Начало Глава 1. Бог Создатель (6)

Создание вселенной

75. Поскольку эта первая глава посвящена Богу Создателю, нужно рассмотреть также создание Им вселенной, как и в следующей главе о Господе Искупителе будет нужно рассмотреть искупление. Но никто не может составить себе правильное представление о создании вселенной, если предварительно разум не будет введён в состояние постижения некоторыми общими понятиями, а именно следующими.

1. Есть два мира: духовный мир, в котором ангелы и духи, и природный мир, в котором люди.
2. В обоих этих мирах есть солнце. Солнце духовного мира - это чистая любовь от Бога Иеговы, который в его центре. От этого солнца исходят тепло и свет; тепло, исходящее от него, в сущности своей есть любовь, а свет, исходящий от него, в сущности своей есть мудрость. Они воздействуют на волю и разум человека: тепло - на волю, а свет - на разум. Солнце же природного мира есть чистый огонь, поэтому тепло его безжизненно и свет тоже. Они служат как бы верхней одеждой и опорой духовных тепла и света для передачи их людям.
3. Затем, свет и тепло, исходящие от солнца духовного мира, а значит и всё, что они в нём образуют, субстанциальны и называются духовными. Свет и тепло, исходящие от солнца природного мира, и поэтому всё, что они в нём образуют, материальны и называются природными.
4. В обоих мирах есть три степени, называемые степенями высоты, и поэтому три царства. По ним распределены трое небес ангелов и оттого умы человеческие, которые соответствуют этим трём ангельским небесам. То же самое и всё остальное там и здесь.
5. Есть соответствие между тем, что в духовном мире, и тем, что в мире природном.
6. Есть порядок, в котором создано всё в общем и в частностях в обоих мирах.
7. Обо всём этом в первую очередь нужно составить понятие, ибо в противном случае человеческий ум просто по незнанию этого легко впадает в представление, что природа создала вселенную, лишь из поучения церкви, которое гласит, что природу создал Бог. Но не зная, каким образом, и тщательно исследуя эти предметы, ум безрассудно устремляется в поклонение природе, которое отрицает Бога.

Однако поскольку для подробного объяснения и доказательства этого потребуется объёмное сочинение, и не эта тема или предмет в основном составляет богословскую систему данной книги, я хочу только привести несколько воспоминаний, из которых можно усвоить некоторые понятия о создании Богом вселенной, а из усвоенного может родиться какое-нибудь потомство, изображающее сказанное.

76. Первое воспоминание.

Однажды днём я пребывал в размышлениях о создании вселенной. Это заметили ангелы надо мной с правой стороны; там были те, которые неоднократно думали и рассуждали о том же самом, поэтому один из них спустился и пригласил меня. Я, будучи в духе, последовал за ним. Когда я вошёл, они отвели меня к своему государю, в приёмном зале которого я увидел до сотни собравшихся и самого государя посреди них.

Затем один из них сказал: "Мы здесь заметили, что ты размышлял о создании вселенной. Мы сами много раз думали об этом. Но мы не могли прийти ни к какому заключению из-за того, что наши размышления были тесно связаны с понятием о хаосе, как о большом яйце, из которого вылупилась в своём порядке вселенная со всем, что в ней есть. Но теперь мы понимаем, что мироздание во всём его величии не могло вот так вылупиться. Другое представление, которое владело нашими умами, состояло в том, что Бог создал всё из ничего; но сейчас мы понимаем, что из ничего и получается ничто. Мы своим умом до сих пор не можем выпутаться из этих двух представлений и в некотором свете увидеть, каким образом совершено творение. Ради этого мы и вызвали тебя из того места, где ты был, чтобы ты изложил свои мысли на эту тему".

На это я ответил: "Хорошо, я изложу". "Я долго думал над этим, - сказал я, - но всё впустую. Однако позже, когда Господь впустил меня в ваш мир, я постиг, что делать заключения о создании вселенной бессмысленно, если не знать изначально, что есть два мира: один - в котором ангелы, а другой - в котором люди, и что люди после смерти переходят из своего мира в иной. Ещё я увидел тогда, что есть два солнца: одно, от которого проистекает всё духовное, и другое, от которого проистекает всё природное, и что солнце, от которого проистекает всё духовное, есть чистая любовь от Бога Иеговы, который в середине его, а солнце, от которого проистекает всё природное, есть чистый огонь. После того, как я это узнал, однажды в состоянии озарения мне было дано понять, что вселенная была создана Богом Иеговой посредством солнца, в середине которого он пребывает, а поскольку любовь не бывает иначе как в соединении с мудростью, Бог Иегова создал вселенную из Своей любви посредством Своей мудрости. Что это так, я убедился по всему, что видел в вашем мире и в мире, где я нахожусь телом.

Слишком долго описывать, как происходило создание с самого начала. Но по своему озарению я понял, что посредством света и тепла от солнца вашего мира одна из другой были созданы духовные атмосферы, которые в себе субстанциальны. Поскольку их три, и поэтому их степеней три, были созданы трое небес: одно для ангелов в высшей степени любви и мудрости, другое для ангелов во второй степени и третье для ангелов в последней степени. Но поскольку эта духовная вселенная не могла получить существование без природной вселенной, в которой было бы её осуществление и служение, наряду с ней было создано солнце, от которого произошло всё природное, и от него, тоже посредством света и тепла, были созданы три атмосферы, оборачивающие три предыдущие, как скорлупа - ядро или кора - древесину; и наконец, посредством этих атмосфер был создан земной шар из земли и воды, со всеми людьми, животными, рыбами, деревьями, кустарниками и травой, происходящими из земли, которая состоит из почвы, камней и минералов.

Это самое общее описание создания и его последовательности. Для разъяснения всех подробностей отдельно понадобилась бы книга в несколько томов. Однако всё сводится к тому, что Бог создал вселенную не из ничего, поскольку, как вы сказали, из ничего и получается ничто, но посредством солнца ангельских небес, которое происходит от Его Бытия и является поэтому чистой любовью в соединении с мудростью. Что вселенная, под которой я понимаю оба мира - духовный и природный, создана из Божественной любви по Божественной мудрости, тому свидетельством и доказательством служит каждая её частность. И вы можете ясно видеть это в свете, в котором пребывают понятия вашего разума, если рассмотрите всё сказанное в должном порядке и во взаимосвязи. Но следует помнить, что любовь и мудрость, которые в Боге составляют одно, это не любовь и мудрость в отвлечённом смысле, а субстанция в Нём. Ибо Бог есть сама, единственная и потому первичная субстанция и сущность, которая в себе есть и существует.

Что всё вообще и в частностях создано из Божественной любви и Божественной мудрости, надо понимать в следующем отрывке у Иоанна:

Слово было у Бога, и Бог был Словом; все через Него было создано; и мир через Него был создан. Иоанн 1:1,3,10.

Бог здесь означает Божественную любовь, а Слово - Божественную истину, или Божественную мудрость. Вот почему Слово там именуется светом; свет, когда речь идёт о Боге, означает Божественную мудрость."

В конце, когда я прощался, искорки света от солнца, сиявшего сквозь ангельские небеса, проникли в их глаза, а через них - в жилище их ума. Озарённые этим светом, они согласились с тем, что я сказал, и затем проводили меня во двор, а мой прежний спутник отвёл меня в дом, в котором я находился, и оттуда вернулся наверх, в своё общество.

77. Второе воспоминание.

Однажды утром, проснувшись, я перед полным пробуждением размышлял в ясном свете зари и увидел в окно будто бы вспышку молнии, а вскоре услышал звук, подобный раскату грома. Я удивился, откуда это, но услышал с небес, что недалеко от меня находятся те, кто горячо рассуждают о Боге и природе, и что вспышка света, подобная молнии, и треск в воздухе, подобный грому, - это соответствия, которые принимают видимость сражения и столкновения умозаключений с одной стороны в пользу Бога, а с другой - в пользу природы.

Это духовное сражение началось так. Некие сатаны в аду говорили между собой: "Если бы нам позволили говорить с ангелами в небесах, мы бы доказали им полностью и окончательно, что они называют Богом, от которого всё произошло, природу, и что Бог - это не более чем выражение, если под ним не понимается природа". Поскольку эти сатаны всем сердцем и всей душой верили в это, и страстно желали говорить с ангелами в небесах, им было позволено подняться из грязи и мрака ада и побеседовать с двумя ангелами, спустившимися с небес. Они встретились в мире духов, который находится посередине между небесами и адом.

Увидев ангелов, сатаны быстро подбежали к ним и закричали яростно: "Это вы те ангелы небес, с которыми нам позволено встретиться и поспорить о Боге и природе? Вы называете себя мудрыми, потому что признаёте Бога, но ах, как же вы простодушны! Кто видел Бога? Кто может понять Его? Кто может усвоить понятие о том, что Бог царствует над вселенной и может управлять ею и всеми её частями? Кто кроме простонародья и черни признаёт то, чего не видит и не понимает? Что может быть яснее, чем то, что природа есть всё во всём? Что видит глаз, кроме природы? Что слышит ухо, кроме природы? Что чувствует нос, кроме природы? Что язык ощущает на вкус, кроме природы? Что прикосновением руки или тела ощущается, кроме природы? Разве телесные чувства наши - не свидетели истины? Кто не может по всему этому рассудить, что есть что? Разве дыхание, благодаря которому живёт наше тело, не свидетельствует? Что мы вдыхаем, если не природу? Разве головы наши и ваши не в природе? Откуда проникают мысли в наши головы, если не из неё? И если убрать её, разве можно о чём-либо мыслить?" И многое ещё они вещали в том же роде.

Выслушав, ангелы ответили: "Вы говорите так, потому что полагаетесь только на чувства. У всех в аду понятия мышления погружены в телесные чувства, и они не могут поднять оттуда свой ум. Мы прощаем вам это. Жизнь зла, ведущая к вере в ложное, закрывает внутреннее вашего ума, так что подняться над чувственным вам не дано, иначе как в состоянии удаления от зла жизни и лжи веры. Ибо и сатана может, как ангел, понимать истину, когда слышит, но не удерживает её, потому что зло стирает из памяти истину и вводит ложь. Но мы понимаем, что вы сейчас в состоянии удаления, и поэтому можете понимать истину, которую мы говорим. Поэтому послушайте внимательно, что мы вам скажем".

"Вы были в природном мире, - продолжали они, - и там вы умерли, и теперь вы в духовном мире. Знали вы раньше что-нибудь о жизни после смерти? Разве вы не отрицали её раньше, ставя себя вровень с животными? Знали вы раньше что-нибудь о небесах и аде или о тепле и свете этого мира? Или о том, что вы больше не внутри природы, а над ней? Ибо этот мир духовный, как и всё, что в нём есть, а духовное выше природного настолько, что природа, в которой вы были, не может оказывать ни малейшего влияния на этот мир. А вы, поскольку верите, что природа - это бог или богиня, думаете, что свет и тепло этого мира есть свет и тепло природного мира, тогда как это ничуть не так, ибо природный свет здесь - тьма, а природное тепло здесь - холод. Разве знали вы что-нибудь о солнце этого мира, от которого исходят наши тепло и свет? Знали вы, что это солнце - чистая любовь, а солнце природного мира - чистый огонь? И что от солнца мира, которое есть чистый огонь, появляется и существует природа? И что от солнца небес, которое есть чистая любовь, появляется и существует сама жизнь, которая есть любовь в соединении с мудростью? И что поэтому природа, которую вы делаете богом или богиней, совершенно мертва?

Вы можете, если вам будет дана охрана, подняться с нами в небеса, а мы, если нам будет дана охрана, можем спуститься с вами в ад. В небесах вы увидите великолепное и светлое, а в аду - безобразное и грязное. Причина этого различия в том, что в небесах все почитают Бога, а в аду все почитают природу. Великолепие и сияние всего, что есть в небесах, - это соответствия склонностей любви к добру и истине, а безобразие и нечистота всего, что есть в аду, - это соответствия склонностей любви к злу и лжи. Сделайте теперь вывод из сказанного: Бог или природа есть всё во всём?"

На это сатаны ответили: "В том состоянии, в котором мы сейчас находимся, мы можем из слышанного заключить, что Бог. Но когда нашими умами овладевают удовольствия зла, мы не видим ничего, кроме природы".

Эти двое ангелов и двое сатан стояли недалеко от меня, так что я видел и слышал их. И вот я увидел вокруг них множество людей, которые были известны в природном мире своей учёностью. Меня удивило, что эти образованные люди становились то рядом с ангелами, то рядом с сатанами и поддерживали ту сторону, к которой примыкали. Мне было сказано, что перемены их места - это перемены в состоянии их умов, одобряющих то одно мнение, то другое, ибо в отношении веры они подобны Вертумну [античному богу перемен]. "Мы расскажем тебе тайну. Взглянув сверху на землю, мы рассмотрели тех, что известны своей учёностью, и нашли, что из тысячи шестьсот - за природу, а остальные - за Бога. А те, кто за Бога, часто говорят об этом не по своему разуму, а только потому, что слышали, что природа произошла от Бога. Частое повторение по заученному или по воспоминанию, но при этом не по размышлению и пониманию, порождает видимость веры".

Затем сатанам была дана охрана, и они с двумя ангелами поднялись в небеса, и увидели их великолепие и сияние. И тогда, озарённые светом небес, они признали, что есть Бог, а природа создана, чтобы служить жизни, которая исходит от Бога; что природа сама по себе мертва, и поэтому сама ничего не делает, но всё делает через неё жизнь. Увидев и поняв всё это, они спустились, и по мере того, как они спускались, к ним вернулась любовь к злу, которая закрыла из разум сверху и открыла снизу. Тогда над ними появилась как бы тень с отблесками адского огня. Как только они коснулись ногами земли, она разверзлась под ними, и они упали назад, к своим.

78. Третье воспоминание.

На следующий день ко мне пришёл ангел из другого небесного общества и сказал: "Мы здесь слышали, что тебя приглашали в общество, соседнее с нашим, потому что ты размышлял о создании вселенной, и там ты рассказал о создании так, что им понравилось и они остались довольны. А сейчас я покажу тебе, как были созданы Богом различные виды животных и растений.

Он отвёл меня в широкое зелёное поле и сказал: "Погляди вокруг". Я огляделся и увидел птиц прекраснейших цветов, одних летающих, других сидящих на деревьях, а иных в поле, срывающих лепестки с роз. Среди других птиц там были голуби и лебеди. Когда они исчезли из моего поля зрения, я увидел недалеко стада овец с ягнятами, козлов и коз, а вокруг них - стада быков, коров и телят, а также верблюдов и мулов. В лесу я увидел оленей с высокими рогами, а ещё единорогов.

После того, как я это увидел, ангел сказал: "Повернись лицом к востоку". И я увидел сад из плодовых деревьев: апельсинов, лимонов, оливок, винограда, инжира, граната и ягодных кустов.

Затем он сказал: "Посмотри теперь на юг". И я увидел посевы всякого рода злаков: пшеницы, проса, ячменя и бобовых. Их окружали клумбы из роз разнообразных, красиво сочетающихся цветов. А к северу располагались рощи каштанов, пальм, лип, платанов и других лиственных деревьев.

Показав мне всё это, ангел сказал: "Всё, что ты видел, - это соответствия склонностей любви ангелов, находящихся в окрестностях", и мне было сказано, каким склонностям соответствует всё в отдельности. "И более того, - продолжал он, - не только это, но и всё остальное без исключения, что представляется нашему взору, - это соответствия, например дома, обстановка в них, столы и еда, и даже золотые и серебряные деньги, и алмазы и другие драгоценные камни, которыми украшают себя жёны и девицы в небесах. По всему этому мы понимаем, каков тот или иной в отношении любви и мудрости. Всё, что в наших домах служит какому-либо предназначению, остаётся в них постоянно; но у тех, которые переходят из одних обществ в другие, эти вещи изменяются в зависимости от окружения.

Всё это было показано тебе с той целью, чтобы ты на отдельных примерах увидел создание вообще. Ибо Бог есть сама любовь и сама мудрость, и в Его любви бесконечно много склонностей, а в мудрости Его бесконечно много постижений; их соответствиями служит всё, что встречается на земле. Из них происходят птицы и животные, деревья и кусты, полевые и огородные растения, лесные и луговые травы. Ибо Бог не имеет размеров, Он везде в пространстве, и поэтому наполняет вселенную от её первых до её последних. И поскольку Он вездесущ, во всём природном мире есть такие соответствия Его любви и мудрости. А в нашем мире, который называется духовным, подобные соответствия есть у тех, которые принимают склонности и постижения от Бога. Разница в том, что в нашем мире соответствия, согласные со склонностями ангелов, создаются Богом мгновенно. В вашем же мире они в начале создаются так же, но предусмотрено, чтобы от поколения к поколению они вечно обновлялись, и так продолжалось создание.

Причина, по которой в нашем мире создание мгновенно, а в вашем продолжается поколениями, заключается в том, что атмосферы и земли в нашем мире духовны, а в вашем - природны. Природное создано для того, чтобы одевать духовное, как кожа одевает тела людей и животных, кора и лыко - стволы и ветви деревьев, мягкая и твёрдая оболочки - мозг, свои оболочки - нервы и волокна и так далее. Вот почему всё в вашем мире неизменно и воспроизводится непрерывно из года в год".

Он добавил: "О том, что ты видел и слышал, передай жителям твоего мира, потому что они до сего дня были в полном неведении о духовном мире, а без сведений о нём никто не может знать, ни даже догадываться, что в нашем мире создание непрерывно, так же, как было и в вашем мире, когда Бог создавал вселенную".

Затем мы говорили о разном, и пришли к разговору об аде, где нельзя увидеть ничего из того, что есть в небесах, а только всё противоположное, поскольку склонности любви у них, то есть вожделения зла, противоположны склонностям любви у ангелов в небесах. Потому у тех, кто в аду, а именно, в его пустынях, можно увидеть ночных птиц: летучих мышей, сов и филинов; кроме того волков, леопардов, тигров, крыс и мышей, а также всякого рода опасных пресмыкающихся, например драконов и крокодилов. В травянистых местах там произрастают терновники, крапива, колючки, чертополох и некоторые ядовитые растения, которые время от времени исчезают. Тогда взгляду предстают одни груды камней и болота с квакающими лягушками. Всё это тоже соответствия, но, как было сказано, соответствия склонностей их любви, то есть вожделений зла. Они, однако же, созданы там не Богом, как и подобное тому, появляющееся в природном мире. Ибо всё, что создавал и создаёт Бог, было и есть хорошо. Подобные тому вещи возникли на земле вместе с адом, который образовался из людей, отвернувшихся от Бога и потому ставших дьяволами и сатанами. Однако эти непристойности начали уже раздражать наш слух, мы отвратились от них мыслями и вновь вспомнили о том, что мы видели в небесах.

79. Четвёртое воспоминание.

Однажды, когда я размышлял о создании вселенной, ко мне подошли некто из христианского мира, которые в своё время были известнейшими философами и слыли среди других мудрецами. "Мы заметили, - сказали они, - что ты размышляешь о создании; расскажи нам, что ты думаешь о нём?"

Я сказал: "Сначала расскажите, что думаете вы". Один из них ответил: "Моё мнение таково, что создание - от природы, то есть природа сама создала себя, и что она существовала от вечности. Ибо пустоты нет, и она не может существовать. Ведь что мы видим глазами, слышим ушами, обоняем ноздрями и вдыхаем лёгкими, как не природу? И раз природа вокруг нас, значит она и внутри нас".

Другой, выслушав это, сказал: "Ты говоришь о природе и считаешь её создательницей вселенной, но ты не знаешь, как природа сотворила вселенную; так я скажу тебе. Она завертелась вихрями, которые сталкивались между собой, как облака, или как дома при землетрясении. Из-за такого столкновения более плотное собралось воедино, образовав землю; из него выделилось более жидкое и тоже собралось воедино, образовав моря; от него отделилось также более лёгкое, образовав эфир и воздух, а из самого лёгкого получилось солнце. Разве вы не видели, как масло, вода и частицы земли, будучи смешанными, сами собой разделяются и выстраиваются по порядку одно над другим?"

Тогда следующий слушавший сказал: "Вы говорите по видимости. Всем известно, что началом всего был хаос, который по величине заполнял четверть вселенной. В его середине был огонь, вокруг него эфир, а вокруг него - материя. Этот хаос треснул, и через трещину вырвался огонь, словно из Этны или Везувия, и отсюда произошло солнце. Затем расширившийся эфир разлился вокруг, отсюда атмосфера. Наконец, оставшаяся материя свернулась в шар, отсюда земля. Что касается звёзд, то они - просто светила в просторах вселенной, возникшие из солнца и его огня и света. Ибо солнце сначала было как огненный океан, который, чтобы не зажечь землю, выбросил из себя светящиеся огоньки; они распределились в окружении и завершили вселенную, образовав небесную твердь".

Но один из стоявших рядом сказал: "Вы ошибаетесь. Вы видите себя мудрыми, а я кажусь вам простым. Однако в своей простоте я верил и верю, что вселенную создал Бог, а поскольку природа относится ко вселенной, вся природа была создана Им тогда же. Если бы природа создала сама себя, разве не существовала бы она от вечности? О, что за безумство!"

Тогда один из так называемых мудрецов подбежал близко-близко к говорившему, подставил левое ухо к его рту (правое ухо у него было заткнуто чем-то вроде ваты) и переспросил, о чём тот говорил. Тот повторил сказанное, после чего подбежавший огляделся, чтобы проверить, нет ли рядом священников, и увидел одного рядом с говорящим. Тогда он обернулся и сказал: "Я тоже признаю, что вся природа - от Бога, но..." Тут он отошёл и добавил шёпотом для своих товарищей: "Я так сказал, потому что там был священник. Мы-то с вами знаем, что природа происходит от природы, а раз так, то природа есть Бог. Вот я и сказал: "вся природа - от Бога, но..."".

Но священник, слышавший их шептание, сказал: "Мудрость ваша, которая не более чем философия, ввела вас в заблуждение и закрыла внутреннее ваших умов настолько, что никакой свет от Бога и с Его небес не может проникнуть в них и просветить вас. Вы погасили его. Рассудите же, - продолжал он, - и решите между собой, откуда ваши души, которые бессмертны. От природы ли они, или они были также и в том великом хаосе?"

Услышав это, тот человек удалился к своим спутникам, чтобы вместе с ними распутать этот клубок вопросов. Они пришли к заключению, что человеческая душа есть не что иное, как эфир, а мышление - колебания этого эфира под воздействием света солнца; эфир же принадлежит природе. "Кто же не знает, - сказали они, - что мы разговариваем через воздух? И что такое мышление, если не речь в более чистом воздухе, который называется эфиром? Поэтому-то мысль и речь составляют одно. Всякий может заметить это на примере человека в детстве. Он сначала учится говорить, а впоследствии говорит сам с собой: это и есть мышление. Тогда что такое мышление, если не колебания эфира? Или что такое звук речи, если не мелодия его? Из этого мы заключаем, что мыслящая душа принадлежит природе".

Но некоторые из них, хотя и не придерживались иного мнения, добавили ясности к состоянию вопроса, сказав, что души образовались, когда эфир из того великого хаоса свернулся в шар, а затем в высшей области разделился на бесчисленные неделимые формы, которые влились в людей, и тогда они стали мыслить в этом более чистом воздухе; теперь эти формы называются душами.

Другой, услышав это, сказал: "Я допускаю, что неделимые формы из эфира в высшей области были бесчисленны, но их всё равно превышают числом люди, рождённые от сотворения мира. Как же тогда этих эфирных форм хватило на всех? Поэтому я и подумал, что души, исходящие из уст умерших людей, возвращаются к ним же через несколько тысяч лет, входят в них и проводят жизнь как раньше. Известно, что многие из мудрых верят в нечто подобное и в переселение душ". Ко всему этому они добавили ещё множество предположений, но я пропущу их, поскольку они были бессмысленны.

Вскоре вернулся священник, и тот, который перед этим говорил о создании вселенной Богом, рассказал ему, что они решили по поводу души. Выслушав, священник ответил: "Вы говорите точно так же, как вы мыслили в мире, не зная, что вы уже больше не в том мире, а в другом, который называется духовным миром. Все те, кто уверили себя в пользу природы и стали поэтому чувственно-телесными, не подозревают, что они уже не в том же мире, где родились и выросли. Причина в том, что тогда они были в материальном теле, а теперь - в субстанциальном, а субстанциальный человек видит себя и окружающих точно так же, как материальный человек видит себя и окружающих; ибо субстанциальное есть начало материального. Вы мыслите, видите, ощущаете запах и вкус и разговариваете так же, как в природном мире, и оттого думаете, что и здесь та же природа. Между тем природа этого мира так же отлична и далека от природы того мира, как субстанциальное от материального, или духовное от природного, или предшествующее от последующего. Поскольку природа того мира, в котором вы жили раньше, относительно говоря, мертва, то вы, убеждая себя в её пользу, тоже становитесь как бы мёртвыми - в том, что касается Бога, небес и церкви, а равно и вашей души. Тем не менее, каждый человек, хорош он или плох, может возноситься своим разумом в тот свет, в котором пребывают ангелы небес, и тогда видеть, что Бог есть, что есть жизнь после смерти, и что душа человеческая - не эфирная, и поэтому не от природы того мира, а духовная, и поэтому предназначена к вечной жизни. Разум может находиться в этом ангельском свете при условии, что удаляются природные виды любви, которые от мира, и поэтому за него и за его природу, и от тела, и поэтому за него и за собственное".

Тотчас же эти виды любви были удалены Господом, и им было дано говорить с ангелами. Из беседы в таком состоянии они постигли, что Бог есть, и что после смерти они живут в ином мире. От этого им стало стыдно, и они вскричали: "Мы безумны, безумны!" Но поскольку это состояние не было их собственным, вследствие чего через несколько минут стало тягостным и неприятным, они отвернулись от священника и более не желали слушать его речи. Так они вернулись в свои прежние, чисто природные, мирские и плотские виды любви. Они пошли налево, от одного общества к другому, пока не вышли на дорогу, на которой повеяло удовольствиями их видов любви, и тогда сказали: "Вот наш путь". Вступив на него и пройдя его, они пришли к тем, которые находили удовольствие в тех же видах любви, и даже большее. Поскольку же удовольствия их состояли в злодеяниях, и они многим нанесли вред по пути, они попали в тюрьму и стали демонами. Затем их удовольствие превратилось в несчастье, потому что наказаниями и страхом наказаний их ограничивали и удерживали от прежних наслаждений, которые составляли их природу.

Они спрашивали своих соседей по тюрьме, будут ли они вечно так жить. Некоторые из них отвечали: "Мы уже несколько веков здесь, и останемся на веки вечные. Ведь нельзя изменить или истребить наказаниями характер, который мы приобрели в мире. Он, если и изгоняется таким путём, всё равно быстро возвращается".

80. Пятое воспоминание.

Однажды по разрешению один сатана поднялся из ада с женщиной и подошёл к дому, в котором я был. Увидев его, я закрыл окно, и так разговаривал с ним. На мой вопрос, откуда он пришёл, он ответил, что из своего сообщества.

Я спросил также, откуда пришла женщина, и получил тот же ответ. Она была из компании сирен, которые обладали искусством при помощи воображения придавать своей внешности и манерам красоту и изысканность. То они представлялись прекрасными, как Венера, то изящными в речах, как парнасские девы, а то наряжались, как царицы, в короны и дворцовые одежды, и величественно ступали, опираясь на серебряные трости. Эти женщины в духовном мире - блудницы, они обучаются создавать видимости. Видимость создаётся чувственным мышлением, которое закрывает всякие понятия более внутреннего мышления.

Я спросил сатану, жена ли она ему. "Что такое жена? - спросил он. - Я этого не знаю, и в нашем обществе не знают. Это моя любовница". При этом от неё мужчине передалась шаловливость, сирены ловко умеют это делать. Почувствовав это, он поцеловал её, сказав: "О, моя Адонис!"

Однако вернёмся к серьёзным вещам. Я спросил сатану, каково его занятие. "Моё занятие, - ответил он, - обучение. Разве не видишь лавровый венок у меня на голове?" Этот венок сплела своим искусством его Адонис и возложила ему на голову сзади.

"Раз ты пришёл из общества, - сказал я, - где есть должности учителей, расскажи мне, какова вера у тебя и твоих товарищей о Боге?" "Бог для нас - это вселенная, - сообщил он, - которую мы также называем природой. Простой народ у нас называет её атмосферой, имея в виду воздух, а мудрые под этой атмосферой подразумевают эфир. Бог, небеса, ангелы и тому подобное, о чём много сказок рассказывают в этом мире, - это ничего не значащие названия, выдумки, пойманные среди падающих звёзд, которые у многих тут перед глазами порхают. Разве всё, что мы видим на земле, не творение солнца? Разве каждой весной, когда оно приближается, не рождаются насекомые - крылатые и бескрылые? Разве от его тепла не начинают пернатые любить друг друга и размножаться? И земля, прогретая его теплом, не взращивает из семян растения, которые дают плоды как потомство? Не означает ли это, что вселенная есть Бог, а природа - богиня, которая, как жена вселенной, зачинает, рождает, взращивает и кормит их?"

Далее я спросил, какова вера у него и его общества относительно религии. Он ответил: "Религия для нас, более образованных, чем простой народ, - не более чем колдовской амулет для обычных людей. Области их ума, которые относятся к чувствам и воображению, окружены чем-то вроде лёгкого облачка, в котором понятия о набожности летают, словно бабочки в воздухе. Их вера, связывающая эти понятия в подобие цепи, напоминает шелкопряда в коконе, из которого вылетает будто бы царь бабочек. Обычные, неучёные люди, мечтая летать, любят воображать вещи, которые выше их телесных чувств и происходящих от них мыслей. Вот они и делают себе крылья, чтобы подниматься, как орлы, и хвалиться перед земными жителями, говоря: "Полюбуйтесь на меня!" Мы же верим в то, что видим, и любим то, к чему прикасаемся". При этом он прикоснулся к своей любовнице со словами: "Вот во что я верю, потому что вижу и трогаю. Да мы на самом деле выбрасываем все эти иллюзии в форточку и сдуваем весёлым смехом".

Затем я спросил, какова вера у него и его общества относительно небес и ада. Он ответил с хохотом: "Что такое небеса, если не эфирный небосвод там, наверху? Что такое ангелы, если не пятнышки, блуждающие вокруг солнца? А архангелы - разве не кометы с длинными хвостами, на которых живёт их компания? Что такое ад, как не болота, в которых лягушки и крокодилы воображают себя дьяволами? Всё, кроме таких представлений о небесах и аде, - вздор, который несут некоторые сановники, чтобы снискать славу у несведущего народа".

Однако сказал он это всё точно так, как думал в мире, не зная, что живёт после смерти, и забыв всё то, что слышал первое время по пришествии в мир духов. Поэтому даже на вопрос о жизни после смерти он отвечал, что это выдумка, и может быть это нечто испускаемое трупом в могиле, по форме напоминающее человека, или что-то, называемое призраком, о чём некоторые рассказывают сказки и что возбуждает воображение людей.

При этих словах я уже не мог удержаться от разбиравшего меня смеха, и сказал: "Сатана, ты безумно безумен! Кто ты теперь? Разве видом ты не человек? Разве не говоришь, не слышишь, не ходишь? Вспомни, что ты живёшь в другом мире: ты забыл об этом. Теперь ты живёшь после смерти, а говоришь так, будто ты ещё не умер".

И ему было дано вспомнить, а вспомнив, он устыдился и воскликнул: "Я сумасшедший! Я видел над собой небеса и слышал в них ангелов, говоривших невыразимое. Но это было, когда я только что прибыл сюда. Теперь я запомню это и расскажу остальным в своём обществе, из которого пришёл, им, наверное, тоже будет стыдно". И у него уже на языке было сказать им, что они безумны, но пока он спускался, забвение прогнало воспоминание, и когда он был на месте, стал таким же безумным, и называл безумством то, что слышал от меня.

Таково состояние мышления и общения у сатан после смерти. Сатанами называются те, которые утвердили в себе ложь до степени веры, а дьяволами - те, которые утвердили в себе зло жизнью.