Начало Глава 2. Господь Искупитель (1)

81. В предыдущей главе речь шла о Боге Создателе и вместе с тем о создании; эта глава посвящена Господу Искупителю и вместе с тем искуплению. Следующая глава будет о Святом Духе и о Божественном действии. Под Господом Искупителем понимается Иегова в человеческом. Далее в этой главе будет показано, что Сам Иегова сошёл и принял человеческое с целью совершить искупление. Здесь говорится "Господь", а не "Иегова" по той причине, что Иегова Ветхого завета называется Господом в Новом завете, о чём можно заключить из следующих отрывков. У Моисея читаем:

Слушай, Израиль: Иегова Бог наш есть один Иегова. И люби Иегову Бога от всего сердца твоего и от всей души твоей и всеми силами твоими. Втор. 6:4,5.

Но у Марка:

Слушай, Израиль! Господь Бог наш есть один Господь. И возлюби Господа Бога от всего сердца твоего и от всей души твоей. Марк 12:29,30.

Также у Исаии:

Приготовьте путь Иегове, уровняйте в пустыне стезю Богу нашему. Исаия 40:3.

Но у Луки:

Пойдёшь перед лицом Господа, чтобы приготовить путь Ему. Лука 1:76.

То же и в других местах. Господь тоже велел Своим ученикам называть Его Господом, и поэтому апостолы называли Его так в своих посланиях, а позже - апостольская церковь. Это видно из их символа веры, так называемого Апостольского символа веры. Причина в том, что иудеи не осмеливались произносить имя Иеговы из-за Его святости, и в том, что "Иегова" означает Божественное Бытие, которое было от вечности, а человеческое, которое Он принял во времени, не является этим Бытием. В предыдущей главе (18-26, 27-35) разъяснялось, что такое Божественное Бытие и Иегова. По этим причинам здесь и далее под Господом понимается Иегова в Его человеческом.

Поскольку знание о Господе превосходит совершенством все другие знания, имеющиеся в церкви и даже в небесах, построим изложение в определённом порядке, чтобы знание это предстало в ясном свете. Итак:

1. Иегова, Создатель вселенной, сошёл и принял человеческое, чтобы искупить и спасти людей.
2. Он сошёл как Божественная истина, которая есть Слово, однако не отделял от неё Божественное добро.
3. Он принял человеческое в соответствии со Своим Божественным порядком.
4. Человеческое, посредством которого Он ввёл Себя в мир, - это то, что называется Сыном Божьим.
5. Делами искупления Господь сделал Себя праведностью.
6. Теми же делами Он соединил Себя с Отцом и Отца с Собой. Это также соответствовало Божественному порядку.
7. Так в одной личности Бог стал человеком, а человек - Богом.
8. По пути к соединению Он был в состоянии опустошения, а само соединение было состоянием Его прославления.
9. С того времени никто из христиан не может войти в небеса, если не верит в Господа Бога Спасителя и не обращается к Нему одному.

Теперь всё это будет объяснено в частностях.

82. (1) Иегова Бог сошёл и принял человеческое, чтобы искупить и спасти людей.

В современных христианских церквах верят, что Бог Создатель вселенной произвёл на свет Сына от вечности, который сошёл и принял человеческое, чтобы искупить и спасти людей. Но это утверждение ошибочно, и распадается само по себе, если только подумать, что Бог один. Более чем невероятно для разума, что от вечности один Бог породил Сына, да ещё что Бог Отец с Сыном и Святым духом, каждый из которых отдельно Бог, вместе есть один Бог. Эта выдумка совершенно исчезает, как падающая звезда в атмосфере, если по Слову доказать, что Сам Иегова Бог сошёл и стал человеком, а также Искупителем.

Что касается первого утверждения, что Сам Иегова Бог сошёл и стал человеком, известно из следующих мест:

Вот, дева зачнёт и родит Сына, и нарекут имя Ему: с нами Бог. Исаия 7:14; Матф. 1:23.
Младенец рождён нам, Сын дан нам, на плечах которого владычество, и назовут Его имя: Чудесный, Бог, Герой, Отец вечный, Князь мира. Исаия 9:6,7.
И скажут в тот день: вот Он, Бог наш, на которого мы уповали, что спасёт нас. Это Иегова, на которого мы уповали. Возрадуемся и возвеселимся в спасении Его. Исаия 25:9.
Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Иегове, уровняйте в пустыне стезю Богу нашему; и узрит всякая плоть вместе. Исаия 40:3,5.
Вот, Господь Иегова идёт в силе, и в руках Его владычество Его. Вот, награда Его с Ним; как пастух Он будет пасти стадо Своё. Исаия 40:10,11.
Ликуй и веселись, дочь Сиона! Ибо вот, Я иду и поселюсь посреди тебя, говорит Иегова. И прибегнут к Иегове многие народы в тот день. Зах. 2:10,11.
Я, Иегова, призвал тебя в праведности, и поставлю Тебя в завет для народа. Я Иегова, это - Моё имя, и не дам славы Моей иному. Исаия 42:1,6-8.
Вот, наступают дни, когда восставлю Давиду отрасль праведную, и будет он царствовать как царь, и будет совершать суд и справедливость на земле. И вот имя его: Иегова справедливость наша. Иер. 23:5,6; 33:15,16.

И ещё несколько мест, где пришествие Господа называется днём Иеговы: Исаия 13:6,9,13,22; Иезек. 31:15; Иоиль 1:15; 2:1,2,11,29,31; 3:1,14,18; Амос 5:13,18,20; Соф. 1:7-18; Зах. 14:1,4-21; и др.

У Луки явно утверждается, что Сам Иегова сошёл и принял человеческое:

Мария сказала ангелу: как будет это, когда я мужа не познала? Ангел ответил ей: Дух Святой найдет на тебя, и сила Всевышнего осенит тебя; посему и рождаемое от тебя святое наречется Сыном Божьим. Лука 1:34,35.

И у Матфея ангел сказал во сне Иосифу, жениху Марии, что зарождающееся в ней - от Святого Духа; и Иосиф "не знал её до того как она родила Сына, и он нарек Ему имя Иисус" (Матф. 1:20,25). Что Святой Дух означает Божественное, исходящее от Бога Иеговы, будет видно в третьей главе этого сочинения. Всем известно, что у ребёнка душа и жизнь - от отца, а тело - от матери. Так можно ли более открыто сказать, что душа и жизнь Господа - от Бога Иеговы, а поскольку Божественное неделимо, то само Божественное Отца есть Его душа и жизнь? Вот почему Господь так часто называл Бога Иегову Своим Отцом, а Бог Иегова называл Его Своим Сыном. Поэтому что может быть забавнее, чем слышать, что душа нашего Господа - от матери Марии? Тем не менее и сегодня это снится как римским католикам, так и протестантам, и до сих пор Слово их не разбудило.

83. Понятие о том, что некий рождённый от вечности Сын сошёл и принял человеческое, распадается и исчезает как совершенно ошибочное при сопоставлении с отрывками из Слова, в которых Сам Иегова говорит, что Он - Спаситель и Искупитель, например следующими.

Не Я ли Иегова? И нет иного Бога кроме Меня, Бога праведного и Спасителя нет кроме Меня. Исаия 45:21,22.
Я Иегова, и нет Спасителя кроме Меня. Исаия 43:11.
Я - Иегова, Бог твой, и ты не должен признавать другого Бога, кроме Меня, и нет Спасителя, кроме Меня. Осия 13:4.
Чтобы знала всякая плоть, что Я Иегова, Спаситель твой и Искупитель твой. Исаия 49:26; 60:16.
Что же до Искупителя нашего - Иегова Саваоф имя Его. Исаия 47:4.
Искупитель их силен, Господь Саваоф имя Его. Иерем. 50:34.
Иегова, скала моя и Искупитель мой. Пс. 18:15.
Так говорит Иегова, Искупитель твой, Святой Израиля: Я Иегова, твой Бог. Исаия 48:17; 43:14; 49:7.
Так говорит Иегова, Искупитель твой; Я Иегова, который сотворил всё, и один, Я Сам. Исаия 44:24.
Так говорит Иегова, Царь Израиля и Искупитель его, Иегова Саваоф: Я первый и последний, и кроме Меня нет Бога. Исаия 44:6.
Ты Иегова Отец наш; от века имя Твоё: Искупитель наш. Исаия 63:16.
Вечною милостью помилую, так говорит Искупитель твой Иегова. Исаия 54:8.
Ты избавлял меня, Иегова истины. Пс. 30:6.
Да уповает Израиль на Иегову, ибо у Иеговы милость, много у Него искупления. Он искупит Израиль от всех беззаконий его. Пс. 129:7,8.
Иегова Саваоф - имя Его; и Искупитель твой - Святой Израиля, Богом всей земли будет называться Он. Исаия 54:5.

Эти и ещё очень многие другие места позволяют каждому, у кого открыты глаза и ум через них, увидеть, что Бог, единственный Бог сошёл и сделался человеком с целью осуществить искупление. Кто же не может видеть это, словно в утреннем свете, когда поразмыслит над самими Божественными изречениями, которые были приведены? Однако те, кто пребывают в тени ночи по убеждению, что от вечности рождён второй Бог, и это Он сошёл и искупил нас, закрывают глаза на эти Божественные изречения и размышляют под опущенными веками, как им приспособить всё к своей лжи и извратить.

84. По многим причинам, которые будут последовательно раскрыты на следующих страницах, Бог не мог искупить людей, то есть избавить их от ада и проклятия, не приняв человеческое. Ибо искупление - это покорение адов и приведение в порядок небес, после чего следует восстановление церкви. Осуществить это Бог в Своём всемогуществе мог не иначе, как через человеческое, подобно тому, как никто не может работать, не имея рук. Его человеческое в Слове поэтому называется "рука Иеговы" (Исаия 40:10; 53:1). Или подобно тому, как никто не может напасть на укреплённый город и разрушить святилища идолов, находящиеся в нём, не имея мощных средств. Из Слова также ясно, что в этом Божественном деле Бог применял всемогущество через Своё человеческое. Ибо Бог, пребывающий в самом внутреннем и поэтому чистейшем, никак иначе не мог перейти в самое внешнее, где находятся ады, и где находились в те времена люди; так же, например, душа ничего не может сделать без тела. Или так же никто не может победить врага, если не подойдёт к нему на расстояние видимости или не выйдет навстречу ему с каким-либо оружием, например с копьями, щитами или мушкетами. Совершить искупление без человеческого так же невозможно для Бога, как для человека завоевать Индию, не переправляя туда войска на кораблях, или как вырастить деревья только с помощью тепла и света, не давая для их передачи воздуха, и земли для произрастания. Лучше сказать, это так же невозможно, как закинуть сеть в воздух и ловить рыбу в нём, а не в воде. Ибо Иегова, как Он есть в Себе, не может в Своём всемогуществе и коснуться какого-либо дьявола в аду или на земле, не то что сдержать его в неистовстве или укротить его жестокость. В последнем Бог присутствует в своём человеческом, почему и в Слове называется Первым и Последним, Альфой и Омегой, Началом и Концом.

85. (2) Бог Иегова сошёл как Божественная истина, которая есть Слово, однако не отделял от неё Божественное добро.

Сущность Бога составляют две части: Божественная любовь и Божественная мудрость или, что то же самое, Божественное добро и Божественная истина. Эта двойственность Божественной сущности была показана выше (36-48). Эти две части в Слове обозначаются как Иегова Бог: Иегова означает Божественную любовь или Божественное добро, Бог означает Божественную мудрость или Божественную истину. Поэтому они в Слове различаются во многих смыслах. В некоторых местах называется только Иегова, в других - только Бог. Где речь идёт о Божественном добре, там упоминается Иегова, а где о Божественной истине - там Бог; если же подразумевается и то, и другое, то говорится о Боге Иегове. У Иоанна ясно видно, что Бог Иегова сошёл как Божественная истина, то есть Слово:

В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Бог был Словом. Все через Него было сделано, и без Него ничто не было сделано из того, что было сделано. И Слово стало плотью, и обитало среди нас. Иоанн 1:1,3,14.

Под Словом здесь понимается Божественная истина потому, что Слово, которое есть у церкви, - это сама Божественная истина, ибо продиктовано Самим Иеговой, а то, что продиктовано Самим Иеговой, есть чистая Божественная истина и ничем другим быть не может.

Но поскольку Слово прошло через небеса и дошло до мира, оно сделалось пригодным для ангелов в небесах и для людей в мире. Поэтому в Слове есть духовный смысл, в котором Божественная истина пребывает в свете, и природный смысл, в котором Божественная истина находится в тени. Таким образом, у Иоанна имеется в виду Божественная истина в этом Слове. Это также ясно из того, что Господь пришёл в мир, чтобы исполнить всё, что есть в Слове. Именно поэтому в столь многих местах читаем, что с Ним произошло то или другое, "чтобы исполнилось Писание". Не что иное как Божественная истина подразумевается и под Мессией или Христом, под Сыном Человеческим и под Духом Святым Утешителем, который Господь послал после своего ухода. В Своём преображении перед тремя учениками на горе (Матфей 17, Марк 9 и Лука 9) и перед Иоанном в Откровении (1:12-16) Он явил Себя как Слово, что будет показано в главе о Священном Писании (222).

Что Господь в мире был Божественной истиной, ясно из Его собственных слов:

Я есть Путь, Истина и Жизнь. Иоанн 14:6.

И из следующего:

Мы знаем, что Сын Божий пришёл и дал нам разумение, чтобы мы узнали Истинного; и мы пребываем в Истинном, в Сыне Его Иисусе Христе. Он - истинный Бог и вечная жизнь. 1 Иоанн 5:20.

И далее из того, что Он называется Светом, например в таких отрывках:

Он был истинным светом, который просвещает всякого человека, приходящего в мир. Иоанн 1:4,9.
Иисус сказал им: еще на малое время свет с вами. Ходите, пока имеете свет, чтобы не объяла вас тьма. Пока свет есть у вас, верьте в свет, да будете сынами света. Иоанн 12:35,36,46.
Я свет миру. Иоанн 9:5.
Симеон сказал: видели очи мои спасение Твоё, свет в откровении народов. Лука 2:30-32.
Вот суд: что свет пришел в мир; поступающий по истине идёт к свету. Иоанн 3:19-21.

Свет означает Божественную истину.

86. Бог Иегова сошёл в мир как Божественная истина с той целью, чтобы совершить искупление. Искупление - это покорение адов, приведение в порядок небес, а затем восстановление церкви. Осуществить всё это не в силах Божественное добро, но лишь Божественная истина от Божественного добра. Божественное добро, рассмотренное само по себе, подобно закруглению на рукоятке меча или тупому древку, или луку без стрел. Но Божественная истина от Божественного добра подобна острому мечу или древку с наконечником копья, или луку со стрелами, которыми можно встретить врага. Мечи, копья и луки в духовном смысле Слова понимаются как воинствующие истины, что показано в книге "Апокалипсис открытый" (52, 299, 436). Невозможно иначе бороться с ложью и злом, в которых пребывало и всегда пребывает всё адское, побеждать и подчинять их, как с помощью Божественной истины из Слова. И никак иначе нельзя было основать, устроить и упорядочить новые небеса, которые тогда же были созданы. Не иначе можно было и восстановить новую церковь на земле. Более того, вся крепость и сила, всё могущество Бога заключаются в Божественной истине от Божественного добра. Именно по этой причине Бог Иегова сошёл как Божественная истина, то есть Слово. Потому сказано у Давида:

Опояшься мечом Твоим, о Могущественный, и в украшении Твоём взойди, езжай верхом на слове истины, и правая рука Твоя научит тебя чудесному. Остры стрелы Твои, враги падут пред Тобою. Пс. 44:4-6.

Это сказано о Господе, о Его сражениях с адами и победах над ними.

87. Каково добро без истины и какова истина от добра, ясно видно по человеку. Всё его добро содержится в воле, а вся его истина - в разуме; воля же по добру своему ничего не может делать иначе как через разум. Не может ни действовать, ни говорить, ни чувствовать. Все её способности и возможности осуществляются через разум и, следовательно, через истину, ибо разум - вместилище и обитель истины. Подобно тому работают в теле сердце и лёгкие. Сердце без дыхания лёгких не даёт никакого движения или чувства; и то и другое возможно только при дыхании лёгких, происходящем от сердца. Это очевидно, когда человек теряет сознание, задохнувшись или захлебнувшись: дыхание прекращается, но сердечные сокращения продолжаются. Известно, что в таких случаях нет ни движения, ни ощущения. То же самое с зародышами в материнских утробах. Причина в том, что сердце соответствует воле и различным видам её добра, а лёгкие - разуму и его истинам.

В духовном мире лучше всего заметна сила истины. Ангел, пребывающий в Божественных истинах от Господа, даже если телом немощен как ребёнок, может обратить в бегство толпу адских духов, которые выглядят как Енакимы и Нефилимы, то есть как великаны, загнать их в ад и бросить там в пещеры. А когда они оттуда выйдут, не посмеют и приблизиться к ангелу. Те, кто в Божественных истинах от Господа, в том мире подобны львам, хотя телом они не более сильны, чем овцы. Подобно тому люди, которые в Божественных истинах от Господа, сильны против зла и лжи, и поэтому против полчищ дьяволов, которые, рассмотренные по сущности, - не что иное как зло и ложь. Божественная истина так крепка по той причине, что Бог есть само добро и сама истина, Он создал вселенную посредством Божественной истины, и все законы порядка, благодаря которым Он хранит вселенную, есть истины. Поэтому у Иоанна сказано, что всё было сделано через Слово, и без Него ничего не было сделано из того, что было сделано (Иоанн 1:3,10), и у Давида:

Словом Иеговы сотворены небеса, и духом уст Его - всё воинство их. Пс. 32:6.

88. Что Бог сошёл как Божественная истина, не отделяя при этом Божественное добро, очевидно по зачатию Господа, о котором читаем, что сила Всевышнего осенила Марию (Лука 1:35). Под силой Всевышнего понимается Божественное добро. То же самое явствует из тех мест, где Он Сам говорит, что Отец в Нём, и Он в Отце, что всё принадлежащее Отцу - Его, что Он и Отец - одно, и из многих других. Под Отцом понимается Божественное добро.

89. (3) Он принял человеческое в соответствии со Своим Божественным порядком.

В разделе о Божественном всемогуществе и всезнании было показано, что Бог при создании ввёл порядок как во вселенную в целом, так и во все её составляющие, и что поэтому всемогущество Бога во всей вселенной и во всех её частях проявляется в соответствии с их порядком, что последовательно обсуждалось выше (49-74). Далее, поскольку Бог есть порядок, как выше было доказано, то когда Он сходил, Ему следовало, чтобы действительно стать человеком, быть зачатым, выношенным в утробе, родиться, вырасти и, постепенно изучая науки, войти через них в разумение и мудрость. Поэтому в том, что касается Его человеческого, Он был младенцем, как любой младенец, мальчиком, как любой мальчик, и так далее, с той лишь разницей, что развитие его проходило быстрее, полнее и совершеннее, чем у других. Из следующего отрывка у Луки понятно, что это Его развитие соответствовало порядку:

Мальчик Иисус рос и укреплялся духом, преуспевал в премудрости, возрасте и в милости у Бога и людей. Лука 2:40,52.

Что быстрее, полнее и совершеннее, чем у других, - это становится ясным из описания, данного тем же евангелистом: когда Ему было двенадцать лет, Он сидел и учил в храме среди учителей, и все слушавшие Его поражались Его разумению и ответам (Лука 2:46,47 и затем 4:16-22,32). Так происходило потому, что Божественный порядок требует, чтобы человек готовил себя к принятию Бога, и когда он себя приготовит, Бог входит в него как в Своё жилище и Свой дом. Это приготовление совершается через познания о Боге и о духовном, которое относится к церкви, и таким образом, через разумение и мудрость. Ибо это закон порядка, что насколько человек обращается и приближается к Богу, и при этом совершенно как от себя, настолько Бог обращается и приближается к нему, и в середине человека соединяет Себя с ним. Далее будет показано, что Господь в соответствии с этим порядком дошёл до соединения со Своим Отцом.

90. Те, кому неизвестно, что Божественное всемогущество проявляется и действует в соответствии с порядком, могут вообразить себе множество не согласующихся со здравым смыслом и противоречивых понятий. Например, почему Бог сразу, без всего этого процесса не принял человеческое? Почему Он не создал или не составил Себе тело из элементов со всех четырёх сторон света, чтобы явиться Богочеловеком перед глазами Еврейского народа или даже перед всем миром? Или, если Он желал родиться, почему Он не вложил всё Своё Божественное в Себя, когда Он был зародышем или младенцем; или почему Он после рождения сразу не стал взрослым и не говорил по Божественной мудрости? Думающие о Божественном всемогуществе отдельно от порядка могут зачать и выносить такие понятия, и наполнить церковь безумствами и вздором. Так и произошло. Например, что Бог мог породить Сына от вечности и сделать так, чтобы вместе с тем от Него и Его Сына произошёл третий Бог. Или что Он мог разгневаться на род людской, проклясть его, и захотеть вернуться к милости посредством Сына, через Его заступничество и память о Его распятии; а затем ввести в человека праведность Своего Сына, вложить её в его сердце, как "простую субстанцию" Вольфа [ученика Лейбница], в которой, как говорит этот автор, содержится вся заслуга Сына, но которая неделима, поскольку если её разделить, она исчезнет без следа. Или, более того, что Он может отпустить грехи кому пожелает, словно папской буллой, или очистить самого нечестивого от его чёрных грехов и так сделать тёмного дьявола белоснежным, словно ангелом света, а сам человек двигается при этом не более чем камень, или стоит как статуя или идол. У тех, кто считает Божественное могущество абсолютным, не зная и не признавая никакого порядка, есть ещё много других безумств, которые они могут рассыпать, как веялка рассыпает мякину в воздухе. Такие люди относительно духовного, принадлежащего небесам, церкви и поэтому вечной жизни, могут заблудиться в Божественных истинах, как слепой в лесу, который то споткнётся о камни, то ударится лбом о дерево, а то запутается волосами в его ветвях.

91. Божественные чудеса тоже происходят в соответствии с Божественным порядком, но с тем порядком, по которому духовный мир влияет на мир природный. До сих пор никто ничего не знал об этом порядке, потому что не было ничего известно о духовном мире. Каков этот порядок, будет показано в своё время, когда пойдёт речь о Божественных чудесах и чудесах колдовских.

92. (4) Человеческое, посредством которого Он ввёл Себя в мир, - это Сын Божий.

Господь часто говорил, что Отец послал Его и что Он послан Отцом, например Матф. 10:40; 15:24; Иоанн 3:17,34; 5:23,24,36-38; 6:29,39,40,44,57; 7:16,18,28,29; 8:16,18,29,42; 9:4 и во многих других местах. Он говорил так потому, что быть посланным в мир означает сойти и стать одним из людей, что Он и сделал посредством человеческого, воспринятого Им от девы Марии. Человеческое на самом деле было также Сыном Божьим, который был зачат от Бога Иеговы как Отца (по Лука 1:32,35). Оно называется Сыном Божьим, Сыном Человеческим и Сыном Марии. Сын Божий означает Бога Иегову в Его человеческом, Сын Человеческий - Господа относительно Слова, а Сын Марии - собственно человеческое, которое Он принял. Что именно это понимается под Сыном Божьим и Сыном Человеческим, будет показано в дальнейшем, а что Сын Марии означает просто человеческое, понятно по размножению людей: душа происходит от отца, тело - от матери. Семя отца содержит душу, которая облачается телом в утробе матери. То есть всё духовное в человеке от отца, а всё материальное - от матери.

Что касается Господа, Божественное в нём было от Его Отца Иеговы, а Его человеческое было от Его матери; вместе они составляли Сына Божьего. Это ясно доказывается рождением Господа, о котором сказано у Луки:

Ангел Гавриил сказал Марии: Дух Святой найдёт на тебя, и сила Всевышнего осенит тебя; посему и рождаемое от тебя святое наречётся Сыном Божьим. Лука 1:35.

Господь называл Себя посланным Отцом, поскольку посланный означает то же самое, что и ангел ("ангел" на языке оригинала означает "посланник"). Ибо сказано у Исаии:

Ангел лиц Иеговы спас их, по любви Своей и благосклонности Своей искупил их. Исаия 63:9.

И у Малахии:

Внезапно придёт в храм Свой Господь, которого вы ищете, и ангел завета, которого вы желаете. Мал. 3:1.

Есть и другие подобные места. В третьей главе этой книги будет видно, что Божественная Троица: Бог Отец, Сын и Святой Дух - в Господе, и что Отец в Нём есть Божественное, от которого всё произошло, Сын - Божественное человеческое, а Святой Дух - Божественное исходящее.

93. Поскольку ангел Гавриил сказал Марии: "Рождаемое от тебя святое наречется Сыном Божьим", приведём отрывки из Слова для доказательства того, что Господь в Его человеческом называется Святым Израиля.

И видел я в видениях: вот, бодрствующий и Святой, сходящий с небес. Дан. 4:10,20.
Бог из Фемана идёт и Святой - от горы Фаран. Аввак. 3:3.
Я Иегова Святой, Творец Израиля, Святой ваш. Исаия 43:14,15.
Так говорит Иегова, Искупитель Израиля, Святой его. Исаия 49:7.
Я Иегова, Бог твой, Святой Израиля, Спаситель твой. Исаия 43:1,3.
Что же до Искупителя нашего - Иегова Саваоф имя Его, Святой Израиля. Исаия 47:4.
Так говорит Иегова, Искупитель ваш, Святой Израиля. Исаия 43:14; 48:17.
Иегова Саваоф имя Его, и Искупитель твой - Святой Израиля. Исаия 54:5.
И снова искушали Бога и Святого Израиля. Пс. 77:41.
Отвергли Иегову, бросили вызов Святому Израиля. Исаия 1:4.
Которые говорят: устраните от глаз наших Святого Израиля; посему так говорит Святой Израиля. Исаия 30:10-12.
Которые говорят: пусть Он ускорит дело Своё, чтобы мы видели, и пусть приблизится и придёт совет Святого Израиля. Исаия 5:19.
И будет в тот день: возложат упование на Иегову, Святого Израиля, в истине. Исаия 10:20.
Восклицай и ликуй, жительница Сиона, ибо велик посреди тебя Святой Израиля. Исаия 12:6.
Сказано Иеговой, Богом Израиля: в тот день глаза его будут устремлены к Святому Израиля. Исаия 17:6,7.
Бедные среди людей будут торжествовать о Святом Израиля. Исаия 29:19; 41:16.
Земля полна вины перед Святым Израиля. Исаия 51:5.

См. также Исаия 55:5; 60:9 и др. Под Святым Израиля следует понимать Господа относительно Его Божественного человеческого, ибо ангел сказал Марии:

Рождаемое от тебя святое наречется Сыном Божьим. Лука 1:35.

Что Иегова и Святой Израиля - одно и то же, хотя и упоминаются они отдельно, можно заключить по приведённым выше цитатам, доказывающим, что Святой Израиля есть Иегова. Что Господь называется Богом Израиля, видно из многих мест, например: Исаия 17:6; 21:10,17; 24:15; 29:23; Иерем. 7:3; 9:15; 11:3; 13:12; 16:9; 19:3,15; 23:2; 24:5; 25:15,27; 29:4,8,21,25; 30:2; 31:23; 32:14,15,36; 33:4; 34:2,13; 35:13,17,18,19; 37:7; 38:17; 39:16; 42:9,15,18; 43:10; 44:2,7,11,25; 48:1; 50:18; 51:33; Иезек. 8:4; 9:3; 10:19,20; 11:22; 43:2; 44:2; Соф. 2:9; Пс. 40:14; 58:6; 68:7.

94. В современных христианских церквях принято называть Господа нашего Спасителя Сыном Марии, и редко - Сыном Бога, разве что когда подразумевается Сын Бога от вечности рождённый. Так повелось от того, что римские католики сделали Мать Марию более святой, чем все их святые, и почитают её как богиню или царицу этих святых. Между тем Господь, когда прославил Своё человеческое, совлёк с Себя всё, что было у Него от матери, и облёкся в то, что от Отца, как будет подробно показано в следующих разделах. Из этого обычая, что все в один голос называют Его Сыном Марии, много неправильного накопилось в церкви, особенно у тех, которые не допускают в свои суждения сказанное о Господе в Слове, например, что Отец и Он - одно, что Он в Отце, и Отец в Нём, что всё, принадлежащее Отцу, - Его, что Он называет Иегову своим Отцом, а Отец Иегова называет Его Своим Сыном. Заблуждения, наводнившие церковь из-за того, что Его называют Сыном Марии, а не Сыном Бога, заключались в том, что было потеряно представление о Божественности Господа, а вместе с этим всё, что в Слове сказано о Нём как о Сыне Божьем. Помимо того, так возникли иудейство, арианство, социнианство, кальвинизм в его изначальном виде и, в конце концов, поклонение природе вместе с выдумкой, что Он был Сыном Марии от Иосифа и что душа Его - от матери, то есть что Он называется Сыном Бога, не будучи таковым. Пусть же каждый, из духовенства он или из мирян, спросит себя, воспринял ли и сохранил ли он какое-либо иное понятие о Господе как Сыне Марии, кроме того, что Он - обычный человек.

Поскольку такие понятия стали преобладать среди христиан в трёхсотых годах, когда возникли Ариане, Никейский собор, чтобы защитить Божественность Господа, измыслил Сына Божьего, рождённого от вечности. Эта выдумка в то время подняла и сейчас для многих поднимает человеческое Господа до Божественного, однако не для тех, которые под единством ипостасей понимают единство двоих, один из которых выше, а другой ниже. Но что могло из этого получиться, кроме гибели всей христианской церкви, которая основана единственно на поклонении Иегове в человеческом, иначе говоря, Богочеловеку? Господь во многих местах свидетельствовал, что никто не может видеть Отца, знать Его, верить в Него, иначе как через Его человеческое. Если не так, всякое культурное семя церкви превращается в дикое: масличное семя - в семя сосны; семена апельсина, лимона, яблони и груши - в семена ивы, вяза, липы и каменного дуба; виноград - в болотный камыш; пшеница и ячмень - в мякину. Да и вся духовная пища становится подобной пыли, которую едят змеи. В человеке же духовный свет становится природным, и в конце концов - чувственно-телесным, который, рассмотренный сам по себе, бессмыслен. Да и сам человек становится тогда как птица, у которой в высоком полёте отрываются крылья, и она падает на землю; ходя по земле, она видит вокруг себя только то, что лежит у неё под ногами. О духовном церкви, которое предназначено для вечной жизни, человек тогда думает, как какая-нибудь гадалка. Так бывает, когда человек считает Господа Бога Искупителя и Спасителя просто сыном Марии, то есть обычным человеком.

95. (5) Делами искупления Господь сделал Себя праведностью.

В христианских церквях сегодня говорят и верят, что Господь удостоился заслуги и праведности через послушание Богу Отцу во время Своего пребывания в мире, и в первую очередь через страдания на кресте. Но при этом подразумевается, что само страдание на кресте и было актом искупления, хотя на самом деле это был акт не искупления, а прославления Его человеческого; это будет тема следующего раздела, об искуплении. Делом искупления, которым Господь сделал себя праведностью, было совершение Им последнего суда, который произошёл в духовном мире. Тогда Он отделил злых от добрых и козлов от овец и изгнал из небес тех, которые действовали заодно со зверьми дракона. Достойными Он заселил новые небеса, а недостойными - новый ад, и постепенно всё по обе стороны вернул к порядку; кроме того, Он учредил новую церковь. Это были дела искупления, которыми Господь сделал себя праведностью; ибо праведность состоит в том, чтобы всё делать согласно Божественному порядку и приводить в порядок то, что выбилось из него. Сам Божественный порядок есть праведность. Это подразумевается в следующих словах Господа:

Подобает (Мне) исполнить всякую правду (Божью). Матф. 3:15.

И в следующих местах из Ветхого завета:

Вот, наступают дни, когда восставлю Давиду отрасль праведную, и будет он царствовать как царь, и будет совершать суд и справедливость на земле. И вот имя его: Иегова справедливость наша. Иер. 23:5,6; 33:15,16.
Я говорю в праведности, великий, чтобы спасать. Исаия 63:1.
Он будет сидеть на престоле Давида, чтобы утвердить его в суде и праведности. Исаия 9:7.
Сион будет искуплен праведностью. Исаия 1:27.

96. Наши современники, занимающие руководящие должности в церкви, совершенно по-другому описывают праведность Господа и считают свою веру спасающей потому, что она приписывает эту праведность людям. Однако истина в том, что праведность Господа по её качеству и происхождению, и потому, что она целиком Божественна, не может быть присоединена ни к какому человеку, и поэтому никого не может спасти, а может только Божественная жизнь, то есть Божественная любовь и Божественная мудрость. Ею Господь входит в каждого человека, но если человек не живёт в согласии с порядком, эта жизнь, хотя и присутствует в нём, никак не способствует его спасению, давая лишь возможность понимать истину и делать добро. Жить в соответствии с порядком значит жить по наставлениям Бога. Когда человек так живёт и поступает, он приобретает себе праведность, но не праведность Господнего искупления, а самого Господа как праведность. Именно такие описаны в следующих отрывках, как и во многих других:

Если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в царство небесное. Матф. 5:20.
Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть царство небесное. Матф. 5:10.
Так будет при конце века: выйдут ангелы и отделят злых из среды праведных. Матф. 13:49.

Под праведными в Слове понимаются жившие в соответствии с Божественным порядком, поскольку Божественный порядок есть праведность.

Праведность, которой стал Господь делами искупления, невозможно приписать человеку, запечатлеть в нём, приспособить или присоединить к нему иным способом, нежели как свет к глазу, звук к уху, волю к работающим мышцам, мысль к говорящим губам, воздух к дышащим лёгким, тепло к крови и так далее. Каждый по себе знает, что всё это соединяется путём втекания и приложения. Но праведность приобретается по мере того, как человек совершенствуется в ней, а совершенствуется он в праведности настолько, насколько поступает со своим ближним по любви к правильному и истинному. Праведность обитает в самом добре, или в самом служении, которое он выполняет. Ибо Господь говорит, что всякое дерево познаётся по плодам его. Любой из нас познаёт другого по его делам, если принимает во внимание, каковы цели и намерения его воли, и каковы замыслы и причины его действий. На это обращают своё внимание ангелы и все мудрые люди в нашем мире. Вообще, всякий росток и побег, пробивающийся из земли, узнаётся по его цветам и семенам и по их пользе; то же самое всякий металл - по его благородству, по своему качеству - всякий камень, всякий участок земли, всякая пища, всякое земное животное и всякая небесная птица. Так иначе ли человек? Но чем определяются качества человеческих дел, будет показано в главе о вере.

97. (6) Теми же делами Господь соединил Себя с Отцом и Отца с Собой.

Соединение осуществилось посредством дел искупления по той причине, что Господь действовал из Своего человеческого, и при этом Божественное, которое подразумевается под Отцом, приближалось к Нему, помогало и содействовало, пока Они не соединились, так что стали не двумя, а одним. Это объединение есть прославление, но об этом позже.

98. Что Отец и Сын, то есть Божественное и человеческое, соединены в Господе как душа и тело, - это, конечно, входит в веру современной церкви и подтверждается Словом. Однако едва ли пятеро из сотни, или пятьдесят из тысячи знают это. Причина тому - учение об оправдании одной верой, которому многие из духовенства, стремясь к славе учёности ради почестей и из корысти, так ревностно посвящают себя, что оно полностью пленило их умы, захватив в них всякое свободное местечко. От него мышление их словно опьянело, как от винных паров, называемых алкоголем, и поэтому они, как пьяные, не видят самого существенного из того, что есть в церкви: что Бог Иегова сошёл и принял человеческое. А между тем только через это единство человеку дано соединяться с Богом и путём этого соединения спастись. Каждому, кто задумается над тем, что Бог есть всё во всём в небесах, и поэтому всё во всём в церкви и, следовательно, в богословии, очевидно, что спасение зависит от знания и признания Бога.

Но сначала докажем, что единство Отца и Сына, то есть Божественного и человеческого в Господе, подобно единству души и тела, а затем - что их соединение взаимно. Утверждение об их единстве как души и тела содержится в Афанасиевом символе веры, который принят во всём христианском мире в качестве учения о Боге. Читаем в нём следующее:

Наш Господь Иисус Христос есть Бог и Человек; и будучи Богом и Человеком, Он один Христос, а не двое. Он един, потому что Божественное взяло к себе человеческое. Более того, Он совершенно един и одна личность, ибо как душа и тело есть один человек, так Бог и Человек есть один Христос.

Здесь подразумевается единство Сына Божьего от вечности и Сына, рождённого во времени, но поскольку Бог один, а не три, когда речь идёт о единстве с одним Богом от вечности, это учение согласуется со Словом. В Слове мы читаем, что Он был зачат от Иеговы Отца (Лука 1:34,35), от которого Его душа и жизнь. Вот почему Он говорит, что Он и Отец - одно (Иоанн 10:30); что тот, кто видит и знает Его, знает и видит Отца (Иоанн 14:9); "Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего" (Иоанн 8:19); "Принимающий Меня принимает Пославшего Меня" (Иоанн 13:20); что Он в лоне Отца (Иоанн 1:18); что всё, что имеет Отец, есть Его (Иоанн 16:15); что Его называют вечным Отцом (Исаия 9:6); что поэтому Он властен над всякой плотью (Иоанн 17:2) и над всем в небесах и на земле (Матф. 28:18). Из этого и многого другого в Слове можно ясно видеть, что единство Отца и Сына подобно единству души и тела. По этой же причине Он часто называется в Ветхом завете Иеговой, Иеговой Саваофом и Иеговой Искупителем (см. выше, 83).

99. Что это соединение взаимно, со всей ясностью можно заключить из следующих мест в Слове.

Филипп, разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне. Иоанн 14:10,11.
Чтобы узнать и поверить, что Отец во Мне и Я в Нём. Иоанн 10:36,38.
Да будут все едины, как Ты, Отец, во Мне, и Я в Тебе. Иоанн 17:21.
Отец, всё Моё Твоё, и Твоё Моё. Иоанн 17:10.

Соединение взаимно потому, что не бывает никакого единства или соединения между двумя без приближения со своей стороны и одного, и другого. Любое соединение во всех небесах, во всём мире и во всём человеке происходит не иначе, как взаимным приближением одного и другого, и только тогда, когда у них одно стремление. Отсюда происходит сродство и взаимное влечение, единодушие и согласие во всех частностях с обеих сторон.

Таково взаимное соединение души и тела у каждого человека; таково соединение между духом человека и органами чувств и движения его тела; таково соединение сердца с лёгкими; таково соединение воли и разума; таково соединение всех членов и внутренностей человека в себе и между собой; таково соединение умов между теми, кто внутренне любит друг друга, ибо им отмечено всё, что относится к любви и дружбе, поскольку любовь хочет любить и быть любимой. Взаимное соединение присуще всему в мире, что неразрывно соединено. Подобным образом соединяются тепло солнца и тепло дерева или камня, жизненное тепло и тепло всех волокон в живых существах. Подобное соединение у почвы с корнем, а через корень - с деревом, а через дерево - с плодом; такое же соединение у магнита с железом и так далее. Если бы соединение не создавалось взаимным и встречным сближением одного с другим, оно было бы лишь внешним, но не внутренним, а такое соединение со временем распадается само собой и иногда так, что составлявшие его уже не узнают друг друга.

100. Итак, поскольку никакое соединение невозможно, кроме взаимного и обоюдного, никаким другим не может быть и соединение Господа с человеком, что явно видно из следующих отрывков, как и из многих других.

Кто ест Мою плоть и пьёт Мою кровь, тот остаётся во Мне, и Я в нём. Иоанн 6:56.
Оставайтесь во Мне, и Я в вас. Кто остаётся во Мне, и Я в нём, тот приносит много плода. Иоанн 15:4,5.
Кто откроет дверь, войду к нему, и буду обедать с ним, и он со Мной. Откр. 3:20.

Это соединение осуществляется тем, что человек идёт к Господу, а Господь идёт к человеку. Ибо это нерушимый и неизменный закон, что насколько человек идёт к Господу, настолько Господь идёт к человеку. Это будет подробно показано в главах о милосердии и вере.

101. (7) Так в одной личности Бог стал человеком, а человек - Богом.

Что Бог Иегова стал человеком, а человек - Богом в одной личности, следует как вывод из всех предыдущих разделов этой главы, в первую очередь из следующих двух. Иегова, Создатель вселенной, сошёл и принял человеческое, чтобы искупить и спасти людей (см. выше 82-84); Господь делами искупления соединил Себя с Отцом, а Отец - Себя с Ним, таким образом, взаимно и обоюдно (см. выше 97-100). Из такого взаимного соединения очевидно, что в одной личности Бог стал человеком, а человек - Богом. То же самое следует из примеров соединения, подобного соединению души и тела. Что это соответствует вере современной церкви по Афанасиевому символу, было показано выше (98). Это также соответствует вере Евангелистских церквей, изложенной в главной книге их вероучения, которая называется "Формула согласия". В ней надёжно подтверждается как по Священному Писанию, так и по сочинениям отцов церкви, а равно и разумными соображениями, что человеческая природа Христа была возвышена до Божественных величия, всемогущества и вездесущести, а также что во Христе человек есть Бог, а Бог - человек (об этом там на стр. 607 и 765).

Кроме того, в этой главе было однозначно показано, что Бог Иегова в отношении Его человеческого в Слове именуется Иеговой, Богом Иеговой, Иеговой Саваофом [Господь сил], а также Богом Израиля. Поэтому Павел говорит, что в Иисусе Христе вся полнота Божественности обитает телесно (Кол. 2:9), а Иоанн говорит, что Иисус Христос, Сын Бога, есть истинный Бог и жизнь вечная (1 Иоанн 5:20). Под Сыном Бога следует понимать Его человеческое (см. выше 92 и далее). И кроме того, Бог Иегова называл Господом и Себя, и Своего Сына, ибо читаем:

Сказал Господь Господу моему: сиди справа от Меня. Пс. 109:1.

И у Исаии:

Младенец рождён нам, Сын дан нам, имя которому Бог, вечный Отец. Исаия 9:6,7.

Сын также означает Господа в отношении Его человеческого у Давида:

Я возвещу повеление, сказал Иегова. Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя. Поцелуйте Сына, чтобы Он не прогневался, и чтобы вам не погибнуть в пути. Пс. 2:7,12.

Здесь подразумевается не Сын от вечности, а Сын, рождённый в мире, ибо это пророчество о пришествии Господа. Именно поэтому сказано о повелении, которое Иегова возвестил Давиду. В предыдущем стихе того же псалма:

Я помазал Царя Моего над Сионом. Пс. 2:6.

И в следующем:

Я дам народы в наследие Ему. Пс. 2:8.

Поэтому "сегодня" значит не от вечности, а во времени, ибо для Иеговы будущее есть настоящее.

102. Существует вера, что Господь относительно Его человеческого не только был, но и есть Сын Марии, но в этом христиане мира заблуждаются. Правда, что Он был Сыном Марии, но неправда, что Он до сих пор им остаётся, ибо делами искупления Он совлёк с Себя человеческое от матери и облёкся в человеческое от Отца. Вот почему человеческое Господа Божественно и почему в Нём Бог - человек, а человек - Бог. Что Он совлёк с Себя человеческое от матери и облёкся в человеческое от Отца, можно видеть из того, что Он никогда не называл Марию своей матерью, как можно заключить из таких мест:

Мать Иисуса сказала Ему: вина нет у них. Иисус сказал Ей: что Мне и тебе, женщина? Мой час ещё не пришёл. Иоанн 2:3,4.

И в другом месте:

Иисус с креста увидел мать Свою и ученика рядом с ней, которого Он любил. Он сказал Своей матери: женщина, вот твой сын; затем сказал ученику: вот мать твоя. Иоанн 19:26,27.

А однажды Он не признал её:

Дали знать Иисусу: мать и братья Твои стоят снаружи, и хотят видеть Тебя. Иисус в ответ сказал: мать Моя и братья Мои - это слушающие слово Божье и исполняющие его. Лука 8:20,21; Матф. 12:46-50; Марк 3:31-35.

Таким образом, Господь называл её не матерью, а женщиной, и отдал её в матери Иоанну. В других местах её называют Его матерью, но в словах Господа - нигде. Это подтверждается и тем, что Он не признавал себя сыном Давида, ибо в Евангелиях читаем:

Иисус спросил фарисеев, говоря: что вы думаете о Христе? Чей Он сын? Говорят Ему: Давидов. Он сказал им: как же Давид в духе называет Его Господом своим, когда говорит: Сказал Господь Господу моему: сиди справа от Меня, пока не положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему? И никто не мог ответить Ему ни слова. Матф. 22:41-46; Марк 12:35-37; Лука 20:41-44; Пс. 109:1.

Здесь я добавлю нечто новое.

Однажды мне было дано говорить с Матерью Марией. Она как-то проходила мимо и явилась в небесах над моей головой в белом одеянии как будто из шёлка. Она тогда задержалась немного, чтобы сказать, что она была матерью Господа, которого она родила, но когда Он стал Богом, Он отделил от себя всё человеческое, полученное от неё, и поэтому она поклоняется Ему как своему Богу и не хочет, чтобы Его признавали её сыном, поскольку в Нём всё Божественно.

В этом сияет истина, что Иегова есть человек как в первом, так и в последнем, согласно следующему:

Я есть альфа и омега, начало и конец, который есть и был и придёт, Всемогущий. Откр. 1:8,11.
Иоанн, когда увидел Сына Человеческого посреди семи светильников, пал к ногам Его, словно мёртвый. Но Он положил на него правую руку Свою и сказал: Я есть первый и последний. Откр. 1:13,17; 21:6.
Вот, гряду скоро, чтобы воздать каждому по делам его. Я есть альфа и омега, начало и конец, первый и последний. Откр. 13:8,11.

Также у Исаии:

Так говорит Иегова, Царь Израиля и Искупитель его, Иегова Саваоф: Я первый и последний. Исаия 44:6; 48:12.

103. К этому я добавлю тайну, что сам человек - это душа, которую он получает от отца, а тело от матери - это не человек в себе, а от него. Это не более чем его одеяние, сотканное из того, что есть в природном мире, тогда как душа - из того, что есть в мире духовном. После смерти каждый человек снимает с себя природное, которое он носил от матери, и сохраняет духовное от отца вместе со своего рода окаймлением из чистейших природных элементов. Это окаймление у тех, которые идут в небеса, находится снизу, а духовное - сверху; у тех, которые идут в ад, оно сверху, а духовное снизу. Вот почему человек-ангел говорит от небес, и поэтому добро и истину, а человек-дьявол говорит от ада, когда от своего сердца, но когда только от уст своих, то будто бы от небес; первое бывает, когда он дома, второе - когда на людях.

Поскольку душа человека - это сам человек, а её происхождение духовно, понятно, почему ум, характер, качества, стремления и склонности любви отца живут от потомка к потомку и проявляются вновь, переходя из поколения в поколение. Потому-то многие семьи и даже роды узнаются по своему праотцу; у всех потомков есть общий образ, который проявляется в чертах лица, и этот образ может быть изменён только духовностью церкви. Общий образ Иакова и Иуды до сих пор остаётся в их потомках, и по нему их отличают от других, по той причине, что они по сей день твёрдо придерживаются своей религии. Ибо в семени, которым всякий зачинается, содержится побег или черенок отцовской души во всей её полноте, покрытый оболочкой из природных элементов. Из них в материнской утробе образуется его тело, которое потом может стать похожим либо на отца, либо на мать, однако сохраняет внутри себя образ отца, который постоянно стремится к проявлению. Поэтому если не в первом потомке, то в последующих он обнаруживается.

Образ отца во всей полноте содержится в семени по той причине, как было сказано, что душа по происхождению своему духовна, а духовное не имеет ничего общего с пространством, поэтому она подобна себе и в малом объёме, и в большом. Что касается Господа, то когда Он был в мире, Он делами искупления совлёк с Себя всё человеческое от матери и облёкся в человеческое от Отца, то есть в Божественное человеческое. Именно поэтому в Нём человек есть Бог, а Бог - человек.

104. (8) По пути к соединению Он был в состоянии опустошения, а само соединение было состоянием Его прославления.

В церкви известно, что Господь, находясь в мире, был в двух состояниях, которые называются опустошением и прославлением. Более раннее состояние, опустошение, описано во многих местах в Слове, в первую очередь в псалмах Давида, а также у Пророков и подробно у Исаии, где говорится, что Он опустошил Свою душу до смерти (Исаия 53:12). Этим же состоянием было и состояние Его смирения перед Отцом, так как в нём Он молился Отцу, и говорил, что исполняет Его волю и приписывает Отцу всё, что делает и говорит. Что Он молился Отцу, известно из следующих мест: Матф. 26:39,42; Марк 1:35; 6:46; 14:32-39; Лука 5:16; 6:12; 22:41-44; Иоанн 17:9,15,20. Что выполнял волю Отца: Иоанн 4.34; 5:30. Что приписывал Отцу всё, что делал и говорил: Иоанн 8:26-28; 12:49,50; 14:10. Даже на кресте Он возгласил: "Боже Мой, Боже Мой! Почему Ты Меня оставляешь?" (Матф. 27:46; Марк 15:34). Более того, если бы Он не был в этом состоянии, Его не могли бы распять.

Состояние прославления - это также состояние соединения. Он был в этом состоянии, когда преобразился перед тремя Своими учениками, когда творил чудеса и каждый раз, когда говорил, что Он и Отец - одно, что Отец в Нём и Он в Отце и что всё принадлежащее Отцу - Его. И после полного соединения Он говорил, что властен над всей плотью (Иоанн 17:2) и имеет всякую власть в небесах и на земле (Матф. 28:18), и многое другое.

105. Господь был в этих двух состояниях, опустошения и прославления, по той причине, что возможен только такой путь к соединению, ибо он соответствует Божественному порядку, который неизменен. Божественный порядок состоит в том, чтобы человек располагал себя к принятию Бога и готовил себя как вместилище и жилище, в которое Бог войдёт и будет жить, как в Своём храме. Это человек должен делать сам по себе, но тем не менее признавать, что это от Бога. Он должен признавать это потому, что не ощущает присутствия и действия Бога, хотя именно Бог Своим непосредственным присутствием приводит в действие в человеке всё добро любви и всю истину веры. Каждый человек должен и будет продвигаться в соответствии с этим порядком, чтобы из природного сделаться духовным. Тем же путём шёл и Господь, чтобы сделать Своё природное человеческое Божественным; поэтому Он молился Отцу, выполнял Его волю, приписывал Ему всё, что делал и говорил, и на кресте сказал: "Боже Мой, Боже Мой! Почему Ты Меня оставляешь?" Ибо в этом состоянии кажется, что Бог отсутствует.

Но после этого состояния приходит другое, состояние соединения с Богом. В этом состоянии человек действует как и раньше, но теперь от Бога; ему не нужно уже, как прежде, признавать за Богом всё добро, которое он желает и делает, и всю истину, которую он мыслит и говорит, поскольку это начертано у него на сердце, и потому присутствует в самом внутреннем каждого его действия и слова. Подобно тому и Господь соединил Себя с Отцом, и Отец Себя с Ним, одним словом, Господь прославил Своё человеческое, то есть сделал его Божественным; тем же способом Господь возрождает человека, то есть делает его духовным. Каждый человек, который из природного становится духовным, проходит через эти два состояния, через первое входя во второе, и тем самым из мира в небеса, что будет полностью доказано в главах о свободе выбора, милосердии и вере, преобразовании и возрождении. Здесь скажем только о том, что в первом состоянии, называемом преобразованием, человек полностью свободен поступать по рассуждению своего разума, а во втором, в состоянии возрождения, он так же свободен, но тогда он желает и действует, думает и говорит по новой любви и новому разуму, которые от Господа. Ибо в первом состоянии разум играет первые роли, а воля - вторые, тогда как во втором воля играет первые роли, а разум - вторые. Тем не менее разум действует от воли, а не воля при помощи разума. Соединение добра и истины, милосердия и веры, внутреннего и внешнего человека происходит не иначе.

106. Эти два состояния изображаются различными явлениями во вселенной. Причина в том, что они соответствуют Божественному порядку, а Божественный порядок пронизывает всю вселенную и все её частности до мельчайших подробностей. Первое состояние представлено в жизни каждого человека его младенчеством и детством до юности, молодости и возмужалости. Это состояние смирения перед родителями, послушания и воспитания нянями и учителями. Второе состояние представлено состоянием того же человека, когда он становится сам себе судьёй и советником, или живёт своей волей и своим разумом, и управляет собственным домом.

Далее, первое состояние изображается состоянием князя, сына царя или государя, до того, как он сам станет царём или государем. Подобно тому состояние любого гражданина до того, как он получает государственную должность; или любого подчинённого до того, как он станет руководителем; или любого семинариста, который должен быть посвящён в служение, до того как он станет священником, а затем - до того, как он станет пастором, и того, в свою очередь, пока он не станет епископом; или любой девушки, пока она не станет женой, или любой служанки, пока она не станет хозяйкой. В своём роде, это состояние всякого начинающего торговца, пока он не станет купцом, всякого солдата, пока он не станет полководцем, работника, пока он не станет хозяином. Первое состояние их - подчинение, а второе - собственной воли и поэтому собственного разума.

Есть также различные образцы этих двух состояний в животном царстве. Первое изображается зверьми и птицами, пока они у своих родителей, постоянно следуют за ними, а те кормят и водят их; второе - когда они оставляют родителей и заботятся о себе сами. То же самое с гусеницами: в первом состоянии они ползают и питаются листьями, во втором - сбрасывают свои покровы и становятся бабочками. Есть также образцы этих двух состояний у представителей растительного царства. Первое, когда растение прорастает из семени и украшается ветвями, зеленью и листвой; второе, когда оно приносит плоды и новые семена. Это можно сравнить с соединением истины и добра, поскольку всё, что касается дерева, соответствует истинам, а плоды - разновидностям добра. Человек, который остаётся в первом состоянии, не входя во второе, подобен дереву, которое приносит только листья, а не плоды; о таком дереве в Слове сказано, что его следует выкорчевать и бросить в огонь (Матф. 7:19; 21:19; Лука 3:9; 13:6-9; Иоанн 15:5,6). И ещё он подобен рабу, который не хочет быть свободным, о котором было повеление, что следует поставить его к двери, или к косяку, и проколоть ему ухо шилом (Исход 21:6). Рабы - это те, которые не соединены с Господом, а соединённые - свободны, ибо Господь говорит:

Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете. Иоанн 8:36.

107. (9) С того времени никто из христиан не может войти в небеса, если не верит в Господа Бога Спасителя и не обращается к Нему одному.

Читаем у Исаии:

Вот, Я творю новое небо и новую землю, и прежние уже не будут вспоминаться и не придут на сердце. И вот, Я творю Иерусалим ликованием и народ его радостью. Исаия 65:17,18.

И в Откровении:

Я, Иоанн, видел новое небо и новую землю. И видел я святой Иерусалим, сходящий от Бога с небес, приготовленный как невеста для мужа своего. И сказал сидящий на престоле: Вот, творю всё новое. Откр. 21:1,2,5.

И что не иные войдут в небо, как те, которые записаны в Книге Жизни Агнца (Откр. 13:8; 17:8; 20:12,15; 21:27). Небо здесь означает не то небо, которое мы видим нашими глазами, а ангельское небо; Иерусалим - не какой-то город с неба, а церковь, которая сойдёт из этого неба от Господа; Книга Жизни Агнца означает не какую-то книгу, написанную в небе, которая должна быть открыта, а Слово, которое от Господа и о Нём. В предыдущих разделах этой главы было засвидетельствовано, доказано и твёрдо установлено, что Бог Иегова, называемый Создателем и Отцом, сошёл и принял человеческое с той целью, чтобы с Ним можно было сближаться и соединяться. Обращаясь к человеку, кто же подходит к душе его? Как это возможно? Но подходит он к самому человеку, которого видит лицом к лицу, и говорит с ним из уст в уста. То же самое с Богом Отцом и Богом Сыном, поскольку Бог Отец в Сыне, как душа в теле.

Что следует верить в Господа Бога Спасителя, известно из таких мест в Слове:

Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Иоанн 3:15, 16.
Верующий в Сына не судится, а неверующий уже осуждён, потому что не верил в имя единородного Сына Бога. Иоанн 3:18.
Кто верит в Сына, имеет жизнь вечную, кто же не верит в Сына, не увидит жизни, но гнев Божий пребывает над ним. Иоанн 3:36.
Хлеб Божий - это тот, который сходит с небес и дает жизнь миру. Приходящий ко Мне не будет голоден, и верящий в Меня не будет жаждать никогда. Иоанн 6:33,35.
Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верящий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день. Иоанн 6:40.
Сказали Иисусу: что нам делать, чтобы творить дела Божьи? Иисус сказал им в ответ: вот дело Божье, чтобы вы верили в Того, Кого послал Отец. Иоанн 6:28,29.
Истинно говорю вам: верящий в Меня имеет жизнь вечную. Иоанн 6:47.
Иисус возгласил, говоря: кто жаждет, пусть идёт ко Мне и пьёт. Кто верует в Меня, у того из чрева потекут реки воды живой. Иоанн 7:37,38.
Если не уверуете, что это Я, то умрёте в грехах ваших. Иоанн 8:24.
Иисус сказал: Я есть воскресение и жизнь; верящий в Меня, если и умрёт, будет жить; но всякий, живущий и верящий в Меня, не умрёт вовек. Иоанн 11:25,26.
Иисус сказал: Я как свет пришёл в мир, чтобы всякий верящий в Меня не оставался во тьме. Иоанн 12:46; 8:12.
Пока свет есть у вас, верьте в свет, да будете сынами света. Иоанн 12:36.
Он говорит также, что останутся в Господе, и Господь в них (Иоанн 14:20; 15:1-5; 17:23), и будет это посредством веры.
Павел свидетельствовал иудеям и Грекам о покаянии перед Богом и вере в Господа нашего Иисуса Христа. Деян. 20:21.
Я есть Путь, Истина и Жизнь. Никто не приходит к Отцу, как только через Меня. Иоанн 14:6.

Из следующих отрывков известно, что верящий в Сына верит в Отца, поскольку, как было сказано, Отец в Нём, как душа в теле.

Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. Иоанн 8:19; 14:7.
Видящий Меня видит пославшего Меня. Иоанн 12:45.
Принимающий Меня принимает пославшего Меня. Иоанн 13:20.

Причина в том, что никто не может видеть Отца и жить (Исход 33:20). Поэтому Господь говорит:

Бога не видел никто никогда; единородный Сын, сущий в лоне Отца, явил Его. Иоанн 1:18.
Это не так, чтобы кто-то видел Отца, кроме Того, кто с Отцом; Он видел Отца. Иоанн 6:46.
Вы ни голоса Отца никогда не слышали, ни облика Его не видели. Иоанн 5:37.

Те же, которые ничего не знают о Господе, как многие в двух частях света, Азии и Африке, и даже в Индии, спасаются своей верой и жизнью, если верят в одного Бога и живут в соответствии с заповедями своих религий. Вменение касается тех, кто знает, а не тех, кто в неведении, как и слепых нельзя обвинять в том, что они на всё натыкаются. Ибо Господь говорит:

Если бы вы были слепы, то не имели бы греха; но раз вы говорите, что видите, то грех ваш остаётся. Иоанн 9:41.

108. Для дальнейшего подтверждения сказанного я сообщу то, что знаю, поскольку видел и могу свидетельствовать об этом. В настоящее время Господь устраивает новые ангельские небеса, и устраивает их из тех, кто верят в Господа Бога Спасителя и обращаются к нему непосредственно, а остальные отвергаются. Поэтому каждый, приходящий из христианского мира в духовный мир, куда все попадают после смерти, если он не верит в Господа и не обращается только к Нему, и если для него это неприемлемо из-за того, что он жил во зле или убедил себя во лжи, прогоняется вон с первого шага к небесам. При этом лицом он отворачивается от небес и обращается к нижней земле, куда и уходит, и присоединяется к её обитателям, которые в Апокалипсисе обозначаются как Дракон и Лжепророк. Отныне всякий человек из христианских стран, не верящий в Господа, не будет выслушан. Его молитвы в небесах подобны дурному запаху или мокроте из больных лёгких. Даже если он думает, что его молитвы подобны запаху благовоний, они всё равно достигают небес не иначе, как в виде дыма от огня, раздутого в его глазах бурей, разыгравшейся внизу, или в виде дыма от кадила под плащом монаха. С настоящего времени так будет со всякой набожностью, которая посвящена разделённой Троице, а не единой. Главный предмет этого сочинения состоит в том, что Божественная Троица едина в Господе.

Здесь я добавлю нечто новое. Несколько месяцев назад Господь созвал двенадцать апостолов и послал их по всему духовному миру, как прежде в природном мире, с поручением проповедовать евангелие. Каждому из апостолов была предписана своя область. Они принялись за это поручение со всей ревностностью и усердием. Но подробному рассмотрению этих событий будет посвящена последняя глава этой книги - о конце века, пришествии Господа и новой церкви.

109. Заключение.

Все церкви, существовавшие до пришествия Господа, были изобразительными и могли видеть Божественные истины не иначе как в тени. Но после пришествия Господа в мир Им была основана церковь, которая видела, а лучше сказать, могла видеть Божественные истины в свете. Разница здесь, как между вечером и утром. И в Слове также состояние церкви до пришествия Господа называется вечером, а после Его пришествия - утром. Перед Своим пришествием в мир Господь, конечно, присутствовал с людьми церкви, но опосредованно, через ангелов, которые изображали Его; но после пришествия Он непосредственно присутствует с людьми церкви. Ибо в мире Он также облёкся в Божественное Природное, в котором Он присутствует с людьми. Прославление Господа - это прославление Его человеческого, которое он принял в мире, а прославленное человеческое Господа есть Божественное природное. Это очевидно из того, что Господь восстал из могилы со всем Своим телом, которое было у Него в мире, ничего в ней не оставив. Следовательно, Он забрал с Собой оттуда даже человеческое природное, от первого до последнего. Вот почему Он сказал после воскресения Своим ученикам, которые были уверены, что видят дух:

Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; ощупайте Меня и рассмотрите, ибо у духа нет плоти и костей, а у Меня, как видите, есть. Лука 24:37,39.

Отсюда ясно, что Его природное тело стало Божественным через прославление. Поэтому Павел говорит, что в Христе вся полнота Божественности обитает телесно (Кол. 2:9), а Иоанн говорит, что Иисус Христос, Сын Бога, есть истинный Бог (1 Иоанн 5:20). Из этого ангелы знают, что только Господь во всём духовном мире - полностью человек.

В церкви известно, что всё богослужение у израильского и иудейского народов было чисто внешним и лишь в общих чертах напоминало внутреннее богослужение, которое открыл Господь. Таким образом, до пришествия Господа оно состояло из символов и изображений, которые представляли истинное богослужение, как правдоподобный портрет. Между тем древним Господь являлся Сам, ибо Он говорил евреям:

Авраам, отец ваш, ликовал бы, увидев день Мой, и увидел, и возрадовался. Прежде нежели был Авраам, Я был. Иоанн 8:56,58.

Но поскольку тогда Господь только изображался, что делалось через ангелов, всё у них в церкви делалось изобразительно. А после Его пришествия в мир эти изображения прекратились. Внутренняя причина этого была та, что Господь в мире облёкся также Божественным природным, и с помощью него просветил не только внутреннего духовного человека, но и внешнего природного. Если и тот, и другой не просвещены одновременно, человек находится как бы в тени, а если тот и другой просвещены, то человек словно в дневном свете. Ибо когда просвещён только внутренний человек, но не внешний при этом, или когда внешний просвещён, но не внутренний, это всё равно, что человек спит и видит сны, а когда просыпается, припоминая сон, делает различные иллюзорные выводы. Подобно тому, когда кто-то ходит во сне, ему кажется, что он видит предметы перед собой в дневном свете.

Разница между состоянием церкви до и после пришествия Господа подобна также разнице между чтением книги ночью при свете луны и звёзд и днём при свете солнца. Ясно, что в первом случае, когда свет просто белый, глаз ошибается, но не ошибается во втором случае, когда свет тёплый. Поэтому читаем о Господе:

Сказал Бог Израиля, говорила мне скала Израиля. Он как свет утра при восходе солнца, безоблачное утро. 2 Цар. 23:3,4.

Бог Израиля и скала Израиля - это Господь. И в другом месте:

Свет луны будет как свет солнца, а свет солнца будет светлее всемеро, как свет семи дней, в тот день, когда Иегова обвяжет перелом народа Своего. Исаия 30:26.

Здесь говорится о состоянии церкви после пришествия Господа. Словом, состояние церкви до пришествия Господа можно сравнить со старушкой с накрашенным лицом, которой кажется, что румяна делают её привлекательной. А состояние церкви после пришествия Господа можно сравнить с девушкой, которая красива благодаря естественному румянцу. Опять же, состояние церкви до пришествия Господа можно сравнить с кожурой плода, например апельсина, яблока, груши или винограда, и её вкусом, а состояние церкви после пришествия Господа - с внутренностью этого плода и её вкусом. Можно добавить и другие сравнения. Всему этому причина та, что Господь после облачения в Божественное природное, просвещает одновременно внутреннего духовного человека и внешнего природного. Ибо когда просвещён только внутренний человек, но не внешний при этом, - это тень, и то же самое, когда внешний просвещён, но не внутренний.