Начало Пять памятных случаев

Эта работа написана Сведенборгом в 1766 году.
Опубликована посмертно.
По мнению Генеральной Церкви Нового Иерусалима, частью Слова Божьего не является.
Латино-английский перевод сделан Джоном Чэдвиком в 1975 году.

Перевод с английского - М.Глебов, 2004

1. О природе чисто натурального человека

Однажды мне захотелось узнать свойства ума совершенно натурального человека. И я возвел очи к Небесам и вопросил о том Господа. Причиной тому было, что я перед тем слушал человека такого типа. Он утверждал, что может видеть, понимать и постигать многие предметы столь же рациональным образом, как и те, кого называют "духовными людьми", и даже как ангелы небесные. К этому он добавил: "Разве те и другие не имеют равной силы суждения? Какова разница между ними, кроме случайных расхождений во взглядах?"

Вдруг из нижних областей взошел некий сатана. Все сатаны по духу совершенно натуральны и могут рассуждать умно, но лишь из обмана чувств; следовательно, они видят ложь как истину, ибо вся ложь рождается из обманов чувств. Когда я заметил его, то вначале его лицо казалось живым и сияющим, затем сделалось мертвенно-бледным и наконец адским, черного цвета. Я вопросил о причинах этих изменений в лице, и с Небес ответили, что таковы последовательные состояния духа чисто-натуральных людей, ибо лица служат выражением состояния духа. Внутреннейшие состояния их духа адские и потому изображаются в лицах чернотой. Средние части благодаря фальсификациям истины становятся бледны, как труп. Но внешние части излучают живое сияние, ибо когда эти люди находятся во внешности, что бывает в процессе общения, они способны мыслить истины, подтверждать их, понимать и даже учить им. Они имеют эту способность потому, что сила суждения является самой сущностью человечности: именно она делает человека человеком и отличает его от зверей. Но сатаны обладают сиой суждения единственно во внешних началах и лишены ее во внутренних, ибо там господствует страсть к опрелюбодействованию благ и фальсификации истин Церкви. Эта страсть втекает в их способность к суждениям и помрачает ее, наводя столь густую тьму, что тогда они могут видеть на месте истин одни ложности.

2. Рассмотрев его лицо, я вгляделся в глаза и заметил, что его зрачки как бы испускали лучи света. Позже они сделались тусклыми, а радужные оболочки приобрели отчетливый зеленый цвет; и наконец глаза затянулись пленкой. В результате весь зрачок стал подобен бельму. Наблюдая все это, я спросил его, может ли он хоть что-нибудь видеть, и он ответил: "У меня отличное зрение, даже лучше, чем прежде". Я спросил: "Как же ты можешь видеть незрячими глазами: их роговица непрозрачна. Возможно, ты видишь нечто внутри себя, в обманчивом свете". Он же удивился: "А что такое обманчивый свет?" Чтобы разъяснить ему это, я спросил: "Что ты мыслишь в своем свете, в котором пребываешь?" - "Я уверен, что вижу ясно, - отвечал он, - что зверь мыслит столь же разумно, как и человек; во-вторых, что Бог есть природа, а природа - Бог; далее, что религия бесполезна; что благо и зло означают лишь приятное и неприятное для нас", и прочее в том же духе.

3. Когда он высказал все это, я ответил несколькими настоящими истинами, которые он прежде слышал и даже подтверждал, находясь во внешних началах. Едва он их услышал, как отвратил свои глаза, распознал эти истины, и вновь посмотрел как прежде. Пелена, покрывавшая его зрачки, имела границу; и он поглотил ею те истины и поместил в свой обманчивый свет; и тогда, рассмотрев, он объявил те истины ложью. Но поскольку в моих глазах его речи были грязны и даже убийственны, ибо таким путем он убивал истины, делающие человека человеком и ангела ангелом, - его присутствие сделалось мне противно. Поэтому я отвернулся, а когда затем взглянул назад, то увидел его, захваченного вихрем, падающим в ад; и поскольку то место, где он стоял, источало смрад, я быстрее пошел домой. Ибо Божественная Истина, фальсифицированная сатанами в Духовном мире, воняет, словно уличная грязь.

4. Духовный опыт, касающийся первого состояния человека после смерти

Когда человек по смерти прибывает в духовный мир, что обыкновенно случается на третий день после того, как он изронит последнее дыхание, - он кажется себе столь же живым, как был в мире; он видит себя обитающим в том же доме, комнате и спальне, в той же одежде и с теми же домочадцами. Если он был королем или принцем, он обнаруживает себя в том же дворце, если сельским тружеником - в том же домишке, второй из них - в сельской местности, первый - в обстановке великолепия. Причина, по которой так бывает с каждым человеком по смерти, состоит в том, чтобы смерть не казалась смертью, но продолжением жизни, и чтобы последний шаг природной жизни стал первым шагом жизни духовной, откуда человек должен продвигаться к своей цели, будь она в Небесах или в аду.

5. Причина, по которой недавно умершие люди находят во всем такое подобие, в том, что их дух остается в точности тем же, что был в мире; а поскольку дух не заключен в одной голове, но наполняет собой целое тело, то и является зримо в том же по виду теле; ибо тело суть орган духа, последовательно нисходящее из головы. Поэтому дух есть самый человек, но тогда он уже не материальный человек, а духовный; и поскольку по смерти он остается тем же, то зримо представляется себе таким, как привык себя видеть, и в окружении вещей, которыми он обладал дома, живя в мире. Но это продолжается лишь несколько дней.

Что дух наполняет целое тело и является самим человеком, который живет по смерти, - хорошо видно из синхронности речи рта и действий тела с мыслями и желаниями духа. Ибо рот тотчас высказывает мысль духа, а тело тотчас исполняет желание духа. Люди ошибочно верят, что человек по смерти живет как душа или дух, не имеющий человеческой формы и подобный пару от дыхания или воздушному пузырю, - благодаря неведению, что дух составляет внутреннюю форму целого тела.

6. Когда новички, пришедшие в духовный мир, пребывают в этом первом своем состоянии, ангелы являются их приветствовать, и вначале беседа доставляет ангелам удовольствие, ибо они знают, что взгляды новопришедших остаются совершенно такими же, как были в прежнем мире. Ангелы спрашивают, что они думают о посмертной жизни, и новички дают ответы согласно своим прежним убеждениям. Некоторые говорят, что не знают; другие - что умершие становятся духами или эфирными формами; третьи - прозрачными воздушными телами; четвертые - порхающими приведениями; пятые - что они пребывают в воздухе или эфире; шестые - в воде; седьмые - в центре земного шара; есть и такие, что говорят, будто души, подобные ангелам, находятся среди звезд; а прочие из новичков утверждают, что человек по смерти не живет.

7. Слыша такие ответы, ангелы наконец говорят: "Хорошо, мы покажем вам нечто новое, чего вы раньше не знали и чему не верили, а именно - что каждый человек по смерти живет в теле, как жил и прежде". Новички возражают: "Это невозможно; откуда умерший найдет себе тело? Не лежит ли оно со всем принадлежащим мертвое в могиле?" Ангелы на это не без удовольствия говорят: "Мы дадим вам наглядное подтверждение. Разве вы сами - не люди в совершенной форме? Взгляните на себя, ощупайте себя; а ведь вы уже покинули природный мир! Причина же, по которой вы до сих пор не знаете об этом, та, что первое состояние жизни по смерти совершенно подобно последнему состоянию жизни перед смертью." Услышав это, новички изумляются и в сердечной радости восклицают: "Слава Тебе, Господи, что мы живы и смерть не истребила нас всеконечно!" Я часто слышал, как новичков наставляют таким путем касательно их посмертной жизни, и как они радуются собственному воскресению.

8. Духовный опыт о скончании века, разрушении мира и конце Церкви

Мне приходилось часто слышать беседы между ангелами и новопришедшими духами; однажды беседа шла о скончании века и разрушении мира. Поскольку эти новички еще не знали о Небесах, аде, посмертной жизни человека, и вообще ничего за рамками буквального смысла Слова, их ответы были лишены смысла и полны противоречий. Они говорили, что под скончанием века понимали разрушение мира; под пришествием Господа в тот момент - его появление с ангелами на облаке; под Последним Судом - вынесение приговоров о спасении или проклятии всем мертвым после того, как они восстанут из могил. Слыша такие вещи, ангелы дважды или трижды спросили их с улыбкой, говорят ли они это по вере сердца, по вере памяти, которая в сущности есть предание, полученное от других, или из фантазий своего воображения. На что новички с негодованием огрызнулись: "Как вас понимать насчет фантазий или людских преданий? Разве не истины открыты в Слове, и не должны ли они исходить из веры сердца?" Ангелы им мягко ответили: "Эти ваши верования не причиняют вреда, но позже вы будете наставлены, что это не так".

9. И едва это было сказано, как маленькие языки пламени сошли с Небес на головы новичков; через это они ощутили желание узнать истинный источник их веры. И они воскликнули: "Что есть вера, если не истина? И где истина пребывает в собственном свете, если не в разумении! Если ум человека погружен во тьму, его вера подобна лунатику, не ведающему, куда он идет, а если она подтверждается земными фактами без духовного просветления, она бывает подобна летучей мыши." Среди новопришедших был священник. Услышав такое от своих сотоварищей, он гневно сказал: "Что общего имеет вера с человеческим разумением?" Ангелы же ответили: "Что есть вера без понимания, как не слепая вера?" И тут внезапно язычок пламени упал с головы священника к его обуви и еще светил там некоторое время.

10. После этого ангелы спросили новичков, что еще они мыслили и доселе мыслят о скончании века из своей веры. Те ответили, что тогда разрушится вся вселенная - как небо, так и земля, ибо написано, что небеса и земля прейдут, и что это произойдет в дыму. Ангелы захотели уточнить, о каком небе и какой земле идет речь: об относящихся к натуральному или к духовному миру? Ибо здесь, сказали они, тоже есть Небеса и земли, в первых пребывают ангелы, а на вторых живут люди. Новички возразили: "Не понимаем! Возможно, вы шутите? Разве ангелы - не духи, а что есть дух, как не дуновение ветра? И где обитают духи? Разве не летают они в атмосфере, поднимаясь до самых звезд?" Ангелы им отвечали: "Вы сами сейчас находитесь в духовном мире, а между тем не ведаете, что покинули природный мир. Здесь Небеса, в коих живут ангелы, расположены над вашими головами, а ад, где обитают дьяволы и сатаны, лежит под вашими ногами. Разве не кажется вам та земля, на который мы все стоим, настоящей? Потопайте ногами и убедитесь!" Но поскольку все это никак не вязалось с их предубеждениями, они были сильно озадачены. Все же, благодаря просветлению через языки пламени, видимые на их головах, они увлеченно слушали ангелов и постигали истины.

11. Ангелы продолжали спрашивать: "Как, согласно вашим верованиям, должен разрушиться мир?" - "В огне, - отвечали они, - о чем у нас есть много догадок и пророчеств". Некоторые из них думали, что пламя низринется с неба на землю во всех направлениях, вроде как было с сыновьями Аарона или со всесожжением Илии; другие - что огонь вырвется из недр Солнца и подожжет всю вселенную; третьи - что пламя, пылающее в глубинах Земли, пробьется сквозь земную кору и хлынет во все стороны, как бывает с вулканами - Этной, Везувием и Геклой; четвертые - что в земную атмосферу ворвется огромная комета и подожжет ее своим огненным хвостом; пятые - что вселенная не погибнет от огня, но разрушится и распадется на части, будто старый дом; прочие из новичков имели и другие мнения.

Слушая все это, ангелы сказали друг другу: "Каково недомыслие, происходящее единственно из полного неведения о духовном мире, ангелах, их небесах и землях, и также из полного незнания о внутреннем, или духовном, смысле Слова! В результате все относящееся к жизни вечной сделалось принадлежностью одной памяти безо всякого размышления, а если оно и играет какую-то роль, то лишь подчиненную памяти, да и там подтверждения, вытекающие из ошибок чувств, затмевают свет рассудка. Изображение этого мы видели только что, когда язык пламени упал с головы священника к его обуви и светился там. Это кажется нам подобным тому, как если бы кто снял с головы шляпу, обвязал ее вокруг пяток и так пошел."

12. Тогда ангелы сказали: "Мы были избраны от Небес для наставления новичков, пришедших с земель натурального мира, ибо все приходящие оттуда имеют глупые верования о Небесах и даже о спасении. Но пока глупые убеждения не будут рассеяны, что достигается наставлениями, их рациональные способности останутся замкнуты. Эти способности, будучи следствием принятия света Небес, выше памяти, и они делают людей мудрыми; если бы они были замкнуты, люди обратились бы в животных - с единственной разницей, что они могли бы использовать для мышления свои внешние чувства и говорить на основании таких мыслей.

13. Таким образом, поскольку нам была вменена обязанность наставления, мы объясним вам, что означает в Слове скончание века". И они сказали, что под этим разумеется конец церкви, иначе называемый разорением и опустошением; такое случается, когда истины веры и блага милосердия полностью утрачивают свою сущность, что закрывает все пути к Небесам. Они сказали, что этот конец вряд ли где заметен в мире, ибо предметы веры там из истинных сделались ложными, и предметы милосердия из блага превратились в деяния по любви к себе, которые, будучи изображены дыханием уст, не восходят к небу, но, едва восстав, колеблются и ниспадают обратно к земле, подобно воде, которую при купании выплеснули на плечи, или подобно гнилому плоду, падающему зимой с дерева

14. Во времена скончания, или конца, церкви с кафедры каждого проповедника будет раздаваться клич, и в каждом месте богослужения люди станут шуметь: "Здесь у нас обиталище Бога, здесь Божий храм, здесь Божья Церковь, здесь спасение, здесь сияет свет Евангелия", - но они не будут знать, что сами пребывают в полной тьме и погружены в мечтания века сего. Причина состоит в том, что они веруют лжи как истине, а истину считают ложью, зло принимают за благо и наоборот. Эту ночь и эти фантазии Господь предсказал у Мф. 24: 37-39 и у Лк 17: 26-далее.

15. Вам будет дано подтверждение тому, что 'скончание века' есть конец церкви, не только из рассуждений, но и наглядно. Вы должны знать, что конец церкви пройдет на Земле практически незаметно, хотя он будет полностью виден в Небесах. Ибо Небеса и Церковь вместе подобны единому дому. Церковь суть фундамент и основание, Небеса - надстройка и крыша, а обитатели соединены между собой как родственники, живущие со своими слугами. Поэтому когда Церковь вследствие развившихся в ней зла и лжи съезжает с основания, дом более не держится целым, кроме только стен, и внутреннее соединение с ангелами Небес обрывается, и рушатся те лестницы, по которым можно восходить вверх и нисходить вниз. И тогда, чтобы дом не упал окончательно, Господь возвращается в земной мир и учреждает новую Церковь, и тем самым восстанавливает дом и поддерживает Небеса. Но это будет представлено вашему взору яснее, если мы помолимся Господу и выйдем отсюда на просторное место."

16. О солнце духовного мира и Господнем пришествии на облаке

И когда они вышли, то вначале повернулись к востоку, где увидели солнце, сияющее во всю его силу. И поскольку новички освещались его прямыми лучами, то спросили ангелов о солнце, было ли оно тем же самым, которое они видели в земном мире, так как оно стояло на той же высоте, имело тот же размер, было таким же красноватым и огненным и испускало сходное тепло и свет. "Если это солнце - то самое, - сказали новички, - разве мы еще находимся не в природном мире? Ибо откуда произошла природа, как не из своего солнца?" Но ангелы ответили: "Это солнце не природного, а духовного мира. Оно есть источник нашей вселенной, ангелы и духи живут благодаря его свету и теплу. Те и другие получают разумение и мудрость от его света, а волю и любовь - из его тепла. Сущностью этого солнца является чистая любовь, в средине же его пребывает Господь Иисус Христос, Бог Неба и земли, составляющий одно с Богом Отцом.

17. Божественная Любовь, непосредственно исходящая из Него и окружающая Его, представляется в виде солнца, и посредством света и тепла, которые оно испускает, Господь имеет вездеприсутствие, всезнание и всемогущество в духовном и натуральном мирах из конца в конец. Но солнце, давшее начало природе, есть чистый огонь, в свете и тепле которого нет мудрости и любви и потому нет жизни; тем не менее, оно служит жизни, т.е. мудрости и любви, придавая их живым формам материальное облачение и также наделяя их видимостью времени и пространства. Заметьте, что любовь и мудрость сами по себе не имеют ничего этого, но влияют на пребывающих во времени и пространстве. Это влияние происходит по мере их способности к принятию, которая, в свою очередь, зависит от их желания стать мудрыми и их жизни согласно требованиям мудрости." Слыша все это, новички стали плясать от радости, говоря: "Мы чувствуем, как наши сердца взыграли весельем, подобного чему мы не знали прежде". Ангелы же ответили: "Вы почувствовали это от небесной и духовной любви с их удовольствиями, которые изливаются из нашего солнца".

18. По завершении их беседы сверкающее облако внезапно явилось ниже солнца, оно не приглушало его свет, но распространяло его; и в этом сияющем облаке были видны ангелы с трубами, а вокруг них алтари и престолы, где лежали груды полуоткрытых книг; и над облаком явился Господь, говоря с ангелами из солнца. Тогда из облака каплями выпала роса, и ее капли, рассеиваясь вокруг, затвердели в крупицы манны. Ангелы подобрали несколько и дали скушать новичкам. Через четверть часа мы увидели, как из облака хлынул ливень, который ангелы назвали "утренним дождем"; он растворил манну обратно в росу. Она сперва сделалась сладкими на вкус горошинами, но скоро окончательно растворилась, ушла в почву и протекла ее насквозь. И тогда мы услышали радостные крики тех, кто обитал ниже этого участка земли: "Глядите, скорее бегите сюда, падают капли, благословенная влага Небес, и орошает нас!" Это была растворенная манна.

19. После того ангелы разъяснили новичкам смысл того, что они слышали и видели: "Это изображает вкратце пришествие Господа и события того времени. Бог, появившийся из солнца над облаком, был наш Господь Спаситель. Сияющее облако ниже Его было ангельским Небом, где Божественная Истина явилась в ее собственном свете. Речь Господа к ангелам означала наитие. Трубы, видимые в руках ангелов и возле их губ, были не трубы, но изображения тех речей, которые они вели меж собой в результате наития. Роса, падавшая из облака на землю и затвердевшая в манну, изображала небесные побуждения воли, скрывавшиеся в ангельской речи. Дождь, растворивший манну - небесную пищу - обратно в росу, которая впиталась почвой и протекла насквозь к живущим ниже, изображал наитие Божественной Истины из Слова на людей в мире; они вышли навстречу и приняли ее в свои души и свои сердца. Престолы и груды книг на них были не престолы и книги, а изображения людских внутренних склонностей и порожденных ими деяний, согласно коим будут судимы верующие и неверующие. Само сияющее облако, где были видны ангелы, изображало Господни Божественные Истины среди них; ибо сферы мыслей, порождаемые истинами, и сферы желаний, порождаемые благами, которые исходят от ангелов, повсюду видимы как облака.

20. Тут новички спросили: "Почему вы говорите, что увиденные нами вещи есть изображения, а не самые эти вещи?" Ангелы ответили: "Потому что каждая вещь, видимая в этом мире, служит соответствием или изображением. Оные содержат в себе истины и благодаря тому означают их. Таким образом, духовные реалии здесь видимы в том же обличии, что и природные предметы. Духовные вещи, принадлежащие нашему миру, и в Слове описаны так, как они являются здесь. Ибо Слово написано соответствиями, дабы оно могло служить как ангелам, так и людям. Все увиденное вами было показано для того, чтобы вы знали, как надлежит понимать Господнее пришествие.

21. О мерзости запустения

После того ангелы помолились Господу и повели новичков с восточной стороны к югу и оттуда дальше к западу, и молвили: "Здесь вы увидите мерзость запустения, предсказанную Господом чрез Даниила" (Мф. 24: 19); и они указали на черную тучу, простершуюся от границ востока до конца запада, из-за чего север и юг с обеих сторон также помрачнели. Увидев такую тучу, новички были объяты страхом. Они спросили, что это за великая, зловещая туча и тьма, и откуда она явилась. Ангелы отвечали: "Там находятся сатанинские духи, которые собрались в полчища и силой магического искусства, злоупотреблением соответствиями и также фантазиями создали себе как бы небеса; они заполонили холмы и возвели на их вершинах цитадели и башни, подобные Вавилонской, дабы проложить себе путь к Небесам, где живут ангелы, и низвергнуть их оттуда. Поднявшись высоко над землей, они кажутся захватывающими пространство, и это изображено облаком. Но посмотрите, что будет дальше!" И они увидели бесчисленное множество духов; оттуда неслись дикие вопли, перемежаемые непристойностями и звуками, характерными для оргий в борделях. Ангелы сказали: "Вы видите тех, кто в Апокалипсисе означался драконом и его двумя зверями, а также блудницей, сидящей на водах многих и на багряном звере. Все они пришли из христианского мира."

22. Новички спросили: "Почему их называют мерзостью запустения?" Ангелы ответили: "Они все пребывают во лжи касательно веры и во зле по жизни. Внутренности их духа адские, внешность же кажется небесной, так как они притворяются нравственными людьми. Все они льстецы и лицемеры. И поскольку они захватили пространство между Небесами, где живут ангелы, и землей, где живут люди, никакая из Божественных Истин не может дойти от Господа через Небеса к людям иначе, чем сквозь их толщу; но когда истина принимается ими, то извращается и фальсифицируется, подобно свету, поглощенному темным облаком или солнечному теплу, согревающему болото.

23. Тогда их глаза внезапно открылись, и они увидели град, смешанный с огнем, который падал из этой тучи; выпавший град обращался в липкое вещество, где кишели черви. Дальше к северу они заметили как будто саранчу, нисходившую из облака и пожиравшую траву на земле. Затем появились орлы и ночные птицы, прилетевшие из пустыни, они глотали червей и впивали липкое вещество, словно воду. Новички были изумлены этими видениями и потребовали у ангелов разъяснений. Те ответили, что такова мерзость запустения на земле. Град означает извращенные истины; огонь, который с ним смешан, - зло жизни; липкое вещество на земле - взаимное сцепление разных зол; черви - жизнь, порождаемую этим злом; саранча - ложь веры; ночные птицы - людей на земле, питающихся лишь такой духовной пищей; а орлы означают рассуждения и подтверждения лжи.

24. Вы должны знать: ничто иное не означается "прежним небом и прежней землей", которые, по словам Иоанна, "миновали" (Ап. 21: 1), как эти зловещие пространства, где сторонники Дракона и Вавилона соорудили себе жилища и назвали их небесами. И пока они занимают эту позицию, сообщение людей с ангельским Небом прервано, а потому, до некоторой степени, и их сообщение с Господом. Когда же сообщение прервано, все истины и блага Слова фальсифицируются и извращаются. Так выглядит изображение "мерзости запустения" в духовном мире; но для земных жителей она не отмечена никакими явными знаками. В результате они проникаются верой в ложь и окружают эту веру обманчивым светом, происходящим от чисто натуральных подтверждений, так что наконец верят, что это - истина."