являются.

Книги Ветхого Завета, относящиеся к Слову, следующие: Пятикнижие Моисеево, Книга Иисуса Навина, Книга Судей, четыре Книги Царств, Псалмы Давида, пророки Исайя, Иеремия, Плач Иеремии, Иезекииль, Даниил, Осия, Иоиль, Амос, Авдий, Иона, Михей, Наум, Аввакум, Софония, Аггей, Захария, Малахия.
Книги Нового Завета, относящиеся к Слову, следующие: четыре евангелия от Матфея, Марка, Луки, Иоанна и Апокалипсис.

Прочие книги не содержат внутреннего смысла, 10325.
Книга Иова - древняя (осталась от Древней Церкви); в ней, это правда, есть внутренний смысл, но изложенный непоследовательно, 3540, 9942.

17. Некоторые другие частности о Слове.
В еврейском языке термин "слово" означает различные вещи: высказанное слово, мысль рассудка, всякую реально существующую вещь, и также нечто, 9987.
Слово Божье означает Божественную Истину и Господа, 2533, 4692, 5075, 9987.
Слова означают истины, 4692, 5075, а также предметы учения, 1288.
Десятисловие означает все Божественные Истины, 10688.
В Слове, особенно в его пророческой части, встречаются по два наименования для одной и той же вещи. Одно из них относится к благу, другое - к истине, которые таким образом соединены, 683, 707, 2516, 8339.
Но лишь из внутреннего смысла Слова может стать известно, какое из наименований относится к благу, а какое - к истине. Ибо существуют определенные термины, выражающие то, что относится к благу, и другие, выражающие то, что относится к истине, 793, 801.
И это до такой степени так, что по одним этим словами можно узнать, говорится ли о благе или об истине, 2722.
Или, в других случаях, один термин выражает нечто общее, а другой - какую-либо частность, оттуда исходящую, 2212.
В Слове существует некая взаимность истины и блага, о чем см. 2240.
Большинство вещей в Слове имеют также и противоположные значения, 4816.
Внутренний смысл данного предмета зависит от того, как именно о нем сказано, 4502.
Кто наслаждался чтением Слова, в другой жизни приемлет тепло Небес, содержащее небесную любовь, согласно качеству и степени их наслаждения ею, 1773.