Начало Беседы с ангелами

Этот отрывок написан Сведенборгом в 1766 году.
Опубликован посмертно.
По мнению Генеральной Церкви Нового Иерусалима, частью Слова Божьего не является.
Последний латино-английский перевод сделан Джоном Чэдвиком в 1975 году.

У меня сложилось впечатление - не знаю, насколько верное, - что Сведенборг, получив от Господа прямой доступ в духовный мир ради того Откровения Божия, которое должно было излиться через него в мир земной, наряду с этим упорно стремился сочинять книги и от себя: "как видел и слышал", поскольку ему действительно было что рассказать. И хотя это предпринималось из самых благих побуждений, но, по-видимому, противоречило Божьей воле, так что все его "самостоятельные" работы оказались не изданы, некоторые оборваны на полпути, а большинство так и не вышло за пределы черновиков и набросков. Предлагаемый вашему вниманию фрагмент, с очевидностью, является одним из них. Используя сведения, полученные из бесед с ангелами, Сведенборг набрасывает тезисный план книги, предметом которой, как и всегда, служат поучения о правильной жизни, ведущей человека к Небесам.

Перевод с английского - М.Глебов, 2004

1. Одно зло содержит в себе бесчисленное количество похотей, внутренних и внешних, о которых человек ничего не знает. Все эти похоти удаляются Господом, насколько человек взирает к Нему и избегает зла как бы сам собою. Показать это различными примерами из человеческой анатомии - тем, что относится к желудку, почкам и органам размножения. Человеку не требуется знать обо всем этом. Зло представляется человеку чем-то единым, тогда как в нем содержатся все похоти, внутренние и внешние, в своей последовательности, хотя в самом зле они присутствуют одновременно. Это также следует показать. Если человек избегает зол только по гражданским и нравственным причинам, он от них не очищается, ибо тогда он очищается лишь в своих внешних началах, но не во внутренних. Таким образом, никто не очищается нынешней верой, которая полагает в свою основу действия лишь гражданского, нравственного и социального характера.

2. Те, кто по убеждению представляют Человечность Господа подобной любому другому человеку, разделяют Господа надвое. В сердце они Социнианцы или Ариане, в которых нет Церкви. К этому приводит вера без милосердия.

3. Пребывающие в одной вере без милосердия не могут удержаться от разделения Бога на три, и обратно - кто разделяет Бога на три, любит веру без милосердия.

4. И Господь, и человек равным образом пребывают в любви к ближнему. На основании этой любви и происходит соединение. Кто находится в этой любви - любит Господа.

5. Человек, в душе своей почитающий то или иное зло дозволительным, постоянно осуществляет его. Тогда стремление делать это зло сколь возможно долгое время поселяется не только в его разуме, но и в его теле. Это стремление есть действие воли, которое сдерживается лишь внешними причинами.

6. Внутренний человек состоит не просто из разумения, мышления и знания, но он желает того, что понимает, мыслит и знает. Из этого можно видеть, каков внутренний человек, отделенный от внешнего, и каков, если не отделен. Все духовное содержится в мышлении, истекающем из воли, а мышление без участия воли есть нечто внешнее, вроде двора перед домом.

7. Есть три вещи, следующие друг за другом в порядке и составляющие одно: милосердие, вера и добрые дела, подобно воле, разумению и действию. Если одного из них не хватает, другие идут на убыль или исчезают совсем.

8. Человек должен поступать и мыслить в духовных делах так, как будто он действует полностью самостоятельно. Иначе он не будет человеком. Это свойство - образ Божий в человеке. Это постоянно даруется ему Господом. Это даруется ради взаимности любви и следующего отсюда соединения. В противном случае Слово было бы ни к чему не нужно. В противном случае не стало бы никакой религии.

9. Все [духовное] втекает в человека таким образом, что он служит лишь принимающим органом. Он, что касается души, есть орган, приемлющий все от неба, а что касается тела - приемлющий все от мира. Подобно тому, как глаз служит приемником света, уши - приемниками звука, и то же с прочими частями тела, так рассудок служит приемником небесного света, т.е. мудрости, а воля - приемником небесного тепла, а значит, любви. В человеке нет ничего, кроме способности восприятия; показать на органах тела, какова эта способность. Природные объекты воспринимаются органами тела таким образом, как если бы они присутствовали в них; также и духовные объекты - как если бы они находились в душе, хотя их там нет. Из этих ощущений и возникают ошибки.

10. Ошибки происходят из идей, противных Порядку: так, думают о Боге по Его Лицам, а не из Сущности; судят о ближнем по его личности, т.е. по его внешнему поведению, а не исходя из его реального характера; думают о Небесах как о месте, а не из любви и мудрости, о Церкви по внешнему богослужению, а не из милосердия и веры, порождаемой милосердием, и вообще о различных предметах - по радостям и приятностям, а не по любовям, из которых рождаются эти последние.

11. Состояние человека, что касается его воли или любви, не меняется после смерти, поскольку они составляют самую его жизнь, и то же относительно милосердия. Состояние человека, что касается его разумения, меняется, но меняется в согласии с той любовью, которая пребывает в его воле. В мире человек может думать, что он, по качествам своего разумения, находится в Небе, хотя в действительности это не так. В результате все, что в его рассудке относится к истине и благу, отнимается от него, поскольку не сочетается с любовью, пребывающей в его воле.

12. Абсурдности о вере, моментально нисходящей к человеку, и, таким образом, о мгновенном спасении. Также о непосредственной Божьей милости, ибо она составляет одно с мгновенно получаемой верой. Тогда как на деле человек шаг за шагом преобразуется и возрождается до конца своей жизни и после этого - вечно. И он никогда не может быть совершенно возрожден, разве что касается самых общих вещей, и некоторых общих вещей, пребывающих ниже тех.

13. Разумение духовных предметов утрачено среди той части священства, которая утвердила в себе ложности нынешней веры. Оно не потеряно среди мирян, ибо они этих ложностей не подтверждают. Насколько священство замкнуло собственное понимание духовных предметов и также понимание оных мирянами. Подтверждение [ложностей] замыкает его; объяснить, почему. Другие виды подтверждений. Подтверждение собственным образом жизни является наихудшим.

14. Как разрушается буквальный смысл [Слова] по мере того, как он восходит в Небеса и становится духовным. Буквальный смысл совлекается, выявляя внутренние истины. Опыты, показывающие, что когда в человеке истина лежит сокрытой, ее буквальный смысл въяве раскрыт на Небесах, и обратно, [при ложном понимании] он рассыпается врозь, иногда с громким шумом. А если за буквальным смыслом скрывается подтвержденная любовь ко злу, возникают как бы вспышки огня и случается взрыв. Каждая деталь буквального смысла сообщается со всеми Небесами. Поэтому Слово служит соединением Небес и Церкви. Эти предметы не могут быть поняты без знания соответствий.

15. В духовных предметах ложные первоначала ведут к фальсификации всего остального. Таким образом, в Слове они олжетворяют все. Так происходит, даже если человек, читающий Слово, не ведает об этом. Ложности действительно вкрадываются в каждую деталь Слова, с боков или в середину. Такие ложности не видны, пока не окажутся в фокусе умственного внимания человека.

16. Истины не фальсифицируют Слово, когда бы его ни читали, потому что они всегда состоят во взаимной связи. Доброта жизни не фальсифицирует Слово, поскольку она пребывает в каждой его малейшей детали. Поэтому буквальный смысл Слова может различно пониматься человеком, пребывающим в истинах, которые составляют учение, и в добре жизни.

17. У тех, которые находятся в вере без милосердия, все добрые дела и даже покаяние становятся заслуги ради. Кто подтвердил в себе ложности веры, фальсифицирует все Слово, хотя и не знает об этом. О Лютере. Бог есть источник всех вещей. Это может быть проиллюстрировано всем, что соответствует человеку, и также сферами, которые окружают ангелов. Милосердие и вера составляют одно, подобно чувству и мысли, поэтому действие, принадлежащее более одному, чем другому, невозможно. Чувство без мысли лишено сознания и противоположно ему; то же и с милосердием. Описание, чему подобна вера до того, пока не будет оживлена милосердием; это исторический факт…