Начало Истинная христианская религия,
дополнения

Это дополнение написано Сведенборгом в 1770 году, т.е. одновременно с основной работой.
Опубликовано посмертно.
По мнению Генеральной Церкви Нового Иерусалима, частью Слова Божьего не является.
Латино-английский перевод сделан Джоном Уайтхедом в 1914 году.
Коричневым шрифтом выделены примечания Уайтхеда.

Перевод с английского - М.Глебов, 2004

Мне кажется, что одновременное написание основной работы Истинная христианская религия и дополнений к отдельным ее пунктам сильно свидетельствует в пользу мнения о том, что первая из них является частью Слова Божия, а вторые не являются. В главной работе Сведенборгу было дозволено написать не все, что он "видел и слышал", а лишь провиденциально необходимое и в должном порядке. Излишки же, которые ему все-таки хотелось зафиксировать на бумаге, составили "дополнения". Иначе трудно понять, почему добавления к нижеуказанным номерам нельзя было сразу внести в текст основной книги.

1. Добавления к TCR 695

Предмет, обсуждавшийся в опубликованной части этого памятного случая, - наитие. В духовном мире на собрании мудрых мужей Сведенборг говорил, что нынешние люди ничего не знают о наитии из духовного мира в природный. Затем он привлек внимание ангелов к некоторым чудесам, осуществляемым через наитие, и продолжает свой рассказ далее в неопубликованной рукописи:

Затем мы обсуждали различные другие предметы, и когда речь зашла об аде, я заметил, что там нельзя видеть ни единой вещи, пребывающей в Небесах, и видны лишь вещи противоположного свойства, потому что господствующие там склонности любви, которые суть похоти зла, противоположны склонностям любви, в коих состоят небесные ангелы. Поэтому в адах главным образом являются пустыни, а в них - ночные птицы, драконы, совы, летучие мыши и, кроме того, волки, тигры, леопарды, крысы и мыши, все виды ядовитых змей и крокодилы; там же, где попадается трава, она на поверку вся состоит из колючек, терний, чертополоха и ядовитых растений, которые отравляют воздух мертвенными запахами; также там видны кучи камней и пруды со стоячей водой и квакающими лягушками. Все это равным образом служит соответствиями; однако, как говорилось выше, это соответствия склонностей любви ко злу, т.е. похотей. Но эти вещи не были сотворены Богом, как не созданы Им и в натуральном мире, где они также существуют, ибо все сотворенное Богом есть благо. На земле они возникли в момент зарождения ада, последний же существует благодаря людям, которые, отвернувшись от Бога, сделались дьяволами и сатанами. - Но поскольку эти жуткие вещи уязвляли слух, мы отвратили от них свои мысли и направили их к предметам, кои видели в Небесах.

Касательно чудес я сказал им, что все предметы, существующие в трех царствах природы, возникли благодаря наитию из духовного мира в натуральный мир и потому, рассмотренные сами в себе, есть подлинные чудеса, хотя не кажутся таковыми вследствие их привычности и повторяемости. Я сказал далее, что им следует знать, что чудеса, описанные в Слове, равным образом происходили благодаря такому наитию и выполнялись путем введения предметов духовного мира в соответствующие им предметы природного мира. К примеру, манна, каждое утро спускавшаяся на лагерь детей Израилевых, порождалась небесным хлебом, облеченным в приемлющие его природные формы. Подобным же способом хлебы и рыба наполнили корзины апостолов, раздававших их многим тысячам людей. Далее, небесное вино напитало собой воду в кувшинах на том браке, где присутствовал Господь. Смоковница же засохла, ибо прервалось наитие в нее духовного питания, коим она насыщалась от корней своих. Наподобие того осуществлялись и другие чудеса, а вовсе не из природных причин, согласно нечестивым взглядам некоторых нынешних ученых.

Стало быть, чудеса служат проявлениями Божественного Всемогущества и происходят согласно наитию из духовного мира в натуральный, но с той особенностью, что предметы, реально существующие в духовном мире, реально вводятся в такие предметы натурального мира, которые им соответствуют. И я заключил свою речь тем, что причина возможности и исполнимости таких вещей лежит в Божественном Всемогуществе, которое означается "перстом Божьим", ибо им Господь производит Свои чудеса. Когда я закончил свое объяснение, ангелы поцеловали меня за это и обещали иногда приглашать на свои собрания. Я поблагодарил их и обещал заходить, когда Господь дарует на то разрешение.

Все вещи природы подобны футлярам, в коих содержатся духовные вещи, и также подобны оболочкам мускульных фибров. В этом заключается причина всех странностей и чудес природы.

2. Добавления к TCR 335.

Предмет, обсуждавшийся в опубликованной части этого памятного случая, - врожденные идеи. Много духов вело беседу о них, и наконец они были просветлены ангельским духом. Сведенборг приводит завершение его речи.

Затем ангельский дух сказал им: "Предлагаю вам на обсуждение дополнительный вопрос, который вы можете обдумать и разрешить, а именно: является ли человек животным, т.е. живым созданием, подобным зверям, и также может ли он стать животным? Во многих отношениях люди и звери действуют схоже, однако из совершенно разных источников. Человек формируется мыслью, но зверь - без участия мысли, откуда я заключаю, что человек не есть животное, если только вы не назовете его "рациональным животным", а зверя - "неразумным животным", в которое вовек не может быть введено никакой рациональности. Поэтому я утверждаю, что человек не есть неразумное животное, подобное зверям."

Ангел сказал, что между ними существует то же различие, как между драгоценным и обычным камнем, или между благородным и обычным металлом; притом ни один из них не может превратиться в другой. Далее, между ними существует то же различие, как между плодами полезнейших и негодных деревьев, и как между грибами, вырастающими из влажной земли, часть из которых полезны, другие же бесполезны. Далее, сказал он, разница между ними, как между маслом и водой, которые не могут быть смешаны. И затем он ушел прочь, а я вернулся домой. И я вновь окинул взглядом атмосферу над головой, где ранее представлялось столько обманчивых видимостей [типа блуждающих огней], но не увидел ничего, кроме нескольких полос и сияющих пятен. Это свидетельствовало, что духи перестали умствовать о врожденных идеях, чем занимались прежде, но просто вопросили, существуют такие идеи или нет.

3. Порядок

1. Любовь устанавливает порядок в разумении непосредственно, а через посредствующие вещи - и во всем духе.
2. Человек из своих небес [т.е. ума] правит своим миром, однако под усмотрением Господа.
3. Человек последовательно вводится в состояние порядка начиная с младенчества - его родителями, товарищами, наставниками. Он действует и также отвечает [на чужие поступки] от себя, и тем самым вводит в себя порядок, и наконец становится порядком в той же пропорции, насколько он принял его и утвердил в себе.
4. Таким образом, порядок пропитывает его состояние и также форму его жизни; законы же порядка суть истины и нормы его поведения.
5. В той мере, насколько человек принимает любовь, настолько же он создает для себя порядок, ибо, как было сказано выше, любовь входит в него и формирует порядок.
6. Человек может ввести себя в состояние порядка, насколько он входит в состояние любви; благодаря этому он имеет способность стать подлинным человеком. Однако он также имеет способность стать подобным зверю любого рода.
7. Истинный порядок сопряжен с внешним приличием, миловидностью, изяществом, совершенством.
8. Человек не может стать порядком от себя, но лишь сперва посредственно через других людей, а затем непосредственно от Господа. Также человеку невозможно самому ввести себя в рамки порядка и сформировать порядок в себе собственными силами; равным образом это невозможно и для Господа, пока человек действует по своей соби.
9. Человек не может стать зверем, но может стать подобным зверю.
10. Производные от любви называются склонностями, и они-то образуют состояние человека. Их формы, запечатленные в мозгу, называются истинами. Те и другие формируют человека, и в той мере, насколько последние вытекают из первых, человек становится порядком.

4. Порядок наития

1. По мере того, как человек развивает свой ум, он приготавливает его к принятию света, а потому и мудрости с Небес.
2. По мере того, как человек творит дела милосердия, он приготавливает свою волю к принятию небесного тепла, или любви.
3. Подобно обработчику алмаза, он приготавливает себя к состоянию, при котором через него станет разливаться великолепие света.
4. По мере того, как человек делает себя органом, приемлющим наитие, Небеса втекают в него, а следовательно, и все исходящее от Господа через Небеса.
5. Как человек делает себя духовным от Господа, так и Господь сделал Себя Божественным от Отца.
6. Порядок наития таков: человек должен жить согласно законам порядка, и насколько он исполняет это, настолько же становится приемником наития. Поэтому Господь сказал: "Кто слушает и соблюдает Мои Заповеди, любит Меня, и Я возлюблю его и Свою обитель у него сотворю".
7. Каждая истина знает свою любовь, и они соединяются вместе, взаимно и попеременно.
8. Господь присоединяет Себя к человеку, насколько человек присоединяет себя к Господу, и не иначе. Человек же присоединяет себя к Господу, насколько Господь присоединяет Себя к нему. Господь постоянно присоединяет Себя.

5. Взаимное соединение.

Всякое активное начало, с целью соединения, передает часть собственной активности пассивному приемнику, что порождает овтетную реакцию и тем самым - соединение.

1. Господь один является активным началом, человек же - пассивным. Поэтому в той мере, как человек приемлет активное начало от Господа, он действует ответно, и отсюда происходит соединение.
2. Дух человека служит единственным активным началом в теле. Поэтому в той мере, как тело приемлет его, происходит встречное соединение.
3. Каждый мускул приемлет [от духа] активное начало, и отсюда рождается действие.
4. Солнечное тепло служит единственным активным началом в дереве и заставляет его нагреваться; эта теплота встречно соединяется [с солнечной], и отсюда рождается действие [рост дерева]. Хорошо известно, что нагретые куски древесины распространяют из себя тепло; когда же они не нагреты, то не могут распространять тепла.
5. Из соединения происходит равновесие, в котором и исполняются все действия.

6. Наитие.

Единственное, что доселе было известно о наитии [или влиянии], суть следующее:
1. Наитие света в глаз.
2. Наитие звука в ухо.
3. Наитие запаха в нос.
4. Наитие тела в душу, а души - в тело.
5. Таким образом, наитие природного начала в принадлежности природы.
6. Далее, наитие воздуха в лопасти ветряной мельницы.
7. Наитие воды в лопасти водяного колеса.
8. Наитие теплоты в тела, оживляющей людей и зверей.
9. Наитие теплоты и света в деревья и также все предметы минерального царства.
10. Наитие света в драгоценные камни, порождающее цветовые эффекты, и ряд других феноменов, изучаемых оптикой.
11. Наитие холода в различные предметы, порождающее изменения в них.
12. Наитие мысли в речь.
13. Наитие воздуха на легкие.
14. Наитие крови из сердца на артерии и вены.
15. Наитие вина на стакан.
16. Наитие пива на кружку.
17. Наитие солнца и звезд на людские жизни [астрология].
18. Наитие жара от очага на приготовляемые продукты питания.

Таким образом, ум человека со всеми его чувствами оставался прикован к природе. Принято полагать, что наитие веры очищает человека с головы до пят, и это производится наитием всех благ от Бога. Отсюда следует, что никто ничего не знает о наитии любви из воли в постижение, или разумение, а из разумения - в мысль, и далее - в речь и поступки. Когда упоминается сей род наития, люди смеются и говорят: "Это наверняка плоды воображения; пусть такие вещи входят наитием, если им нравится; какая польза от знания все этого, и будет ли нам какой-нибудь прок?" Такие люди подобны обитателям острова в море, не знающим, что на земном шаре существуют и другие обитаемые земли. Они подобны рыбе в реке, которая не знает о воздухе над водой. Далее, они подобны кабану в обширном лесу, не знающему о полях за пределами леса.

7. Идеи материалистов о Боге.

Постоянно пребывающие в материалистических идеях - подобно ученым, которые владеют самыми начатками философии, но мнят о своей мудрости, - если и признают Бога, ограничиваются пустой фразой, что Бог есть. Когда же им говорят, что Бог есть Человек, и что сей Человек и есть Господь и Спаситель Иисус Христос, они не признают этого, поскольку их мысли о Нем материальны, но в то же время не духовны. Поэтому они также отделяют Его Божественную Сущность от Его Человечности, и объявляют о наличии мистического соединения между ними.

8. Памятный случай: о соборе в Константинополе

Под "Константинополем" здесь понимается одно из мест Духовного мира.

1. Был собор в Константинополе, где обсуждались духовные предметы Церкви.
2. Сидевшие слева разделились на четыре партии; все они отрицали, что духовные предметы могут быть постигнуты человеком.
3. Первая из этих партий утверждала, что человек, мыслящий о подобных вещах, делается нечистым; вторая - что он уподобляется зверю; третья - что человек в таких вопросах подобен чурбану; а четвертая - что он практически слеп.
4. Справа расположились считавшие, что человек не является человеком, если он не способен мыслить о духовных вещах природным и рациональным образом.
5. Среди них также было четыре партии. Первая утверждала, что человек, находящийся в просветлении, мыслит от Бога Отца; вторая - что он мыслит от Святого Духа; третья - что его мысль исходит от Триединого Бога; и четвертая - что она от Господа, Который есть Слово.
6. По завершении прений они были охвачены облачным столпом, темным на одной стороне и светлым с другой; его сияние переливалось различными цветами.
7. Это сияние живительно втекало в очи первой партии справа, и был слышен голос, сказавший, что они пребывали в фантазии: что они видели звезду и считали ее незыблемой, тогда как она была шаткой и падучей. Второй партии было сказано, что они видели рыб, пролетавших по воздуху, и орла, пожиравшего их. Третьей партии было сказано, что они видели кота в подвале и сову в углу, взирающих друг на друга. Четвертым же было сказано, что они видели Слово в свете, окруженное сверкающим сиянием, и над ним радугу.
8. Они тогда не могли видеть друг друга, ибо зрение их глаз было ослеплено втекающим светом.
9. Наконец к ним сошел ангел с Небес от Господа. Он поднял облако, так что они смогли видеть друг друга как бы в свете земного дня.
10. Партии, сидевшие слева, покинули храм через их ворота, а те, что сидели справа, вышли через свои. Последней из этих групп ангел дал пальмовые ветви и возложил лавровые венки на их головы, но остальным он не дал ничего.
11. Сидевшие слева говорили, что в богословии нет ничего духовного, а только в вере, где все равно ничего не видно; что в милосердии, в отпущении грехов, в возрождении и в таинствах духовное пропадает, едва их коснется человеческая мысль. И они подтвердили, что все предметы Церкви духовны, доколе не делается попыток постигнуть их мыслью.
12. Они утверждали далее, что, пытаясь размышлять о предметах Церкви, мы уподобляемся орлу в эфире и птице под воздушным насосом [т.е. в вакууме].
13. Они сказали: "Что вы способны разглядеть в абстрактных вещах и в таких, кои превосходят разумение?"
14. Иногда я испытывал почти убеждение, что они были ангелами; тогда как они были подобны лесным гнилушкам, светящимся извне.
15. В мире человек двойствен, после смерти он становится един. В мире человек ощущает в себе как внутреннее, так и внешнее свое начало. После смерти картина меняется.
16. Какой благочестивый и мудрый человек не захочет знать свою судьбу после смерти? Поэтому были раскрыты основные принципы, из которых он может это знать, если захочет.
17. Наслаждение всех в аду состоит в уязвлении ближнего и поношении Бога, и это наслаждение исходит из их сердца, или воли. Однако они удерживаются наказаниями от действий согласно их удовольствиям.
18. Наслаждение всех в Небе состоит в творении блага ближнему и почитании Бога, притом от всего сердца, или по своей воле, и в то же время посредством действий.
19. Внутреннее начало человека есть его дух, а внутренность духа есть его воля; внутреннее начало воли есть его любовь, а сердцевина любви - ее наслаждение. Поэтому соединение всех происходит согласно их удовольствиям.
20. Что соединения устанавливаются согласно [схожести] запахов, будет показано в специальной памятной записке.

9. О запахах

1. Запахи в аду подобны тем, что источают дикие звери, мыши, кошки, собаки, лисы, волки, пантеры, медведи, тигры или свиньи. Также они подобны вони от навоза этих зверей и человеческих экскрементов; подобны тяжелому духу от стоячих вод и болот; подобны смраду от различных мертвых тел; подобны вони от разного гнилья; подобны смраду от уборных, писсуаров, и также от змей; подобны худому запаху от помоев и рвоты; подобны козлиной вони. Все это адские духи вдыхают ноздрями, и зрением своим влекутся к местам, испукающим эту вонь. Когда они чуют сферу, исходящую от супружества, они испытывают тошноту или проникаются похотью.

2. В Небесах витают ароматы трав, различных деревьев, яблок, груш, апельсинов, оливок, винограда. Эти запахи подобны испускаемым их листьями, также различными злаками, разными сортами вина и виноградного сусла. Есть запахи как от свежеиспеченного хлеба и сдоб, от всевозможных цветов, от полезных деревьев в рощах и лесах, от меда. Бывают ароматы как от ладана и других подобных веществ. Сфера, исходящая от младенцев и от ангелов, в Небесах изменяется в эти запахи.

3. Дикие звери на земле сходятся согласно их запахам; по запаху они узнают особей того же вида, а равно и врагов. По запаху они знают свою пищу. И пчелы, и бабочки летают, руководствуясь чувством обоняния.

4. Адские жители избегают небесных запахов, а жители Небес избегают адской вони. Вот почему все адские обиталища закрыты. По той же причине детям Израилевым было заповедано выносить их испражнения за пределы стана и закапывать там. Когда адские жилища открыты, они порождают тошноту и позывы к рвоте, что я сам испытывал несколько раз. Запахи ада кажутся сладкими для их ноздрей, и напротив, запахи Небес - вонючими. Отсюда рождается симпатия и антипатия [духов друг к другу]. Человек, живя в теле, не ощущает этих запахов, ибо Господь удаляет их ради возможности общественной жизни. Внешние вещи также выражаются запахами, окутывая и замыкая в себе внутренние предметы.

5. Есть запахи, не являющиеся неприятными: от ягнят, овец, тельцов, крупного рогатого скота, лошадей, мулов, слонов, верблюдов, оленей, цыплят, лебедей, голубей и других птиц.

6. В минеральном царстве нет ни единого предмета, который не испускал бы запах, притом в форме мельчайшей пыльцы; посредством нее оплодотворяются семена растений [т.е. побуждаются к росту]. Также и в растительном царстве не найдется ни единого предмета, не испускающего запах. Он состоит из частиц жирной или солевой природы, которые выходят [из листьев] вместе с водными испарениями. В животном царстве также не найдется ни единого предмета, который не выдыхал бы запах; об этом см. выше.

7. Запах или аромат - не что иное, как род дыма, состоящего из мельчайших частиц, отделяемых от различных объектов. Это отделение происходит непрерывно, а потеря восполняется добавлением новых частиц. Частицы, таким образом оторвавшиеся, образуют летучую сферу вокруг своего источника. Это хорошо видно на примере магнита, а также охотничьих собак, которые посредством нюха преследуют зайцев, оленей и различные виды дичи. Об Иегове мы читаем, что Он обонял запах покоя от жертвоприношений.

8. Те в духовном мире, кто предстает в облике сатиров, чуют блудниц, т.е. исходящий от них запах. Предстающие в образе лис чуют хитрости и уловки; подобные леопардам чуют коварных; подобные пантерам чуют насильников и убийц, им сладостна месть; и так далее.

9. Лошади [в духовном мире] по запаху оборачивают свои головы к тем, кто сделался рациональным через истины; но их хвосты смотрят на рассуждающих по обманам чувств. Те, кто подобны собакам, чуют богачей, и т.п.

10. Все пребывающие в аду поворачиваются к Небесам спиной и не могут выносить ни малейшего запаха оттуда. Стоит им ощутить сферу от супружеской любви, как они приходят в ярость и если не убираются прочь, падают в обморок; то же случается, когда они слышат что-либо о Господе. Но у людей во внешних началах обстоит иначе, ибо между их внешним и внутренним положен барьер.

11. Запах [духовный] каждого человека подобен постоянной ауре, где он дышит полной грудью, где страстно желает оставаться, и когда он в ней, он "в своей тарелке".

12. Ад грабителей и пиратов воняет трупами коров и овец; ад насильников и убийц воняет человеческими трупами; равно и ад содомитов. Для них подобная вонь успокоительна, ароматна и благоуханна, она подобна сладкому пиру в их груди и благородному духу вина в их голове. Они вдыхают эту скверну обеими ноздрями и открытыми ртами, и она освежает их после бегства из сферы какого-либо небесного запаха.

13. Однажды я увидел хитрого дьявола, видом подобного леопарду, взбиравшегося на высокую гору, где находились небесные ангелы, окруженные живой изгородью олив. Когда он вдохнул полной грудью тамошний аромат, то был схвачен судорогами, окаменел во всех суставах, извивался подобно змее и был низвержен головой вниз. Затем его подхватили его собратья и уволокли в пещеру, в его собственный запах, где он и ожил.

14. Кроме того, я видел, как одного дьявола в аду пороли его собратья за то, что он без всякой надобности и - по его словам - с заложенным носом приблизился к находящимся в сфере небесного запаха и принес назад частицы этого запаха в своей одежде.

15. Запах в Слове означает постижение.

10. Бытие Бога, или Иеговы

1. Мы читаем: "Я - Первый и Последний, Альфа и Омега, Начало и Конец, Кто есть, был и грядет"; "в Нем мы живем и движемся"; "от Себя Я сотворил все сущее". Все вещи произошли от Него, поэтому все они пребывают в Нем и обязаны быть обращены к Нему, как зеркало обращено к смотрящемуся в него. Те же, кто отворачиваются, действительно происходят от Бога, но не пребывают в Боге; они как бы выбрасываются из общего порядка вещей и вращаются в своем круге, жаждая самим стать богами.

2. Сущность Бога есть Любовь и Мудрость; из этих двух происходят Всемогущество и Вездесущность. Он подобен солнцу нашего мира, через которое Он сотворил натуральную вселенную, где мы находимся и живем относительно наших тел. Сущность природного солнца - тепло и свет, ими обусловлены его власть и присутствие [на Земле].

3. Бог есть солнце сотворенной вселенной; исходящее от Него тепло есть Любовь, а свет - Мудрость.

4. К Его Бытию в особенности относятся Его необъятность вне пространства и вечность вне времени.

11. Об Искуплении

1. Господь вынес крестную страсть как величайший из пророков, чтобы Он мог понести беззакония людей. То же [исполняли] и пророки, о коих см. TCR 126.
2. Все Его страдания изображали способы, какими иудеи хулили и извращали Слово.
3. Крестная страсть также была последним искушением, посредством которого Он прославил Свою Человечность.
4. Искупление не состоит в крестной страсти, но в покорении адов и приведении всего в должный порядок как в адах, так и в Небесах.
5. Об Искуплении будет сказано позже, в особой памятной записке.

12. О Господе

1. Во Христе Человек есть Бог, а Бог есть Человек.
2. Бог Отец в Себе един.
3. Кто видел Сына, видел и Отца; Сын пребывает в Отце, а Отец в Сыне.
4. "Все Мое - Твое, и Твое - Мое"; то есть все Божественное Отца пребывает в Сыне, и вся Человечность Сына пребывает в Отце.
5. Отсюда следует, что в Господе Боге и Спасителе Бог есть Человек и Человек есть Бог. Таким образом, Бог Отец облекся Человечностью. Поэтому Господь Бог является Спасителем и также Отцом.
6. Что Отец есть Спаситель, видно у Исайи:

Только Ты - Отец наш: ибо Авраам не узнает нас, и Израиль не признает нас своими; Ты, Господи, Отец наш, от века имя Твое: "Искупитель наш". Ис. 63: 16.

И снова у Исайи:

Ибо младенец родился нам; Сын дан нам; и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности. Ис. 9: 6.

А в Иисусовой молитве мы читаем:

Отче наш, сущий на Небесах, да святится имя Твое, да придет царствие Твое.

Это значит: "Бог и отец, да святится Твоя Человечность и потому да придет Твое царство".

7. Что под именем Отца понимается Человечность, видно из этих слов Господа: "Отче, прославь имя Твое", т.е. Твою Человечность, - ибо лишь таким образом и не иначе придет Твое царство.
8. Под "именем" в Небесах означается не что иное, как качество кого-либо; поэтому все там названы согласно их качествам и совершенно иначе, чем звались на земле. Качество же Бога Отца заключено в Его Человечности; в противном случае никто не смог бы знать качество Божественного Начала, ибо оно бесконечно.
9. Что это так, видно из следующих слов Господа: "Все, что дает мне Отец, ко Мне придет", Ин. 6: 37, и также "Отныне вы знаете Отца и видели Его".
10. Каждый человек может сказать то же самое о своей собственной душе и теле: "Все твое придет ко мне; все мое - твое, все твое - мое, мы есть одно; кто видит меня - видит тебя", и т.д. Если назвать человека "отцом" применительно к его телу, он также является "отцом" и своей души.
11. Ибо в Господе Бог и Человек, или же Божественная и Человеческая природа, составляют единую Личность, вроде как душа и тело составляют одного человека, и это согласно с доктриной, которая посредством Афанасьевского Символа веры была принята всем Христианством. 12. Отсюда ясно, почему Господь сказал о Себе, относительно Своей Человечности:

Я в Отце и Отец во Мне. Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела. Ин. 14: 10.