Начало Глава 3. Святой Дух и Божественное действие (3)

Божественная Троица

163. Мы обсудили темы о Боге Создателе и в то же время о создании, затем о Господе Искупителе и в то же время об искуплении, и наконец, о Святом духе и в то же время о Божественном действии. Итак, поскольку мы говорим уже о Триедином Боге, следует обсудить Божественную Троицу, о существовании которой известно в христианском мире, но неизвестно, что это такое. Однако это единственный вопрос, по которому можно составить правильное представление о Боге, а правильное представление о Боге - всё равно что святилище и алтарь в церкви или корона на голове царя, или скипетр в его руке, когда он сидит на престоле. На этом подвешено всё богословие, как цепь на своём первом звене. Поверьте мне, если угодно, что каждому в небесах отводится место в соответствии с его понятием о Боге. Это понятие подобно пробному камню, которым проверяют золото и серебро, то есть добро и истину, которые есть у человека. Ибо ему не дано никакого добра, приносящего спасение, кроме того, что от Бога, и никакой истины, кроме той, что качества свои черпает из недр добра. Но чтобы обоими глазами увидеть, что такое Божественная Троица, обсуждение нужно разбить на разделы, а именно:

1. Существует Божественная Троица, то есть Отец, Сын и Святой Дух.
2. Отец, Сын и Святой Дух есть три составляющие сущности одного Бога, которые едины, как душа, тело и действие у человека.
3. Эта Троица не существовала до создания мира, но была предусмотрена и возникла после создания, когда Бог воплотился, в Господе Боге, Искупителе и Спасителе, Иисусе Христе.
4. Троица Божественных личностей от вечности, или до создания мира, содержится в мысленном представлении о трёх Богах, которое невозможно истребить устным исповеданием веры в одного Бога.
5. Троица личностей была неизвестна в апостольской церкви. Это было изобретение Никейского собора, впоследствии введённое в католическую церковь и из неё во все церкви, отделившиеся от неё.
6. От Никейской, или Афанасиевой, Троицы возникла вера, которая извратила всю христианскую церковь.
7. Отсюда мерзость запустения и горе, которого никогда не было и не будет, предсказанные Господом у Даниила, у евангелистов и в Апокалипсисе.
8. Если бы Господь не основал новые небеса и новую церковь, никакая плоть не была бы спасена.
9. Из Троицы личностей, каждая из которых отдельно Бог, согласно Афанасиеву символу, возникло множество разнородных нелепых представлений о Боге, иллюзорных и мёртвых от рождения.

Теперь всё это будет объяснено в частностях.

164. (1) Существует Божественная троица, то есть Отец, Сын и Святой Дух.

Что есть Божественная троица, то есть Отец, Сын и Святой Дух, ясно показано в Слове, в частности, в следующих местах.

Ангел Гавриил сказал Марии: Дух Святой найдёт на тебя, и сила Всевышнего осенит тебя; посему и рождаемое от тебя святое наречётся Сыном Божьим. Лука 1:35.

Здесь упомянуты все три: Всевышний, то есть Бог Отец, Святой Дух и Сын Божий.

Когда Иисус крестился, вот, небеса раскрылись, и увидел Иоанн Дух Божий, который спускался, как голубь, и сел на Него; и вот, голос с небес, говорящий: Это Сын мой возлюбленный, в котором Моё благоволение. Матф. 3:16,17; Марк 1:10,11; Иоанн 1:32.

Ещё более открыто в словах Господа к ученикам:

Идите и сделайте учениками все народы, крестя их во имя Отца, Сына и Святого Духа. Матф. 28:19.

А также в этом месте у Иоанна:

Ибо трое свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святой Дух. 1 Иоанн 5:7.

И кроме того, что Господь молился Своему Отцу, говорил о Нём и с Ним и сказал, что пошлёт Святой Дух, и послал. И апостолы также часто упоминали в своих посланиях Отца, Сына и Святой Дух. Из всего этого ясно, что есть Божественная троица, то есть Отец, Сын и Святой Дух.

165. Разум, предоставленный самому себе, никоим образом не сможет увидеть, как надо понимать сказанное выше. То ли это три Бога, которые сущностью и поэтому именем составляют одного Бога, то ли это три точки зрения на один предмет, то есть лишь качества или атрибуты одного Бога, называемые таким образом, или что-то ещё. Что делать в таком случае? Ничего другого человеку не дано, кроме того, что обращаться к Господу Богу Спасителю и читать Слово под Его руководством, поскольку Он есть Бог Слова; тогда он будет просвещён и увидит истины, которые признает и разум. Но если ты не обращаешься к Господу, даже когда читал Слово тысячу раз и видел в нём как Божественную Троицу, так и единство, ты никогда не поймёшь ничего, кроме учения о трёх Божественных личностях, каждая из которых отдельно Бог, то есть о трёх Богах. Однако, поскольку это несовместимо с общим представлением, принятым у всех людей во всём мире, чтобы избежать критики выдумали учение, что хотя есть на самом деле три Бога, вера требует, чтобы говорили не о трёх Богах, а об одном. Более того, чтобы не навлечь порицание окружающих, в этом отношении в первую очередь разум следует заключить в тюрьму и содержать связанным в послушании у веры, что и стало впоследствии святым принципом христианского духовенства в христианской церкви.

Такое парализованное потомство рождается от того, что не читают Слово под руководством Господа. Тот, кто читает Слово не под руководством Господа, читает его под руководством собственного разума, а он слеп, как сова, в том, что освещено духовным светом, во всём существенном церкви. Когда такой человек читает о Троице в Слове и думает при этом, что хотя есть три Бога, они тем не менее образуют одного, ему это представляется ответом с Дельфийского треножника. Ответ этот непонятен ему, поэтому он катает его между зубов, поскольку, если поднесёт к глазам, он будет загадкой, которая становится всё более запутанной и тёмной по мере того, как её пытаются разгадать. В конце концов он начинает думать об этом без помощи разума, что подобно разглядыванию без помощи глаз. Вообще говоря, чтение Слова под руководством собственного разумения теми, кто не признаёт Господа Богом небес и земли, не обращается к Нему и не поклоняется Ему одному, можно сравнить с игрой детей, когда они завязывают глаза платком и хотят пройти по прямой линии, и им даже кажется, что идут прямо, хотя они шаг за шагом отклоняются в сторону, и наконец двигаются в обратном направлении, спотыкаются о камни и падают.

Они подобны также мореходам, которые плывут без компаса, направляют корабль на скалы и погибают. Ещё они подобны человеку, идущему через обширное поле в густом тумане, который видит скорпиона и думает, что это птица, хочет поймать её рукой и поднять, и тут его поражает смертельное жало. Сравнением может служить нырок или коршун, который видит над водой часть спины большой рыбы, налетает и вонзает в неё клюв, но рыба увлекает её вглубь, и она захлёбывается. Подобно тому человек, который входит в лабиринт без провожатого или без нити, чем глубже проникает в него, тем больше забывает дорогу к выходу. Человек, читающий Слово под руководством собственного разумения, а не под руководством Господа, думает, что у него зрение, как у Линкея, и глаз больше, чем у Аргуса, а между тем внутренне не видит ни малейшей истины, а только ложь. Но когда он убеждает себя, эта ложь кажется ему Полярной звездой, к которой он направляет на всех парусах своё мышление. Однако при этом он видит истины не лучше, чем крот, а если и видит, перетолковывает в согласии со своими фантазиями, извращая и искажая всё святое в Слове.

166. (2) Отец, Сын и Святой Дух есть три составляющие сущности одного Бога, которые едины, как душа, тело и действие у человека.

У каждого предмета есть общие и частные составляющие сущности, которые вместе образуют единую сущность. Общие составляющие сущности у человека - его душа, тело и действие. Что они образуют единую сущность, можно видеть по тому, что одно существует от другого и для другого в непрерывной последовательности. Каждый человек начинается с души, которая является самой сущностью семени. Она не только служит началом, но и производит в нужном порядке всё, что составляет тело, а затем то, что из этих двух, души и тела, одновременно исходит и называется действием. Поскольку же одно производит другое и поэтому прививает и присоединяет, ясно, что все три составляющих принадлежат одной сущности. Вот почему они называются тремя составляющими сущности.

167. Каждый признаёт, что эти три составляющих сущности, а именно душа, тело и действие, были и есть в Господе Боге Спасителе. Разве что антихрист может отрицать, что Его душа - от Его Отца Иеговы, ибо в Слове, в обоих заветах, Он называется Сыном Иеговы, Сыном Всевышнего и Единородным. Таким образом, Божественное Отца - первая составляющая Его сущности, как душа в человеке. Отсюда следует, что Сын, рождённый от Марии - это тело той Божественной души, поскольку то, что растёт в утробе матери, является просто телом, зачатым и произведённым от души. Таким образом, это вторая составляющая сущности. Действия есть третья составляющая сущности, поскольку они исходят одновременно из души и тела, а всё исходящее имеет одну и ту же сущность с тем, от чего исходит. Три составляющих сущности - Отец, Сын и Святой Дух едины в Господе, как душа, тело и действие у человека. Это ясно показано в словах Господа о том, что Отец и Он - одно, Отец в Нём и Он в Отце; подобно тому Он и Святой Дух едины, поскольку Святой Дух есть Божественное, исходящее от Господа по Отцу, что было выше полностью доказано по Слову (153, 154). Доказывать это здесь ещё раз было бы всё равно, что переполнять желудок или нагружать стол едой, когда наелся досыта.

168. Когда говорится, что Отец, Сын и Святой Дух - это три составляющих сущности одного Бога, как в человеке душа, тело и действие, для человеческого ума эти три составляющих сущности могут выглядеть как три личности, но это невозможно. Однако когда это понимается так, что Божественное Отца, образующее душу, Божественное Сына, образующее тело, и Божественное Святого Духа, то есть Божественное исходящее, образующее действие, - это три составляющие сущности одного Бога, тогда это доступно разуму. Ибо и Отец есть Его Божественное, и Сын от Отца есть Его Божественное, и Святой Дух - от Них обоих. Поскольку они одной сущности и одной души, они образуют одного Бога. Если же эти три составляющие сущности называют личностями и каждую наделяют своими свойствами, а именно: Отца - вменением, Сына - посредничеством, а Святого Духа - осуществлением, то разделяют Божественную сущность; а между тем, она одна и неделима. Иначе ни одна их трёх личностей не была бы полностью Богом, но каждый Бог имел бы власть на одну треть, а это здравый рассудок не может не отвергнуть.

169. Кто же не может постичь Троицу в Господе по троичности любого человека? У каждого человека есть душа, тело и действие; то же самое и у Господа, ибо в Господе вся полнота Божественности обитает телесно, как сказано у Павла (Кол. 2:9). Поэтому Троица в Господе - Божественная, в человеке же - человеческая. Кому не видно, что рассудок не играет никакой роли в мистической вере, что существуют три Божественные личности, но только один Бог, и что этот Бог, несмотря на то, что Он один, не является одной личностью? Но рассудок, хотя и спит, всё равно вынуждает уста повторять это, как попугай. Когда рассудок спит, могут ли уста говорить что-нибудь, в чём была бы жизнь? Если уста говорят то, от чего разум уходит в противоположную сторону и отказывается, чем будет речь, как не глупостью? В наше время человеческий рассудок в отношении Божественной Троицы связан, как узник в тюрьме, по рукам и ногам. Его можно сравнить также с весталкой, которая была сожжена заживо за то, что дала погаснуть священному огню. А между тем Божественная Троица должна сиять как светоч в умах людей, составляющих церковь, поскольку Бог в Его Троице и единство Троицы есть всё во всём святом небес и церкви. Делать одного Бога из души, другого из тела и третьего из действия - это то же самое, что из трёх составляющих сущности человека делать три отделённых одна от другой части. Что это, если не расчленение и убийство?

170. (3) Эта Троица не существовала до создания мира, но была предусмотрена и возникла после создания, когда Бог воплотился, в Господе Боге, Искупителе и Спасителе, Иисусе Христе.

В современной христианской церкви признают Божественную Троицу, существовавшую до создания мира, то есть, что Бог Иегова породил Сына от вечности, и от них обоих изошёл Святой Дух, и что каждый из них - сам по себе или отдельно Бог, поскольку каждый является отдельной личностью, существующей самостоятельно. Но это лежит вне рассудка, и поэтому называется таинством, в которое можно проникнуть только верой, что эти трое обладают одной Божественной сущностью, под которой понимается вечность, безмерность, всемогущество и, следовательно, равные Божественность, слава и величие. Ниже будет показано, что такая Троица есть три Бога, а не Божественная Троица. Тем не менее, из всего сказанного уже ясно, что Троица, то есть Отец, Сын и Святой Дух, предусмотренная и существовавшая после воплощения Бога, и поэтому после создания мира, есть Божественная Троица, поскольку она в одном Боге.

То, что Божественная Троица существует в Господе Боге, Искупителе и Спасителе Иисусе Христе, объясняется тем, что в Нём - три составляющие сущности одного Бога, которые образуют одну сущность. Согласно Павлу, вся полнота Божественности пребывает в Нём, и это ясно из слов самого Господа, что всё принадлежащее Отцу - Его и что Святой Дух говорит не от себя, а от Него; кроме того, когда Он воскрес, Он забрал из гробницы всё Своё человеческое тело, как плоть, так и кости (Матф. 28:1-8; Марк 16:5,6; Лука 24:1-3; Иоанн 20:11-15), что невозможно никому из людей. Он представил ученикам живое свидетельство этого, говоря:

Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; ведь это Я Сам; ощупайте Меня и рассмотрите, ибо у духа нет плоти и костей, а у Меня, как видите, есть. Лука 24:39.

По этому любой человек может убедиться, если хочет, что человеческое Господа Божественно и потому в Нём Бог - человек, а человек - Бог.

171. Понятие о Троице, которое современная церковь заключает в свою веру, как в объятья, состоит в том, что Бог Отец породил Сына от вечности и Святой Дух затем изошёл от них обоих и что каждый из них есть сам по себе Бог. Такую Троицу человеческий ум может постичь только как триархию, то есть как правление трёх царей в одном царстве или командование трёх полководцев одним войском, или одинаковую власть трёх хозяев в одном доме. Что от этого может произойти, кроме беспорядка? А если кто-то захочет нарисовать перед взором своего ума картину или набросок такой триады правителей, он в своём воображении сможет представить только некоего человека с тремя головами на одном теле или с тремя телами под одной головой. Такое чудовищное изображение Троицы предстанет пред теми, кто верит в три Божественные личности, любая из которых сама по себе Бог, и соединяют их в одного Бога, отрицая, что Бог, будучи единым, есть одна личность.

Понятие о том, что Сын Бога, рождённый от вечности, сошёл и принял человеческое, можно сравнить с мифами древних о том, что человеческие души были созданы от начала мира и затем вошли в тела и стали людьми. Это так же нелепо, как то, что душа одного человека переходит в другого, чему верили многие в иудейской церкви; например, что душа Илии вернулась в тело Иоанна Крестителя или что Давид вернётся в своё или чужое тело и будет царствовать над Израилем и Иудой, так как сказано у Иезекииля:

Я поставлю над ними одного пастуха, который будет пасти их, раба Моего Давида. Он будет у них пастухом; и Я, Иегова, буду их Богом, и Давид будет князем среди них. Иезек. 34:23,24.

Есть и другие подобные места. Они не знали, что под Давидом здесь подразумевается Господь.

172. (4) Троица Божественных личностей от вечности, или до создания мира, содержится в мысленном представлении о трёх Богах, которое невозможно истребить устным исповеданием веры в одного Бога.

Что Троица Божественных личностей от вечности - это Троица Богов, совершенно ясно из Афанасиева символа:

Есть одна личность Отца, иная - Сына, и иная - Святого Духа, Отец есть Бог и Господь, Сын есть Бог и Господь, и Святой дух есть Бог и Господь, однако же они не три Бога и Господа, но один Бог и Господь, ибо так же, как христианская истина заставляет нас исповедовать каждую личность отдельно как Бога и Господа, католическая религия запрещает нам говорить о трёх Богах или трёх Господах.

Этот символ веры принят во всей христианской церкви по всему миру, как общий, и от него происходит всё, что сейчас знают и признают о Боге. Каждый, кто хотя бы прочтёт это с открытыми глазами, сможет увидеть, что участники Никейского собора, на котором появился на свет, как посмертное потомство, так называемый Афанасиев символ веры, понимали Троицу как Троицу Богов. Следовательно, Троица как Троица Богов не только была плодом их разума, но в современном христианском мире нет никакого другого представления о Троице, потому что из этого символа все извлекают знания о Боге, и каждый остаётся в вере, выраженной этими словами.

Если есть сомнения в том, что сейчас в христианском мире Троица понимается как Троица Богов, я призываю в свидетели всех, как мирян, так и духовенство, как магистров и докторов, так и посвящённых епископов и архиепископов, кардиналов в пурпуре и даже самого римского папу. Пусть каждый из них спросит себя и выскажется по понятиям своего ума. Разве это не видно насквозь, словно через воду в хрустальном кубке, если присмотреться к словам этого повсеместно принятого учения о Боге? Например, что есть три личности, каждая из которых Бог и Господь, и что в соответствии с христианской истиной следует исповедовать или признавать каждую личность отдельно как Бога, но католическая или христианская религия или вера запрещает говорить о трёх Богах и Господах или называть их так. Получается, что истина и религия, или истина и вера, - не одно и то же, а две противоречащие друг другу вещи. Это дополнительное замечание, что они не три Бога и Господа, но один Бог и Господь, было вставлено для того, чтобы не выставить себя на посмешище всему миру, ибо всякий рассмеётся при упоминании трёх Богов. Кому же не видно противоречие в этом добавлении?

Однако, если бы они сказали, что у Отца Божественная сущность, у Сына Божественная сущность и у Святого Духа Божественная сущность, но нет трёх Божественных сущностей, а есть одна, неделимая, тогда это таинство можно было бы разъяснить, а именно так: под Отцом следует понимать Божественное, от которого всё произошло, под Сыном - происходящее от Него Божественное человеческое, а под Святым Духом - Божественное исходящее, поскольку это три составляющие одного Бога. Или если под Божественным отца понимается подобное тому, что понимается под душой у человека, под Божественным человеческим - подобное телу этой души, а под Святым Духом - подобное действию, исходящему от того и другого, то три сущности понимаются как принадлежащие одной личности, и поэтому образующие одну неделимую сущность.

173. Понятие о трёх Богах невозможно истребить устным исповеданием веры в одного Бога потому, что оно посеяно в памяти с детства, а человек мыслит из того, что содержится в памяти. Память у людей подобна дополнительному желудку у птиц и животных. Они запасают в нём пищу и постепенно питаются ею, извлекая время от времени и отправляя в настоящий желудок, где она переваривается и затем распределяется в соответствии с потребностями всего тела. Этот желудок - разум человека, а память - первый желудок. Всякий может видеть, что понятие о трёх Божественных личностях от вечности, равнозначное понятию о трёх Богах, невозможно истребить устным исповеданием веры в одного Бога, хотя бы из того, что оно до сих пор не истреблено и распространено среди известных людей, которые не желают его истребления. Ибо они настаивают на том, что три Божественные личности - это один Бог, но упорно отрицают то, что Бог един и поэтому - одна личность. Но кто же из мудрых не подумает про себя, что личность в таком случае нельзя понимать как личность, но под ней подразумевается некое качество? Но никто не знает какое, и из-за этого незнания остаётся только посеянное в памяти с детства, как корень дерева в земле, который, даже если дерево срубить, всё равно пускает побеги.

Друг мой, не только сруби это дерево, но вырви его с корнем, а затем посади в своём саду деревья, приносящие добрые плоды. Береги свой ум, чтобы не укоренилось в нём понятие о трёх Богах, в то время как уста безо всякого понятия толкуют об одном Боге. Иначе разум над памятью, думающий о трёх Богах, и разум под ней, по которому уста говорят об одном Боге, будут подобны шуту на сцене, который может играть сразу двоих, перебегая с одной стороны на другую, и говорить на одной стороне одно, а на другой - противоположное, и в этом споре с самим собой называть себя то мудрым, то безумным. Что может из этого получиться, кроме того, что он, остановившись посередине и посмотрев в обе стороны, решит, что всё пустое и, возможно, нет никакого Бога, раз нет одного Бога и нет трёх Богов? Именно в этом источник поклонения природе в наши дни.

В небесах никто не может выговорить фразу: "Троица личностей, каждая из которых сама по себе Бог". Ибо этому сопротивляется сама аура небес, в которой их мысли передаются волнами, как звуки в нашем воздухе. Там это может сделать только лицемер; но звук его голоса в небесной ауре становится подобным скрежету зубов или карканью вороны, пытающейся подражать певчей птице. Я также слышал с небес, что истребить веру в Троицу Богов, насаждённую в уме путём подтверждения её, устным исповеданием одного Бога так же невозможно, как вытащить дерево через его семя или подбородок через волос в бороде.

174. (5) Троица личностей была неизвестна в апостольской церкви. Это было изобретение Никейского собора, впоследствии введённое в католическую церковь и из неё во все церкви, отделившиеся от неё.

Апостольская церковь понимается как церковь, существовавшая в различных местах не только во времена апостолов, но и в последующие два или три века. В конце этого периода они стали срывать с петель двери храма и врываться в его святилище, как воры. Храм означает церковь, его дверь - Господа Бога Спасителя, а святилище - Его Божественность. Ибо Иисус говорит:

Истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит где-то ещё, тот вор и разбойник. Я дверь: кто войдёт Мною, тот спасётся. Иоанн 10:1,9.

Такое преступление совершили Арий и его последователи. По этой причине Константином Великим был созван собор в городе Никея в Вифинии, и приглашённые на него, чтобы изгнать гибельную ересь Ария, разработали, утвердили и освятили учение о том, что три Божественные личности: Отец, Сын и Святой Дух, были от вечности, каждая из них индивидуальна, возникла и существует в себе самой и самостоятельно. Кроме того, вторая личность, Сын, сошёл и принял человеческое, и совершил искупление, отчего происходит Божественность Его человеческого через единство ипостасей, и благодаря этому единству Он имеет тесное родство с Богом Отцом. С этого времени по земле начали разматываться клубки гнусных ересей о Боге и личности Христа. Антихрист поднял голову и, разделив Бога натрое, а Господа Спасителя надвое, тем самым разрушил храм, который Господь возвёл через апостолов; дошло до того, что камня на камне не осталось, всё было разрушено, как Он предсказывал (Матф. 24:2). Здесь храм означает не только Иерусалимский Храм, но и церковь, об уничтожении или конце которой говорится во всей этой главе.

Но чего ещё можно было ожидать от этого собора и от его последователей, которые Божественность вот так разделили на три части, а воплощённого Бога положили под собой у подножия ног своих? Ведь они отделили голову церкви от её тела, так как влезли другим путём, то есть в обход Господа перебрались к Богу Отцу, словно к другому Богу, с единственными словами на устах: "Заслуга Христа", чтобы Он помиловал их ради неё. Так, они думали, оправдание непосредственно вольётся в них вместе со всем, что сопутствует ему, то есть прощением грехов, обновлением, освящением, возрождением и спасением, и всё это без всякого участия человека.

175. Апостольская церковь не имела ни малейшего понятия о Троице личностей или трёх личностях от вечности, что совершенно ясно из символа веры этой церкви, который называется Апостольским. В нём есть такие слова:

Верю в Бога Отца Всемогущего, творца неба и земли, и в Иисуса Христа, сына Его единственного, нашего Господа, зачатого от Духа Святого и рождённого Девой Марией, и в Духа Святого.

Здесь нет никакого упоминания о некоем Сыне от вечности, а только о Сыне, зачатом от Духа Святого и рождённом Девой Марией. Они знали от апостолов, что Иисус Христос - истинный Бог (1 Иоанн 5:20), и в нём вся полнота Божественности обитает телесно (Кол. 2:9), и что апостолы проповедовали веру в Него (Деян. 20:21), и что у Него вся власть в небесах и на земле (Матф. 28:18).

176. Как можно доверять соборам, когда они не обращались напрямую к Богу церкви? Разве церковь - это не тело Господа, и разве не Он её голова? Какая польза от тела без головы? И что это за тело, у которого три головы, под руководством которых проходят обсуждения и выносятся решения? Разве при этом не становится духовное просвещение, исходящее от одного Господа, Бога небес и церкви, и вместе с тем Бога Слова, всё более и более природным, и наконец чувственным? И тогда оно, едва учуяв запах какой-либо подлинной богословской истины в её внутренней форме, выбрасывает её из рассудочного ума и рассеивает по ветру, как веялка мякину. В таком состоянии на место истин вползают заблуждения, а на место лучей света - потёмки. Такие люди стоят словно в пещере с очками на носу и свечами в руках и смыкают веки перед духовными истинами, освещёнными светом небес, и открывают их чувственным впечатлениям, освещённым неверным светом телесных чувств. Затем то же самое происходит при чтении Слова. Ум тогда засыпает на истинах, и просыпается, услышав ложь, и становится подобным зверю из моря, описанному так: "Пасть у него - как у льва, тело - как у барса, ноги - как у медведя" (Откр. 13:2).

В небесах говорят, что когда Никейский собор был завершён, случилось то, что предсказывал Господь ученикам:

Солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звёзды упадут с неба, и силы небесные поколеблются. Матф. 24:29.

И действительно, апостольская церковь была как новая звезда, возникшая на усеянном звёздами небе; а церковь после двух Никейских соборов стала как та же звезда, впоследствии поблекшая и исчезнувшая, что не раз бывало в природном мире по наблюдениям астрономов. В Слове читаем: "Бог Иегова обитает в неприступном свете" (1 Тим. 6:16). Поэтому кто мог бы приблизиться к Нему, если бы Он не обитал в свете доступном, то есть, если бы Он не сошёл и не принял человеческое, став в нём Светом мира (Иоанн 1:9; 12:46)? Кто не может видеть, что подступить к Богу Отцу в Его свете так же невозможно, как взять себе крылья зари и на них взлететь к солнцу или питаться солнечным светом вместо обычной пищи, или как для птицы невозможно летать в эфире, или для оленя бегать в воздухе?

177. (6) От Никейской, или Афанасиевой, Троицы возникла вера, которая извратила всю христианскую церковь.

Что Никейская Троица, она же Афанасиева, есть Троица Богов, показано выше по этим символам веры (172).

Отсюда произошла вера современной церкви в Бога Отца, Бога сына и Бога Святого Духа. В Бога Отца, чтобы Он вменял праведность Своего Сына Спасителя и приписывал её людям; в Бога Сына, чтобы Он заступался и подтверждал обещание; в Святого Духа, чтобы Он в действительности приписывал вменённую праведность Сына и ставил печать надёжности, оправдывая, освящая и возрождая человека. Вот вера наших дней, которая сама свидетельствует, что признают и почитают Троицу Богов.

От веры любой церкви проистекает не только всё её богослужение, но и всё её богословие. Поэтому можно сказать, что какова вера, таково и её учение. Отсюда следует, что теперешняя вера, будучи верой в трёх Богов, извратила всё, что есть в церкви; ибо вера есть начало, а положения учения - производные; сущность же производных заложена в их начале. Если подвергнуть испытанию отдельные положения учения этой веры, например о Боге, о личности Христа, о милосердии, покаянии, возрождении, свободе выбора, избрании, о смысле таинств крещения и Святого Причастия, ясно видно, что в этих частностях присутствует понятие о Троице Богов. Даже если и не видно явно, что оно присутствует, всё равно эти частности вытекают из него, как из своего источника. Поскольку такое исследование здесь провести не представляется возможным, но оно необходимо, чтобы открыть людям глаза, в конце этой книги помещено Дополнение для пояснения сказанного.

Вера церкви о Боге подобна душе для тела, а её положения подобны членам этого тела. Более того, вера в Бога подобна царице, а её положения - подданным её двора; точно так же, как подданные зависят от повелений царицы, частности учения зависят от предписаний веры. Из этой веры, по крайней мере, можно увидеть, как в этой церкви понимают Слово. Ибо вера привязывает и притягивает к себе словно верёвками всё, что возможно. Если эта вера ложна, она прелюбодействует со всякой истиной в Слове, затягивает её в неверность и искажает, делая людей безумными в духовном. Если же эта вера истинна, она устремляется ко всему, что есть в Слове, и к Богу Слова, Господу Богу Спасителю, проливает свет и дышит Его Божественным согласием, делая людей мудрыми.

В Дополнении также будет показано, что современная вера, которая по внутренней форме своей является верой в трёх Богов, а по внешней - в одного Бога, погасила свет в Слове и изгнала Господа из церкви, и ещё в утреннюю свою пору устремилась в ночь. Это произошло из-за ересей до Никейского собора и далее из-за ересей на нём и после него. Но как можно доверять соборам, которые не входят в овчий двор через дверь, а влезают в другом месте, по словам Господа у Иоанна (10:1,9)? Их обсуждения недалеко ушли от прогулок слепого днём или зрячего ночью: ни тот, ни другой не видит западни, пока не провалится в неё. Например, как можно доверять соборам, которые учредили наместничество Папы на земле, канонизацию умерших и обращение к ним, как к божествам, почитание их образов, их власть отпускать грехи, разделение Причастия и многое другое? Как можно доверять соборам, которые утвердили неслыханную ересь предопределения и повесили её как флаг перед храмами своей церкви? Друг мой, не делай так! Обращайся к Богу Слова, и поэтому к Слову, и входи этой дверью в овчий двор, то есть в церковь, и дано будет тебе озарение. Тогда ты сам увидишь, словно с горы, не только чужие, но и свои собственные первые шаги и блуждания в тёмном лесу под горой.

178. Вера любой церкви - как семя, из которого появляются все её догматы. Её можно сравнить с семенем дерева, которое порождает всё, из чего оно состоит, в том числе и плоды, или с семенем человека, из которого появляются на свет его дети и затем целые семьи из поколения в поколение. Поэтому, если известна исходная вера, которая по своей основной роли называется спасающей, можно узнать, какова церковь. Это можно пояснить следующим примером.

Возьмём веру в то, что природа - создательница вселенной. Из неё следует, что вселенная есть то, что называется Богом, а природа - её сущность; эфир - это высший Бог, которого древние называли Юпитером, а воздух - богиня, которую древние называли Юноной и считали женой Юпитера. Океан - это более низкий бог, которого вслед за древними можно назвать Нептуном, а поскольку божественность природы простирается до самого центра земли, там тоже есть бог, которого вслед за древними можно назвать Плутоном. Солнце - это место для собраний всех богов, куда они сходятся, когда Юпитер созывает совет. Кроме того, его огонь - это жизнь от бога, поэтому птицы летают в боге, звери ходят в боге и рыбы плавают в боге. Далее, мысли - это только колебания эфира, подобно тому как высказывания по ним - колебания воздуха, а склонности любви - это изменения состояния, вызванные влиянием на них солнечного излучения. Среди них те, что касаются жизни после смерти вместе с небесами и адом, - просто сказка, выдуманная духовенством в охоте за почестями и наживой, но сказка всё же полезная, и над ней нельзя публично насмехаться, потому что она служит гражданским целям, держа души простого народа в строгом повиновении властям. Однако увлечённые религией люди оторваны от действительности, их мысли призрачны, их действия смешны. Кто верит в то, что не видит, и видит то, что лежит за пределами его ума, тот - мальчик на побегушках у священников. Все эти выводы, и многие другие в том же роде, содержатся в той вере, что природа есть создательница вселенной, и выходят наружу, если её открыть. Этот пример приведён для того, чтобы было понятно, что в вере современной церкви, которая по внутренней своей форме есть вера в трёх Богов, хотя внешне - в одного, заключены полчища лжи. Из неё можно извлечь заблуждения в таком же количестве, что и паучков из клубка потомства от одного паука. Найдётся ли кто-нибудь, чей ум, по свету от Господа ставший подлинно разумным, не увидит этого? Но кто может увидеть это, когда дверь в эту веру и её ответвления закрыта на замок правилом, запрещающим заглядывать рассудком в её таинства?

179. (7) Отсюда мерзость запустения и горе, которого никогда не было и не будет, предсказанные Господом у Даниила, у евангелистов и в Апокалипсисе. Читаем у Даниила:

Наконец, на птице мерзостей запустение, до самого конца и истребления, прольётся капля за каплей на опустошённое. Дан. 9:27.

[Это место иначе звучит в русском переводе Библии, однако именно так его передаёт Сведенборг. Есть много оснований считать такой перевод более правильным.]

У евангелиста Матфея Господь говорит:

Тогда многие лжепророки восстанут, и совратят многих. Когда увидите мерзость запустения, предсказанную пророком Даниилом, стоящую на святом месте, да заметит хорошенько каждый читающий. Матф. 24:11,15.

И далее в этой же главе:

Тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне и не будет. Матф. 24:21.

Этой скорби и мерзости посвящены семь глав Апокалипсиса. Именно они подразумеваются под чёрным конём и бледным конём, которые вышли из книги, когда Агнец распечатал её (Откр. 6:5-8); под зверем, выходящим из бездны, который сразился со свидетелями и убил их (11:7 сл.); под драконом, вставшим перед женщиной, которой надлежало родить, чтобы пожрать её младенца, и преследовал её в пустыню, и пустил из пасти своей воду как реку, чтобы поглотила её (глава 12); под двумя зверями дракона, из моря и из земли (глава 13); под тремя духами, подобными жабам, которые вышли из уст дракона, из уст зверя и из уст лжепророка (16:13); и далее под тем, что когда ангелы вылили чаши гнева Божьего, в которых было семь последних язв, на землю, в море, в потоки и источники, на солнце, на престол зверя, в реку Евфрат и, наконец, в воздух, сделалось великое землетрясение, какого не бывало с тех пор, как были созданы люди (глава 16). Землетрясение означает переворот в церкви, который произошёл из-за лжи и искажения истин и который также понимается под великой скорбью, какой не было от начала мира (Матф. 24:21). То же самое означает следующее место:

Послал Ангел серп свой на землю и обрезал виноград на земле, и бросил в великую давильню гнева Божьего. И потоптана давильня, и потекла кровь из давильни даже до узд конских, на тысячу шестьсот стадий. Откр. 14:19,20.

Кровь означает искажённую истину. В этих семи главах описано ещё много подобного.

180. У евангелистов (Матфей глава 24; Марк глава 13; Лука глава 21) описаны последовательные отклонения и извращения в христианской церкви. Упомянутая там "великая скорбь, какой не было от начала мира и не будет" означает, как и в других местах в Слове, нападение лжи на истину до того, что не осталось ни одной истины, которая не была бы искажена и истреблена. То же значение имеет там "мерзость запустения", а также "запустение на птице мерзостей" и "конец и истребление" у Даниила. То же самое описывается в Апокалипсисе в только что процитированных местах. Всё произошло потому, что церковь не признала единство Бога в Троице и Его Троицу в единстве, как одну личность, но не три. Таким образом, церковь была основана в уме на понятии о трёх Богах, а в устах - на исповедании одного Бога. Так они разлучили себя с Господом до той степени, наконец, что в Его человеческой природе не осталось ничего от Божественности, тогда как на самом деле Сам Бог Отец пребывает в человеческом, почему и называется вечным Отцом (Исаия 9:6), и Господь сказал Филиппу: "Видящий меня видит Отца" (Иоанн 14:7,9).

181. Но можно спросить, чем питается тот источник, из которого хлынули мерзость запустения, упомянутая у Даниила 9:27, и такое горе, которого не было и никогда не будет (Матф. 24:21)? И на это следует ответить, что они произошли от самой веры, принятой во всём христианском мире, и от её влияния, действия и вменения, как принято говорить. Удивительно, что на учение об оправдании одной верой, хотя это и не вера вовсе, а химера, в христианских церквях опирается всё до точки, то есть оно господствует среди священнического сословия чуть ли не как единственное богословие. Именно его все будущие священники в своих учебных заведениях жадно усваивают, поглощают и впитывают. А затем, словно вдохновлённые небесной мудростью, учат в храмах, публикуют в книгах, и этим добиваются имени, репутации и славы образованных людей, и пользуются ими. За это они получают дипломы, звания и награды. И всё это несмотря на то, что упомянутая одна вера в наше время привела к тому, что солнце померкло, луна лишилась своего света и звёзды упали с неба, и силы небесные поколебались, как предсказано в словах Господа у Матфея 24:29. Мне было засвидетельствовано, что учение о такой вере в наши дни ослепило умы людей до такой степени, что они не хотят и поэтому не могут внутренне видеть никакую Божественную истину ни в солнечном, ни в лунном свете, но только внешне, как некую шероховатую поверхность, в свете очага ночью. Поэтому я могу предсказать, что если с небес будут ниспосланы Божественные истины, начертанные серебряными буквами, о подлинном соединении милосердия и веры, о небесах и аде, о Господе, о жизни после смерти и вечном счастье, эти оправдывающие и освящающие одной верой не сочтут их достойными прочтения. И совсем другое дело, если бы из ада было прислано письмо об оправдании одной верой: они бы схватили его, расцеловали и унесли на груди домой.

182. (8) Если бы Господь не основал новые небеса и новую церковь, никакая плоть не была бы спасена.

Читаем у Матфея:

Тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет. И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть. Матф. 24:21,22.

Эта глава посвящена концу века, под которым понимается конец современной церкви. Поэтому сокращение тех дней означает её окончание и учреждение новой церкви. Кто же не знает, что никакая плоть не могла бы спастись, если бы Господь не пришёл в мир и не совершил искупление? Совершение искупления означает основание новых небес и новой церкви. Господь предсказал, что придёт в мир снова, у евангелистов (Матф. 24:30,31; Марк 13:26; Лука 12:40; 21:27) и в Апокалипсисе, в основном в последней главе. Выше, в разделе об искуплении (114-137) было показано, что Господь совершает искупление и сегодня путём основания новых небес и учреждения новой церкви ради спасения человека.

Великая тайна о том, что никакая плоть не могла бы спастись, если бы Господь не положил начало новой церкви, состоит в следующем. Пока дракон со своими мятежниками остаётся в мире духов, куда он был сброшен, никакая Божественная истина, единая с Божественным добром, не может проникнуть на землю к людям, не будучи извращена и искажена, или погублена. Именно это понимается в Апокалипсисе под следующим:

Сброшен был великий дракон на землю, и ангелы его сброшены с ним. Горе живущим на земле и на море! Потому что к ним сошёл дьявол в сильной ярости. Откр. 12:9,12.

Но после того как дракон был брошен в ад (20:10), Иоанн увидел новые небеса и новую землю, и Новый Иерусалим, сходящий от Бога с небес (21:1, 2). Под драконом подразумеваются те, кто в вере современной церкви.

Я несколько раз беседовал в духовном мире со сторонниками оправдания одной верой и говорил им, что учение их ошибочно и нелепо и что оно ведёт к беззаботности, слепоте, сну и ночи в духовных предметах, и поэтому к смерти души. Я призывал их отказаться от неё, но получил ответ: "Что значит отказаться? Не одним ли этим определяется превосходство образованного духовенства над мирянами?" Я ответил, что в этом случае они никакой цели не видят в спасении душ, но лишь в превосходстве своей репутации. А поскольку со своими ложными принципами они сочетают истины Слова, таким образом оскверняя их, они - ангелы бездны, и имя им Аваддон и Аполлион [разрушитель] (Откр. 9:11), под которыми понимаются разрушители церкви, совершенно искажающие Слово. В ответ они сказали: "Что ты говоришь? Мы по знанию таинств этой веры - оракулы, и мы передаём от неё ответы, словно из святилища. Так что мы не Аполлионы, а Аполлоны". Возмущённый этим ответом, я сказал: "Если вы Аполлоны, то вы также и левиафаны: первые из вас - левиафаны изгибающиеся, а вторые из вас - левиафаны вытянувшиеся, которых поразит Бог мечом Своим крепким и великим (Исаия 27: 1)". Но они над этим посмеялись.

183. (9) Из Троицы личностей, каждая из которых отдельно Бог, согласно Афанасиеву символу, возникло множество разнородных нелепых представлений о Боге, иллюзорных и мёртвых от рождения.

Из учения о трёх Божественных личностях от вечности, которое представляет собой главу всех учений в христианских церквях, возникло множество недостойных представлений о Боге, позорных для христианского мира, который всё же должен и может быть светом для всех племён и народов во всех четырёх частях земного шара в том, что касается Бога и Его единственности. Все живущие вне христианской церкви, как магометане, так и иудеи, а наряду с ними и язычники любой религии, отвергают христианство только из-за веры в трёх Богов. Миссионеры это знают, поэтому всячески остерегаются открыто говорить о Троице личностей по символам веры - Никейскому и Афанасиеву, иначе их будут избегать и поднимут на смех.

Вот какие нелепые, смешные и легкомысленные понятия возникли из учения о трёх Божественных личностях от вечности и возвышаются у каждого, кто продолжает верить словам этого учения, из ушей и глаз в мысленный взор. Бог Отец сидит в высоте над головой с Сыном по правую руку, а Святой дух перед ними выслушивает их и тотчас спешит в земной мир, чтобы раздать дары оправдания согласно их решениям, надписывая ими людей и делая их из сынов гнева сынами милости и из проклятых избранными. Я обращаюсь к учёным из духовенства и образованным мирянам: неужели у них нет в уме никакого другого представления, кроме этой картины. Ведь подобное из самого учения приходит на ум (см. выше воспоминание в п. 16).

Ещё на ум приходит, что любопытно предположить, о чём они говорили друг с другом до создания мира. Может быть, они говорили о создании мира, о том, кого предопределить и оправдать, как верят супралапсариане, или об искуплении? Равно можно предположить, что они беседовали до создания мира об Отце и его власти и могуществе вменять, о посредничестве Сына, и что вменение, то есть избрание, зависит от милости Сына, который вступается за всех и за некоторых отдельно, и им принадлежит благосклонность Отца, движимого любовью к Своему Сыну и созерцанием Его страданий на кресте. Но кто же не сможет увидеть, что всё это - бред расстроенного ума? А между тем в христианских церквях это самое святое, к чему следует припадать устами, но никак не рассматривать умственным взором, поскольку это выше уровня рассудка; если поднять это из памяти в разум, можно сойти с ума. Однако и это не поможет изгнать понятие о трёх Богах, а только вызовет бездумную веру, по которой человек мыслит о Боге, как спящий в своих видениях, бродя во мраке ночи, или как слепой от рождения при свете дня.

184. То, что в умах христиан укоренилось понятие о Троице Богов, хотя из стыда они отрицают это, ясно видно по изобретательности, с которой многие из них доказывают, что три есть одно, а одно есть три. В ход идут геометрия, стереометрия, арифметика и физика, а также складывание определённым образом одежды и листов бумаги. Они играют с Божественной Троицей, как шуты в балагане. Эту клоунаду можно сравнить со зрением больных в горячке, которые видят один предмет, будь то человек, стол или свеча, как три, или три предмета как один. Это подобно также забаве с мягким воском, когда его катают между пальцев и лепят различные фигурки, то треугольную, чтобы показать Троицу, то круглую, чтобы показать единство, говоря: "Разве это не одна и та же субстанция?" А между тем Божественная троица - это ценнейшая жемчужина; будучи разделённой на три личности она подобна жемчужине, разбитой на три части, которая, очевидно, безвозвратно погублена.