Начало Скончание века

Этот набросок сочинен Сведенборгом в 1771 году - за год до его смерти.
Опубликован посмертно.
По мнению Генеральной Церкви Нового Иерусалима, частью Слова Божьего не является.
Последний латино-английский перевод сделан Джеймсом Ф. Бассом в 1931 году.
Коричневым шрифтом ниже выделены примечания Басса.

Ясно, что весь текст состоит из нескольких вариантов одного и того же плана-конспекта будущей работы. Но я ничего не стал сокращать.

Перевод с английского - М.Глебов, 2003

Этот документ, по всей видимости, служит наброском последней работы, задуманной Сведенборгом. Оригинал этого документа одно время находился в библиотеке графа Энгстрёма, однако нынешнее его местонахождение неизвестно. Предполагается, что его передали в королевскую библиотеку Стокгольма, но там он найден не был. Единственный доступный экземпляр на латинском языке имеется в статье ныне покойного преподобного Джеймса Хайда в "Журнале Новой Церкви" за 1903 год.

I. Скончание века, Второе Пришествие Господа и Новая Церковь

Скончание века, предсказанное Господом у Даниила, Гл. 5, и у Матфея, Гл. 24 - посредством догматов.
Второе Пришествие Господа, предсказанное Господом у пророков, у евангелистов и через апостолов - посредством догматов.
Господняя Новая Церковь, названная Новым Иерусалимом в Слове обоих Заветов и описанная в Апокалипсисе - посредством догматов.
Приглашение всего христианского мира в ту Церковь и увещевание достойно принять Господа.

Один заслуживающий внимания случай: что все вещи, принадлежащие Новой Церкви, появляются перед каждым озаренным человеком в свете истины, но как только человек покоряется тому, что принято ныне в Церкви, свет истины становится тенью. Частности доктрины Новой Церкви должны быть изложены по порядку; и то же касательно прежней Церкви.

II. Мерзость запустения, скончание века и полнота времен

Употребляемый ниже латинский термин 'cognitiones' переведен на английский язык как "cognitions" (познания), чтобы различать эти знания от других - 'scientifica', каковое слово также употребляется в Писаниях Сведенборга. С термином "познания" чаще всего связаны два значения: (1) определенный вид знаний, как, например, познания о Слове, о благе и истине, о духовных предметах и пр. (AC 24, 3665, 9945; NJHD 51; HH 111, 351, 469, 474, 517, 518); и (2) высший тип знания, исходящий от разумения и прозрения (AC 1486-1487; HH 110, 353).

1. Касательно скончания века и мерзости запустения в то время.
2. Не существует познаний о Боге, кроме тех, что ошибочны, ложны и полностью бесполезны; и совершенно никакого познания Всемогущества.
3. Нет познаний о Господе.
4. Нет познаний о Божественной Человечности, но лишь как об историческом факте.
5. Нет познаний о Святом Духе.
6. Следовательно, нет познаний о Божественной Троице.
7. Нет познаний о святости Слова.
8. Нет познаний об Искуплении, но только ложные.
9. Нет познаний о Вере, но лишь вроде того, что может постигнуть слепой человек, и это есть ничто. Подобным же образом обстоит со всеми вещами, которые зависят от веры и из-за Бога называются "богословскими", из-за Церкви - "церковными", а из-за Духа Божьего, Которым они вдохновляются, - "духовными".
10. Нет познаний о милосердии.
11. Нет познаний о Свободе Воли; отсюда - нет человеческой воли, так что человек уже не человек.
12. Нет познаний о Покаянии, кроме как на словах, что покаянием не является.
13. Нет познаний о Прощении грехов, отсюда - нет познаний об Обращении к Богу.
14. Нет познаний о Преобразовании и Возрождении.
15. Нет познаний о Вменении добра и зла; таким образом, нет Суда Божьего.
16. Нет познаний о Небесах и об аде.
17. Нет познаний о состоянии человека после смерти; отсюда - нет познаний о спасении и жизни вечной.
18. Нет познаний о Крещении и Св.Вечере, которые есть не более чем обряды.
19. Нет познаний о Законе, кроме ошибочных.
20. Нет познаний о Евангелии (Благой Вести) - которые в том, что человек может быть возрожден и таким образом спасен - кроме тех, что ошибочны.
21. Не существует доктрины Богословия; таким образом, "скончание" уже в такой степени полное, что вовсе не осталось никаких истин; вследствие чего христианская религия расколота на такое количество ересей.
22. Катехизис считается за ничто.
23. Все Слово Божье считается за ничто.
24. Отсюда следует, что уже нет Религии, Церкви, Богослужения, Духовенства,
25. Поскольку из всего предыдущего следует, что есть одно Предопределение.
26. Отсюда же следует, что в описанной Церкви не осталось ни зернышка истины; таким образом, что наступила мерзость запустения.
27. Изречения Слова отражаются звуками громкого эха, когда они воссылаются к Небесам теми, кто привержен современному церковному учению. - Сказано из опыта.
28. Ложности должны быть вырваны с корнем, прежде чем могут быть насаждены истины.
29. "Полнота времен" есть "скончание века", поскольку время означает состояние Церкви, отчего мы читаем в Апокалипсисе: "Времени больше не будет" - ни утра, ни дня, но лишь ночь; ни весны, ни лета, но лишь зима. Подобное означается "временем, временами и полувременем".
30. Это состояние Церкви было предсказано Богом через Даниила, и у Матфея, и в семи главах Апокалипсиса, которые нужно процитировать.
31. Религия этой [Новой] Церкви не должна насаждаться посредством чудес, но через Слово и с помощью света в нем, который от Господа. Свет сей входит и остается навечно; но религия, живущая чудесами, уничтожает его, - и поскольку она ставит чудеса превыше всего, то и погибает с раскатом громкого эха (сравни Мф. 24:24, 25).
32. Я беседовал с Пари, чьи чудеса занимают два тома, о том, как он их творил, - что это делалось через духов, которые входили в память человека.

Франсуа де Пари, о котором упоминается здесь, а также в Приглашении в Новую Церковь, 29, 55 и в письме Сведенборга к Венатору, был Янсенистом [христианская секта]. Чудеса, происходившие у его могилы на кладбище Сен-Медар в Париже, привели к требованиям его канонизации. Эти петиции были отвергнуты. Первый из двух томов, упоминаемых Сведенборгом, был опубликован в 1737 году. Второй том, уже без посвящения королю, но со ссылками на секту Конвульсионариев [одержимых ?], вышел в свет в 1741 году. Третий том последовал в 1747-ом.

III. Мерзость запустения

1. Скончание века и мерзость запустения в то время.
2. Нет познаний о Боге за исключением ошибочных; поэтому также нет познаний обо всем, касающемся Всемогущества.
3. Нет познаний о Господе.
4. Нет познаний о Святом Духе.
5. Следовательно, нет познаний о Божественной Троице.
6. Нет познаний о святости Слова.
7. Нет познаний об Искуплении.
8. Нет познаний о Вере.
9. Нет познаний о Милосердии.
10. Нет познаний о Свободе Воли.
11. Нет познаний о Покаянии.
12. Нет познаний о Прощении грехов, а отсюда нет познаний об Обращении к Богу.
13. Нет познаний о Возрождении.
14. Нет познаний о Вменении.
15. Нет познаний о Небесах и аде.
16. Нет познаний о состоянии человека после смерти; а отсюда - нет познаний о Спасении и Жизни вечной.
17. Нет познаний о Крещении.
18. Нет познаний о Святой Вечере.
19. Нет познаний о Законе, кроме ошибочных.
20. Нет познаний о Евангелии (Благой Вести) - которые в том, что человек может быть возрождени и таким образом спасен - кроме тех, что ошибочны.
21. Не существует доктрины Богословия; таким образом, "скончание" уже в такой степени полное, что вовсе не осталось никаких истин; вследствие чего христианская религия расколота на такое количество ересей, относительно которых…

IV. Что означают "Скончание", "Запустение" и "Полнота Времен"

1. Не существует познаний о Боге, за исключением тех, что являются ложными и совершенно бесполезными.
2. Нет познаний о Божественной Человечности Господа, кроме исторических фактов.
3. Нет познаний об Искуплении, кроме ложных.
4. Нет познаний о Вере, кроме тех, какие может увидеть слепец, и это - ничто. Подобным же образом обстоит со всеми вещами, которые зависят от веры и из-за Бога называются "богословскими", из-за Церкви - "церковными", а из-за Духа Божьего, Которым они вдохновляются, - "духовными".
5. Не существует Милосердия.
6. Не существует Свободы Воли; таким образом, нет воли у человека, и потому человек - не человек.
7. Нет Покаяния, кроме как на словах, что покаянием не является.
7(1). Нет познаний о Прощении Грехов.
8. Нет Преобразования и Возрождения.
9. Нет Вменения добра и зла; таким образом, нет Суда Божия.
10. Крещение и Св.Вечеря - вряд ли что-либо более, чем обряды.
11. Катехизис считается за ничто.
12. Все Слово Божье считается за ничто.
13. Отсюда следует, что уже нет Религии, Церкви, Богослужения, Духовенства,
14. Поскольку из всего предыдущего следует, что есть одно Предопределение.
15. Отсюда же следует, что в описанной Церкви не осталось ни зернышка истины; таким образом, что наступила мерзость запустения.
16. Отсюда так много ересей.
17. Вещи, упомянутые в Слове, отражаются звуками громкого эха, когда они воссылаются к Небесам теми, кто привержен современному церковному учению. - Сказано из опыта.
18. Ложности должны быть вырваны с корнем, прежде чем могут быть насаждены истины.
19. "Полнота времен" есть "скончание века", поскольку время означает состояние Церкви, отчего мы читаем в Апокалипсисе: "Времени больше не будет" - ни утра, ни дня, но лишь ночь; ни весны, ни лета, но лишь зима. Подобное означается "временем, временами и полувременем".
20. Это состояние Церкви было предсказано Богом через Даниила, и у Матфея, и в семи главах Апокалипсиса, которые нужно процитировать.
21. Религия этой [Новой] Церкви не должна насаждаться посредством чудес, но через Слово и с помощью света в нем, который от Господа. Свет сей входит и остается навечно; но религия, живущая чудесами, уничтожает его, - и поскольку она ставит чудеса превыше всего, то и погибает с раскатом громкого эха (сравни Мф. 24:24, 25).
22. Я беседовал с Пари [см. выше], чьи чудеса занимают два тома, о том, как он их творил, - что это делалось через духов, которые входили в память человека и убеждали его; очень много сведений об этом. Однако Пари все же не вступил ни в какую религию, а потому и не знал ничего об Истине Церкви; оттого в настоящее время он среди тех, которые в аду.

V. Касательно "Скончания века" и "мерзости запустения"

Нет познаний о Боге.
Нет познаний о Господе.
Нет познаний о Святом Духе.
Нет познаний о святости Слова.
Нет познаний об Искуплении.
Нет познаний о Вере.
Нет познаний о Милосердии.
Нет познаний о Свободе Воли.
Нет познаний о Покаянии.
Нет познаний о Прощении Грехов и об Обращении к Богу.
Нет познаний о Возрождении.
Нет познаний о Вменении.
Нет познаний о Небесах и аде.
Нет познаний о состоянии человека после смерти, а потому и о Спасении.
Нет познаний о Крещении.
Нет познаний о Св. Вечере.
Отсюда следует, что не существует Религии, а потому не существует и Церкви.
Касательно Пришествия Господа.
О чудесах.
Приглашение всему миру в Новую Церковь. - Что есть один Пастырь и одно стадо, что Иегова - один.