Начало Девять вопросов

Эта работа написана Сведенборгом в 1771 году, незадолго до его смерти.
Опубликована посмертно.
По мнению Генеральной Церкви Нового Иерусалима, частью Слова Божьего не является.
Латино-английский перевод сделан Доном Л. Роузом в 1975 году.

Перевод с английского - М.Глебов, 2004

Девять вопросов о Троице и смежных темах, предложенных Томасом Хартли Эммануэлю Сведенборгу с ответами последнего.

Согласно биографии Сведенборга, принадлежащей перу Сириэль Однер Сигштедт (русский перевод В.Малявина, 1999), Томас Хартли, английский священник, был ближайшим другом Сведенборга в последние годы его жизни. Он часто беседовал с ним на темы религии и даже участвовал в переводе книги "О Небе и аде" с латыни на английский язык. Надо полагать, изложенные ниже вопросы возникли у него в процессе внимательного знакомства с Учением Сведенборга.

Вопрос 1. В каком смысле Господь называл Себя Сыном Человеческим, если Он заимствовал от матери только плоть, а не разумную душу? Разве Человеческое Сыновство относится только к человеческой плоти?

Ответ: Господь называл Себя Сыном Человеческим потому, что Он был Словом, или Божественной Истиной, равным образом и в Своей Человечности; ибо в духовном смысле "Сын Человеческий" означает истину Церкви, извлеченную из Слова. То же означалось "пророком", ибо они поучали истинам из Слова. Поэтому Господь, Который был пророком в наивысшей степени, а также Словом и, следовательно, Божественной Истиной, называл Себя, в отношении Своей Человечности, Сыном Человеческим. Вот почему, когда речь идет о разрушении истины в Церкви, у пророков и Давида часто говорится, что Сын Человеческий не пребывает там более. Поэтому же сами пророки звались сынами человеческими, как, например, в Иез. 2:3, 6, 8, 3:3, 4, 10, 17, 25 и часто в следующих главах; то же и у Даниила. Сие было показано во многих местах книги Учение о Господе, к которой вам при возможности следует обратиться.

Вопрос 2. Имел ли Господь от Иеговы Отца разумную душу, с которой было соединено Божественное Начало, вследствие чего Он стал истинным Богом и истинным Человеком?

Ответ: Господь от вечности, или Иегова, был Божественной Любовью и Божественной Мудростью и потому имел Божественное Небесное и Божественное Духовное Начала; но прежде принятия на себя Человечности Он не имел Божественного Натурального Начала; а поскольку рациональное (разумное) может относиться единственно к небесно-натуральному и духовно-натуральному началам, отсюда следует, что Иегова Господь принятием Человечности также облекся в Божественное Рациональное Начало. Он, правда, имел Божественное Рациональное Начало и прежде принятия Человечности, но лишь посредством наития в ангельские небеса, и потому когда бы Он ни проявлял Себя в мире, это происходило через ангела, наполненного Его Божественностью. Ибо Божественная Сущность Сама по Себе - которая, как утверждалось, была чисто Божественным Небесным и Духовным Началами - превосходит как ангельское, так и человеческое разумение, и потому существовала посредством наития. Об Ее свойствах можно заключить нечто из того, что сказано ниже по Шестому вопросу. Лютер и Меланхтон учат, что в Христе Человек есть Бог, а Бог есть Человек; и это согласно со Св.Писанием. См. TCR 137. Но Кальвин это отрицал, утверждая просто, что один Христос есть Бог и Человек.

Вопрос 3. Не всегда ли в Божественной природе существовала Троица, Которую следует понимать как Божественная Любовь, Божественная Мудрость и Животворящий Дух, или Святое Исходящее?

Ответ: Божественная Троица, заключенная в одном Лице, должна быть понимаема как душа, тело и производимое действие, которые вместе образуют одну Сущность, поскольку каждое проявляется из других и, следовательно, служит их частью. В любом человеке также существует троица, совокупно составляющая единую личность, а именно: душа, тело и производимое действие. В человеке эта троица конечна, ибо человек - всего лишь орган жизни, но в Господе Троица бесконечна и потому Божественна, поскольку Господь есть Сама Жизнь также и в отношении Человечности, как Он учит в Ин. 5: 26, 14: 6 и других местах.

Вопрос 4. Не означает ли Сын, через Которого Иегова, как сказано, сотворил миры (Евр. Гл. 1, 11), то же самое, что [ветхозаветная] Божественная Мудрость в Иер. 10: 12, 2: 15, так что Мудрость Божья, или Логос, в своих первопринципах сделалась теперь Истиной Божьей, или Логосом, на земле?

Ответ: В самом деле, Господь, т.е. Слово или Божественная Истина, через Которую были сотворены все сотворенные вещи и также был создан мир (Ин. 1:3), являлся Божественной Истиной, Которая вместе с Божественной Любовью составляет одно Божественное Естество, таким образом, единого Бога; ибо Божественная Мудрость является также и Божественной Истиной, поскольку все элементы Мудрости суть Истины. Будучи самым их содержащим, Мудрость не может порождать ничего, кроме истин, и это в полном согласии со сказанным у Иер. 10:12, 2:15. Именно в таком ключе следует понимать и отрывок в Пс. 33:6. "Дыхание Его уст" также есть мудрость, и "Слово" там означает Божественную Любовь и Божественную Мудрость вместе, ибо сказано: "И Слово было Бог" Ин. 1:1.

Вопрос 5. Не является ли Святой Дух Нового Завета тем же, что Дух Божий Ветхого Завета, с той единственной разницей, что до воплощения Господа Он исходил из Божественной Сущности, или Иеговы, напрямую или через посредство ангелов, тогда как после воплощения он исходит через Сына, или Божественную Человечность? Не является ли Святой Дух тем же, что и сфера, исходящая от Бога?

Ответ: Дух Божий и Святой Дух суть две различные вещи. Дух Божий не действовал и не мог действовать на человека иначе как неуловимо для него, тогда как Святой Дух, исходящий единственно от Господа, действует на человека явно, позволяя ему постигать духовные истины на натуральном уровне. К Своему Божественному Небесному Началу и Божественному Духовному Началу Господь присоединил Божественное Натуральное Начало, посредством Которого он действует из двух первых. Сверх того, "Святой" в Слове относится исключительно к Божественной Истине, т.е. к Господу, Который является Божественной Истиной как в небесном, так и в духовном смысле, а также и в натуральном смысле, почему в Откровении Иоанна и сказано, что "свят Один Господь", Ап. 15:3, 4. См. об этом далее в AR 173. А в Евангелии от Иоанна говорится, что "не было Духа Святого, потому что Иисус еще не был прославлен", Ин. 7:39.

Святой Дух есть то же, что и Божественная Сфера, когда под этим понимается Божественная Любовь и Божественная Мудрость. Обе исходят из Господа Иеговы через солнце ангельских небес и образуют сферу тем же порядком, как тепло и свет исходят от солнца натурального мира и образуют его сферу; ибо тепло, льющееся от солнца ангельских небес, в своей сущности есть любовь, а свет от того солнца в своей сущности есть мудрость. Им и соответствуют тепло и свет от солнца нашего мира.

Вопрос 6. Была ли Божественная Человечность Иеговы до воплощения Лицом, существовавшим от Себя в качестве Существования, формы или тела Бога? Или она была ангельской формой, принятой по необходимости: с целью проявления [Бога перед людьми]? Не следует ли, что Божественная Человечность до воплощения отличалась от Божественной Человечности ныне, после воплощения, поскольку Божественная Троица заключена в Личности Господа?

Ответ: До воплощения не существовало иной Божественной Человечности, кроме прообразовательной, действовавшей через какого-либо ангела, коего Господь наполнял Своим Духом, как утверждалось выше. И поскольку Она была прообразовательной, то и все предметы церкви в те времена были прообразовательными, подобно смутным очертаниям. Но после воплощения прообразования пришли к концу, как исчезают вечерние и ночные тени на восходе солнца. Однако прообразовательная Человечность, в которой Иегова являл Себя в мире до Своего пришествия, была недостаточно могущественна, чтобы просветлить человека духовно. Поэтому просветление осуществлялось лишь посредством символов и изображений [иносказательно].

Вопрос 7. Нельзя ли по справедливости сказать, что Святая Троица есть Один и тот же Господь с тремя свойствами, различающимися по действию в отношении людей как Творец, Искупитель и Освятитель; также Отец, Сын и Святой Дух; также Божественная Сущность, Божественная Человечность и Святое Исходящее; но Троица не различается как три Лица, что неминуемо привело бы к признанию трех Богов?

Ответ: Святая Троица, пребывающая в одной Личности, должна пониматься как Божественная Сущность, Божественная Человечность и Святое Исходящее, таким образом, как душа, тело и их власть или действие, в точности как показано в достопамятном событии, описанном в TCR 188. От них по порядку следуют: Сотворение, Искупление и Возрождение; ибо Сотворение относится к Божественной Сущности, Искупление свойственно Божественной Человечности из Божественной Сущности, а Возрождение относится к Святому Духу, Который есть первичная власть или действие Божественной Человечности из Божественной Сущности. Это соответствует сказанному в TCR 153-155.

Вопрос 8. В 1 Кор. 15:45 сказано: "Первый человек Адам стал душою живущею", а родословие, приведенное в Лк. 3, где Адам ставится первым после Бога, гласит, что он был Сыном Божьим. Не противоречит ли это [вашему] утверждению, что Адам означал церковь?

Ответ: В родословии, приведенном у Лк. 3, не сказано, что Адам был сыном Божьим, но что Адам был "Божий", т.е. сотворенный Богом.

Вопрос 9. Если не существовало реального человека по имени Ной, почему тогда сказано у Иез. 14:14: "…сии три мужа - Ной, Даниил и Иов"? Я не слишком озабочен этими деталями, говорит мистер Хартли, но я бы хотел спросить об этом.

Ответ: Ной назван у Иез. 14:14 по причине его упоминания в Книге Бытия, и потому его значение одинаково в обоих местах. Этот человек со своими тремя сыновьями послужил как свидетельство о последовавшей затем Церкви. См. обсуждение этого предмета в "Небесных тайнах".