Начало "Формула Согласия", Индекс

Этот отрывок написан Сведенборгом в 1769 году.
Опубликован посмертно.
По мнению Генеральной Церкви Нового Иерусалима, частью Слова Божьего не является.
Последний латино-английский перевод сделан Джоном Эллиотом в 1975 году.

Перевод с английского - М.Глебов, 2004

Перед нами незаконченный конспект одного из документов Лютеранской Церкви. Очевидно, Сведенборг намеревался критически разобрать его, как это было им сделано, в частности, с Афанасьевским Символом Веры, но работа остановилась на самом старте. По существу, этот "индекс" даже нельзя считать самостоятельным сочинением Сведенборга, и я перевел его лишь потому, что он официально включен в список его трудов и, сверх того, занимает мало места. Если какая-либо дверь заперта, нам часто кажется, будто за ней скрывается самое интересное; поэтому если дверь нетрудно открыть, ее нужно открыть, чтобы устранились все кривотолки.

Обратившись к этой работе, я первым делом постарался раздобыть информацию о "Формуле Согласия". Российские энциклопедии, представленные в Сети, о ней глухо молчат. Еще удивительнее, что поиск в Google также практически ничего не дал: ссылки шли главным образом на данный конспект Сведенборга! Из нескольких найденных мною строчек можно заключить, что "Formula Concordia Epitome" являлась одним из документов, определявших лютеранскую веру, была принята в конце XVI или начале XVII века и решительно проклинала "еретиков", в т.ч. родственное движение реформистов. Правда, нашлось еще несколько обстоятельных страниц на немецком языке, которым я не владею.

В Индексе даны ссылки на страницы того издания "Формулы согласия", которое имелось у Сведенборга. Упорядочивать статьи Индекса согласно русскому алфавиту я не счел нужным.

* * *

Адам - см. Грех, Свободная воля, Крещение
- Из "Формулы согласия": После падения Адама все люди рождаются во грехе, который проклинает и приносит вечную смерть всем, не рожденным заново от крещения и Духа Святого, стр. 9, 10.
- Причиной греха служит воля грешников, т.е. дьявола и безбожных людей, стр. 15.

Бессмертие души - см. Воскресение

Свободная воля - см. также Адам.
- Из "Формулы согласия": Человеческая воля имеет некоторую свободу, способную выработать гражданскую справедливость и избирать лучшее по мере своего разумения; но она не имеет власти выработать Божью праведность без помощи Св.Духа.
- Приведены различные службы рассудка, в которых человек имеет некоторую свободу, стр. 15.
- Внешний человек способен удерживать свои руки от воровства и убийства, но не может вырабатывать [благие] внутренние побуждения, стр. 15.

Крещение - см. Таинства и Адам
- Из "Формулы согласия": Крещение необходимо для спасения, и посредством него получаема милость от Бога, стр. 12.

Обряды - Нет необходимости, чтобы в Церквах людские традиции, обряды и церемонии были схожи, стр. 11.
- Различные замечания об обрядах, стр. 13, 14

Милосердие - см. Добрые дела, Оправдание [верой], Вера

Христос
- Из "Формулы согласия":

В Апостольском Символе Веры сказано: Я верую во Всемогущего Бога Отца, Создателя небес и земли, и в Иисуса Христа, Его единственного Сына и нашего Господа, Который был зачат Св.Духом и рожден Девой Марией во Св.Духе, стр. 1.

Из Никейского Символа Веры: Я верую в одного Всемогущего Бога Отца, Создателя небес и земли, и в одного Господа Иисуса Христа, единородного Сына Божьего, рожденного Его Отцом прежде мира, Бога от Бога, Единосущного с Отцом, Который нисшел с Небес и был воплощен Св.Духом в Деве Марии; в Св.Духе пребывает Господь и податель жизни; Св.Дух исходит от Отца и Сына, стр. 1, 2.

Из Афанасьевского Символа Веры: Я верую в Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа; существуют три Лица, и Каждое есть Бог и Господь; и эти три единосущны, то есть одной сущности. Сын рожден от вечности, и в Нем Бог и Человек; Божественное и Человеческое есть одно Лицо, как душа и тело в человеке составляют одно, стр. 2-4.

Приношу свои извинения за качество перевода, ибо старинные обороты речи не всегда ясны, а готового текста Символов Веры у меня нет.

Примечание издателя: эти три Символа приведены здесь [по-английски] в том виде, как они были найдены в Молитвеннике.

Замечание Сведенборга: Из приведенных выше цитат ясно, что в Апостольском Символе говорится о Сыне Божьем, порожденном во времени, а не от вечности, и таковым Он признается. Не так в двух следующих Символах. Более того, в Апостольском Символе Св.Дух назван безо всяких добавлений: Его не именуют ни Богом, ни Господом. Отсюда становится очевидным, что в вероучении ранней Церкви Бог был Один, и из Его Собственного Духа, или Сущности, наш Господь Иисус Христос был зачат; и Сын Божий был рожден в мiре, или во времени, что согласно с авторами Евангелий.

- Слово, т.е. Сын Божий, облеклось человеческой природой, так что две натуры, Божественная и Человеческая, были неразделимо соединены вместе во Христе, стр. 10.
- Воплощение свершилось таким образом, чтобы Он мог примирить Отца и сделаться жертвой как за первородный грех людей, так и за их актуальные грехи; не касаясь многого иного из Символов, стр. 10.
- Христос - Посредник, Умилостивитель, Первосвященник и Заступник. Ко Христу надлежит взывать, ибо Он обещал, что услышит наши молитвы; ведайте, что Он особенно любит такое богослужение, когда взывают к Нему во всех несчастьях, стр. 19.

Небеса - см. Воскресение

Причастие - см. Таинства
- Из "Формулы согласия": В Причастии тело и кровь Христа реально присутствуют и сообщаются тем, которые употребляют их, стр. 12.
- Неизвестно, когда и чьей властью оба рода Причастия у католиков были разделены; все же некоторые из Отцов Церкви желали, чтобы кровь также давалась прихожанам, а Папа Геласий велел, чтобы Св. Жертва не разделялась, стр. 21.

Десятисловие - см. Добрые дела, Милосердие, Покаяние, Вера, Оправдание

Бог - см. Христос и Троица
- Касательно Бога, Отца, Сына и Св.Духа в трех Символах - Апостольском, Никейском и Афанасьевском, - см. Христос.

Церковь
- Из "Формулы согласия": Церковь есть собрание святых, где правильно учат Евангелию и правильно исполняют таинства, стр. 11.
- Слово и Таинства действенны даже в том случае, если служба ведется злыми людьми, что противоположно мнению Донатистов, стр. 12.

Избрание - см. Предопределение

Евангелие - см. Оправдание, Вера, Милосердие, Добрые дела, Десятисловие

Вера - см. Оправдание, Милосердие, Добрые дела, Адам
- Из "Формулы согласия": Посредством Слова и Таинств, как посредством инструментов, Св. Дух ниспосылается тем, кто служит вере, там и тогда, как это угодно Богу; Он ниспосылается в тех, кто слышит Евангелие, стр. 11.
- Мы достигаем оправдания [верой], прощения, милости и праведности не посредством добрых дел, но одной лишь верой, веруя, что мы приняты ради Христа, Который Один есть предуказанный Посредник и Умилостивитель, Который примиряет [с людьми] Отца, стр. 16-19.
- Поскольку Св.Дух принимается через веру, наши сердца обновляются и таким образом обретают новые склонности, дабы мы могли производить добрые дела; ибо Амвросий (Ambrose) сказал так: Вера - родитель доброй воли и доброго поступка, стр. 18.
- Вера не есть такое знание, как бывает у грешников, но твердая уверенность, которая утешает и возвышает встревоженные умы, - из Августина, стр. 18.

Еретики
- Из "Формулы согласия": Самосатенцы (Samosatenes) почитают Одну Личность и, пользуясь красноречием, ловко и предосудительно рассуждают о Слове и Св.Духе, стр. 9.
- Некоторые сведения об Анабаптистах, стр. 11-14.
- О Донатистах, стр. 12.
- Об Обновленцах (Novatians), стр. 13.
- О Пелагианах, стр. 15.

Бессмертие души - см. Воскресение

Последний Суд - см. Воскресение

Ад - см. Воскресение

Оправдание [верой] - см. Вера, Покаяние, Милосердие, Добрые дела
- Из "Формулы согласия": Люди не могут оправдаться перед Богом собственной властью, заслугами или добрыми делами, но свободно оправдываются ради Христа через веру, когда они веруют, что они приемлются и их грехи прощаются ради Христа, Который Своей смертью удовлетворил за наши грехи. Эту веру Бог вменяет в праведность перед Ним (римские цифры 3 и 4, стр. 10, 11).
- Оправдание и отпущение грехов понимается под верой, и т.д., стр. 11.

Закон - см. Добрые дела, Десятисловие

Добрые дела - см. Оправдание [верой], Вера, Милосердие, Покаяние, Десятисловие, Закон
- Из "Формулы согласия": Наши добрые дела не могут примирить с нами Бога или заслужить прощение грехов, милость и оправдание, но всего этого мы достигаем одной верой. Поэтому тот, кто надеется своими добрыми делами заслужить милость, презирает заслугу Христа и желает собственной властью войти в Небеса, стр. 16; см. Вера.
- Совесть верующих не может быть успокоена никакими добрыми делами, но одной верой, когда они без тени сомнения веруют, что имеют Бога, Который умилостивился ради Христа, стр. 17.
- Творить Добрые дела необходимо, но не для того, чтобы через них быть достойным милости, а потому, что творить их - воля Божья. Ибо воля человеческая без Св.Духа полна грешных желаний и слишком слаба, чтобы вершить добрые дела перед Богом. Ибо во власти дьявола все те, кто… и т.д. стр. 18.
- Доктрина веры учит, каким образом мы должны творить добрые дела; ибо без веры природа человеческая никакими средствами не может творить добрые дела, относящиеся к Первой или Второй Заповедям. Без веры она не может взывать к Богу, но ищет помощи от людей и верует в людскую помощь, стр. 18, 19.

Папство - см. Понтифик

Грех - см. Адам, Крещение, Свобода Воли

Лицо - Существует одна Божественная Сущность, называемая Богом, и при этом существуют три Лица одной и той же сущности и власти, Которые также равно вечные, - Отец, Сын и Св.Дух, стр. 9.
- Лицо означает не Часть или не качество в Другом, но То, что Само существует, стр. 9; каждое Лицо существует Само по Себе отдельно от Прочих.

Покаяние - см. Добрые дела и Десятисловие
- Из "Формулы согласия": Индивидуальное отпущение грехов должно быть сохранено, хотя перечисление всех проступков на исповеди не обязательно, стр. 12.
- Покаяние состоит из следующих двух частей: (1) раскаяние или ужас от признания виновности в грехе; (2) вера, рожденная как результат Благой Вести, или отпущение грехов, которое освобождает совесть от страхов. За этим должны следовать добрые дела, являющиеся плодом покаяния, стр. 12.
- Многие верят, что исповедь перед таинством и особенно отпущение грехов подобны гласу, звучащему с Небес, и что вера тогда стяжает прощение грехов, стр. 27, 28.
- Перечисление грехов не обязательно, и совесть не должна быть обременена ими всеми, поскольку невозможно перечесть вообще все грехи. Согласно Хризостому (Chrysostom), грехи должно выявлять и исповедовать перед Богом в молитве; их следует произносить не языком, но памятью, коренящейся в совести, стр. 27, 28.

Понтифик
- Из "Формулы согласия": Прежде Паписты учили о бесполезности добрых дел, о которых говорится вслух, но затем они соединили веру и добрые дела; эта доктрина более терпима, нежели первая, стр. 16.
- Об обоих видах Евхаристии, стр. 21.
- О женитьбе священников, стр. 21-3.
- О поклонении святым, стр. 19.
- О мессах, стр. 23-6.
- О различиях в пище, стр. 28-32.
- О монашеских обетах, стр. 32-7.
- О церковной власти, стр. 37-44.

Церемонии - см. Обряды

Таинства - см. Крещение, Причастие
- Из "Формулы согласия": Таинства есть знаки и свидетельства воли Божьей, дабы возбуждать и укреплять веру; таким образом, они существуют ради веры, стр. 13.

Жертва - см. Таинства

Спасение - см. Воскресение

Святой Дух - см. Христос

Символы Веры
- Из "Формулы согласия": Три Символа - Апостольский, Никейский и Афанасьевский - излагаются слово за словом, стр. 1-4.
- Касательно Бога, Отца, Сына и Св.Духа - см. Христос

Троица - см. также Христос
- Касательно Бога, Отца, Сына и Св.Духа в трех Символах - Апостольском, Никейском и Афанасьевском - см. Христос.
- Касательно Одной Божественной Сущности, Которая есть Бог, и Трех Лицах в Нем, стр. 9; см. Лицо.