Беглые наброски
Перевод с английского - М.Глебов, 2004.
Краткое изложение Учения Новой Церкви
Это краткое изложение доктрин Новой Церкви по силе и бескомпромиссности едва ли не превосходит прочие труды Сведенборга. Практически не вызывает сомнений, что большинство из 33 параграфов были использованы в качестве плана для небольшой работы Краткое изложение доктрины Новой Церкви (ВЕ), опубликованной в 1769 году. К сожалению, рукопись очень неразборчива и трудна в чтении.
1. Церкви, отделившиеся от Римского Католичества в процессе Реформации в Германии, Венгрии, Польше, Швеции, Дании, Англии и Голландии, отличаются друг от друга в разных отношениях, но все они согласны в пунктах Учения, касающихся Троицы Лиц в Божестве, происхождения греха от Адама, вменения человеку заслуги Христа и оправдания его верой.
2. До Реформации римские католики имели совершенно сходные взгляды по этим четырем пунктам. Их взгляды были те же на Троицу Лиц в Божестве, на происхождение греха от Адама, на вменение человеку заслуги Христа и на оправдание его верой, с той лишь единственной разницей, что они соединяли эту веру с добрыми делами.
3. Лидеры Реформации - Лютер, Меланхтон и Кальвин - удержали все догматы касательно Троицы Лиц в Божестве, происхождения греха от Адама, вменения человеку заслуги Христа и оправдания его верой, в точности как они существовали у римских католиков. Но они отделили добрые дела от веры, объявив, что первые не являются в той же мере спасительными, и это было сделано ради полного разрыва с Римским Католичеством на уровне самых основ Церкви, коими служат вера и милосердие.
4. Однако эти лидеры Реформации присоединили добрые дела к их вере таким образом, что никто не мог ясно понять, соединены ли они вместе или раздельны.
5. Лидеры Реформации присоединили добрые дела к вере для того, чтобы их доктрина согласовалась со Св. Писанием и между ними не было расхождения, хотя сама суть добрых дел обуславливает это расхождение.
6. Догматы о вменении человеку заслуги Христа и оправдании через нее возникли из идеи
о Троице Личностей и, стало быть, из идеи о трех Богах.
7. Все эти догматы с очевидностью становятся ошибочными, едва лишь отброшена идея о Троице Личностей и, следовательно, о трех Богах, и вместо нее принята идея об одном Боге, в Котором пребывает Божественная Троица.
8. В таком случае вера нынешней церкви в умилостивление Бога Отца, в удовлетворение за род человеческий, в посредничество Бога Сына, во вменение заслуги и отпущение грехов с помощью всего этого - и, стало быть, в оправдание, возрождение и освящение человека, - эта вера полностью рушится вкупе со всем
из нее вытекающим.
9. Вместо нее признается и принимается действительно спасительная вера, которая есть вера в одного Бога, соединенная с добрыми делами, а вовсе не вера, основанная на вменении заслуги Христа.
10. Эта вера есть вера в Бога Спасителя Иисуса Христа, и в своей простейшей форме она такова: 1. Существует один Бог, в Котором Троица, и этот Бог есть Господь Иисус Христос. 2. Спасительная вера есть вера в Него. 3. Нужно избегать злых дел как принадлежащих дьяволу и порождаемых им. 4. Нужно творить добрые дела как принадлежащие Богу и исходящие от Него. 5. Все это
человек должен исполнять как бы сам собой, но
притом обязан верить, что оно - от Господа, пребывающего с человеком и творящего посредством него.
11. Эта вера категорически не может удерживаться
человеком наряду со старой, ни старая вера с этой. Когда они сходятся вместе, возникает такое столкновение и конфликт, что в человеке гибнет все относящееся к Церкви.
12. Вера нынешней церкви отделила от церкви религию, целиком состоящую из добрых дел, которые являются слагаемыми жизни согласно истинам веры. Истины прокладывают путь в Небеса; в аду (взывают -?) к Богу Отцу, но в Небесах - к истинному Богу.
В этом месте рукопись содержит неразборчивое слово.
13. Вера нынешней церкви
фальсифицировала Слово, ибо оно не учит ничему иному, кроме как добрым делам, являющимся образом жизни человека, также истинам веры
- и спасению, когда они соединены вместе.
14. Вера нынешней церкви в такой степени ее разрушила, что в настоящее время не осталось ни единой истины в Слове, которая не была бы
фальсифицирована, и ни единого блага, относящегося к религии, которое не было бы опрелюбодействовано.
15. Это последнее состояние нынешней церкви обусловлено той верой, и именно оно понимается в Слове под "скончанием века" и "мерзостью запустения".
16. Это последнее состояние церкви, обусловленное той верой, означается
великой скорбью, какой не было от начала мира доныне, и не будет. Мф. 24: 21.
17. Это состояние церкви, обусловленное той верой, означается и следующими словами:
И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются. Мф. 24: 29; Ап. 8: 13.
18. Те, кто состоял и кто состоит в вере сегодняшней церкви, означаются "козлами" у Даниила и Матфея.
19. Те, кто состоял и кто состоит в вере сегодняшней церкви, означаются "драконом", "его двумя
зверями" и "лжепророком", а также "саранчой" в Апокалипсисе.
20. Те, кто состоял и кто состоит в вере сегодняшней церкви, в Ветхом Завете означаются "филистимлянами", а сама вера - их идолом. Отвержение догматов веры нынешней церкви и раскрытие догматов веры Новой Церкви понимается под этими словами:
И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое. И говорит мне: напиши; ибо слова сии истинны и верны. Ап. 21: 5
21. Более того, ни единое доброе дело вовек не сможет изойти от веры нынешней церкви, чтобы оно не оказалось ни заслуги ради, ни лицемерным; следовательно, "благие плоды" той веры суть пустые слова. Ибо та вера - во вменение человеку заслуги Христа.
Сведенборг уничтожил все написанное им в параграфе 22.
23. Из веры нынешней церкви возникло богослужение, принадлежащее одним устам, но не жизни, тогда как внешнее богослужение приемлется Господом и приносит пользу лишь в той мере, насколько оно выражено в самой жизни людей, обратное же не годится.
24. Прежняя вера является узлом противоречивых догм, которые и согласуются между собой, и не согласуются, вследствие чего эти догмы входят лишь в память людей, но не в какое-либо понимание, пребывающее над памятью, а лишь во внешние подтверждения (как это есть с верованием о свободе воли).
25. Догматы прежней веры могут быть изучены и удержаны в памяти лишь с великим трудом, их удается проповедовать и им обучать весьма сдержанно и с большой опаской, чтобы не проявилось бесплодие той веры. Так обстоит потому, что здравый смысл не постигает и не принимает ничего из тех догм (как со свободой воли).
26. Вера сегодняшней церкви отнимает у Бога его Божественные свойства, приписывая Ему взамен чисто человеческие: например, что Он взирал на людей с гневом, жаждал умилостивления, что Он умилостивляется по любви к Сыну и вследствие Его заступничества, что Он решил быть удовлетворенным Крестной страстью и страданием Сына,
чтобы тогда обратиться к милости, вменяя и прилагая заслугу Сына к человеку, о чем молит вера, отделенная от милосердия; кроме многих других подобных вещей.
27. Из веры нынешней церкви рождаются чудовищные отродья, и еще могут рождаться, как, например, догмат о спасении по непосредственной милости Божьей, о
господстве необходимости (вместо свободы) в духовных предметах, о том, что человек в смысле обращения к Богу подобен пню или камню, что нет связи между верой и милосердием, что существует предопределение, и даже, как сегодня мыслят некоторые люди, что Бог не обращает внимания на жизнь человека, но лишь на его веру; а равным образом и много других вещей. Также возникли учения о таинствах Крещения и Евхаристии и о Личности Христа, выведенные логически из принципа оправдания одной верой. Ереси, возникавшие с первых веков по сей день, не имеют иного происхождения, кроме как в той вере.
28. Если бы Господом не была восставлена Новая Церковь, никто не мог бы спастись; именно это означается словами:
И если бы не сократились те дни, не спаслась бы никакая плоть. Мф. 24: 22.
Причина в том, что прежняя церковь основана на догмате оправдания одной верой, а этот догмат - на идее о трех Богах. Отсюда происходят вся слепота и тупость, равнодушие и выхолащивание религии, так что едва ли кто мыслит о своем духовном благополучии; а те, кто хорошо подкованы в учении и наставляют их, не задумываются ни о благополучии собственных душ, ни о душах слушателей. Реформисты мыслят о делах
рассудка, а не о делах воли, стало быть, о пассивных делах, а не об активных.
29. О том, что Церковь есть Новый Иерусалим в Главе 21 Апокалипсиса, и названа там невестой и женой Агнца.
30. Вера прежней церкви затворила небеса, а вера Новой Церкви отворяет их.
31. Ныне римские католики ничего не знают о вменении заслуги Христа или об оправдании верой в Него, потому что они обращаются к Папе как Христову викарию и поклоняются святым, и слушают поучения лишь о тех добрых делах, кои творят монахи.
32. Поэтому если они отрекутся от этого викариата, от призывания святых и от разделения Святой Вечери на два рода и прибегнут к Господу, они могут быть введены в Новую Церковь легче, нежели Реформаты.
33. Вера Новой Церкви никоим образом не может сосуществовать с верой прежней Церкви; если они окажутся вместе, это породит такое столкновение и конфликт, что в человеке погибнет все относящееся к Церкви.
Рассмотреть следующее. Не должно верить, что вменение человеку заслуги Христа сохраняется [], так как если бы оно сохранилось, человек, вылезая из ямы [], ниспал бы туда опять. Ибо такое вменение невозможно, а вера в него возвращает к прежнему положению дел, и мы, избегая Сциллы, попадаем к Харибде.
Заключить цитатой из Иер. 7: 2-4, 9-11.
Кто избегает путей пантеры, натыкается на медведя и разорван им в клочки. Кто счастливо избег пяти голов дракона, гибнет от других пяти. Кто уберегся от одной ямы, вваливается в другую.
Господь соединяет Себя с человеком согласно его принятию, а принятие согласно с жизнью. Ничто от человека, будь то его достоинство или согласие, не может быть соединено с заслугами Христа.
Заключение. Приложение.
|