Начало Глава 4. Священное писание, или Слово Господа (2)

3. Буквальный смысл Слова - это основа, вместилище и опора его духовного и небесного смыслов

210. Во всём Божественном есть первое, среднее и последнее, и первое через среднее переходит в последнее, так оно проявляется и существует. Поэтому последнее - основа. Первое также содержится в среднем, а через среднее - в последнем. Таким образом, последнее является вместилищем, и так как оно является вместилищем и основой, оно есть также и опора. Образованный человек поймёт, что эти три составляющие можно назвать целью, причиной и осуществлением, а также бытием, становлением и проявлением; цель здесь - бытие, причина - становление, а осуществление - проявление. Следовательно, в каждом законченном предмете есть эта триада, а именно то, что называется первым, средним и последним, а также целью, причиной и осуществлением. Если это понятно, то понятно и то, что всякое Божественное дело в последнем своём является полным и завершённым и что в последнем содержится всё, поскольку в нём также и всё предыдущее.

211. Вот почему "три" в Слове означает в духовном смысле полное и завершённое, а также всё вместе. И поскольку это число имеет такое значение, оно употребляется в Слове так же часто, как и понятия, связанные с ним. Например, в следующих местах.

Исаия ходил три года нагим и босым (Исаия 20:3).
Иегова три раза звал Самуила, и Самуил три раза бегал к Илию, и на третий раз Илий понял (1 Цар. 3:1-8).
Ионафан сказал Давиду скрыться на три дня в поле; позже Ионафан пустил три стрелы в сторону камня, и Давид потом трижды поклонился Ионафану (1 Цар. 20:5,12-42).
Илия трижды поклонился над сыном вдовы (3 Цар. 17:21).
Илия приказал трижды лить воду на всесожжение (3 Цар. 18:34).
Иисус сказал, что царство небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло всё. (Матф. 13:33).
Иисус сказал Петру, что тот трижды отречётся от Него. (Матф. 26:34).
Иисус трижды сказал Петру: "Любишь ли ты меня?" (Иоанн 21:15-17).
Иона был в чреве кита три дня и три ночи (Иона 2:1).
Иисус сказал, что, если разрушат храм, Он воздвигнет его в три дня (Иоанн 2:19; Матф. 26:61).
В Гефсимании Иисус молился три раза (Матф. 26:39-44).
Иисус воскрес на третий день (Матф. 28:1).

Есть много других мест, где упоминается число три, и в каждом случае говорится об оконченном и завершённом действии, потому что таково значение этого числа.

212. Есть трое небес: высшие, средние и низшие. Высшие небеса образуют небесное царство Господа, средние небеса - Его духовное царство, низшие небеса - Его природное царство. Точно также, как есть трое небес, есть три смысла в Слове: небесный, духовный и природный смысл. То, что было сказано выше в п. 210, относится также и к этому, а именно, что первое находится в среднем и через среднее в последнем, точно так же, как цель в причине и через причину в осуществлении. Отсюда понятно, каково Слово: его буквальный смысл, то есть природный, содержит внутренний смысл, то есть духовный, и самый внутренний, то есть небесный. Таким образом, последний смысл, то есть природный, называемый буквальным, является вместилищем, основой и опорой двух внутренних смыслов.

213. Из этого следует, что Слово без своего буквального смысла было бы подобно дворцу без фундамента, то есть дворцу, построенному не на земле, а в воздухе; это была бы только тень его, которая растает. Слово без буквального смысла было бы как храм, в котором много священного, а в середине - святилище, но у которого нет крыши и стен, то есть вместилища всего этого. Если стен нет или их снести, то всё священное будет украдено ворами, испорчено зверями земными и птицами небесными, и поэтому утрачено. Это было бы подобно скинии Сынов Израиля в пустыне (в самой внутренней части которой был ковчег завета, а в средней - золотой светильник, золотой алтарь с воскурениями и стол для хлебов предложения) без её внешнего, то есть без покрывал, завес и столбов. Более того, Слово без его буквального смысла подобно человеческому телу без его покровов, называемых кожей, и без опорных частей, называемых костями. Без того и другого все внутренности тела распались бы. Или оно было бы подобно сердцу и лёгким в грудной клетке, лишенным своих покровов, называемых плеврой, и опоры, называемой рёбрами. Или подобно мозгу без его покровов, называемых твёрдой и мягкой мозговыми оболочками, и без общего укрытия, вместилища и опоры, называемого черепом. Вот чем было бы Слово без буквального смысла; почему и сказано у Исаии, что Иегова сотворит покров над всякой славой (Исаия 4:5).

4. Божественная истина в буквальном смысле Слова содержится в своей полноте, святости и силе

214. Слово в буквальном смысле содержится в своей полноте, святости и силе потому, что в природном, или буквальном, смысле наряду с ним присутствуют два первых или внутренних смысла, называемые духовным и небесным, как было сказано выше (210, 212). Но каким образом они присутствуют совместно, будет объяснено далее. В небесах и в мире существует порядок последовательный и совместный. В последовательном порядке одно следует за другим и сменяет его от высшего до низшего. В совместном же порядке одно находится наряду с другим от самого внутреннего до самого внешнего. Последовательный порядок подобен колонне, которая построена ступенями от вершины к основанию, а совместный порядок подобен конструкции из слоёв, расположенных от центра до самой внешней поверхности.

Теперь нужно объяснить, как в самом последнем последовательный порядок становится совместным. Это происходит так: высшее последовательного порядка становится самым внутренним совместного порядка, а низшее последовательного порядка становится самым внешним совместного порядка. Примером может служить ступенчатая колонна, которая, оседая внутрь себя, становится слоистым в разрезе телом. Так совместное образуется из последовательного и так устроено всё вообще и в частности в природном мире и всё вообще и в частности в духовном мире. Ибо везде есть первое, среднее и последнее, и первое через среднее простирается и доходит до последнего. Но следует чётко понимать, что и тот, и другой порядок образуется по степеням чистоты.

Теперь относительно Слова. Небесное, духовное и природное исходят от Господа в последовательном порядке и в последнем присутствуют в совместном порядке. Таким образом, небесный и духовный смысл Слова совместно присутствуют в его природном смысле. Когда это понято, можно видеть, каким образом природный смысл Слова является вместилищем, основой и опорой духовного и небесного смыслов, а также каким образом Божественное добро и Божественная истина присутствуют в буквальном смысле Слова в своей полноте, святости и силе. Из этого можно заключить, что Слово в его буквальном смысле - это и есть само Слово, ибо внутри него есть дух и жизнь. Это то, о чём Господь сказал:

Слова, которые Я говорю вам, есть дух и жизнь. Иоанн 6:63.

Ибо Господь говорил Свои слова в природном смысле. Небесный и духовный смыслы без природного смысла не являются Словом, ведь они были бы как дух и жизнь без тела или (как уже было сказано в п. 213) как дворец без фундамента.

215. Истины в буквальном смысле Слова - это частью лишь видимости истин, а не обнажённые истины. Они - нечто вроде подобий или сравнений, взятых из того, что есть в природном мире. Так они сообразуются и согласуются с уровнем понимания простых людей и даже детей. Но поскольку они вместе с тем есть соответствия, они служат вместилищем и обителью подлинной истины. Они - содержащие её сосуды, как хрустальный бокал для благородного вина или серебряная тарелка для аппетитного кушанья; или укрывающие её одежды, как пелёнки для младенца или изящные платья для девушки. Они также подобны познаниям природного человека, которые заключают в себе постижения духовной истины и склонности к ней. Сами обнажённые истины, которые скрываются, содержатся, одеваются и заключаются буквальным смыслом, существуют в духовном смысле Слова, а обнажённые виды добра - в его небесном смысле. Но поясним это из Слова. Иисус сказал:

Горе вам книжники и фарисеи, что вы чистите снаружи чаши и блюда, а внутри они полны хищения и невоздержанности. Фарисей слепой, очисть сначала внутренность чаши и блюда, чтобы и снаружи были чисты. Матф. 23:25,26.

Господь говорил так подобиями и сравнениями, которые вместе с тем были соответствиями. Когда Он говорил "чаша и блюдо", истина Слова не только понималась под чашей, но и обозначалась ею, поскольку под чашей понимается вино, а вино означает истину. Под блюдом же понимается пища, а пища означает добро. Поэтому очистить изнутри чашу и блюдо - значит очистить посредством Слова внутреннее своего ума, к которому относятся воля и разум. "Чтобы и снаружи были чисты" означает, что этим очищается и внешнее, то есть дела и речи, так как их сущность происходит от внутреннего. Далее, Иисус говорил:

Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пировал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его весь в струпьях. Лука 16:19,20.

Здесь Господь тоже говорил подобиями и сравнениями, которые вместе с тем были соответствиями и содержали духовное. Под богатым человеком подразумевается еврейский народ, который назван богатым потому, что обладал Словом, содержащим в себе духовные богатства. Порфира и виссон, в которые он одевался, означают добро и истину Слова, порфира - его добро, а виссон - его истину. Под ежедневным блистательным пиршеством подразумевается удовольствие от того, что у них было Слово и они слушали многое из него в своих храмах и синагогах. Под нищим Лазарем подразумеваются язычники, у которых не было Слова. То, что евреи презирали и отвергали их, понимается под тем, что Лазарь лежал у ворот богача. "Весь в струпьях" означает, что язычники по незнанию истины пребывали во многих ложных понятиях.

Что под Лазарем подразумеваются язычники, объясняется тем, что язычники были любимы Господом, подобно тому, как Лазарь, который воскрес от смерти, был любим Господом (Иоанн 11:3,5,36). Он назван также другом Господа (Иоанн 11:11) и возлежал за столом с Господом (Иоанн 12:2). Из этих двух отрывков ясно, что истины и виды добра в буквальном смысле Слова подобны сосудам и одеждам, которые служат для того, чтобы укрывать обнажённые добро и истину, которые скрыты в духовном и небесном смыслах Слова.

Поскольку Слово таково в буквальном смысле, люди, пребывающие в Божественных истинах и верящие, что Слово в своей глубине свято и Божественно, и ещё более те, кто верит, что Слово таково благодаря духовному и небесному смыслам, видят Божественные истины в природном свете, когда в озарении от Господа читают Слово. Ибо свет небес, в котором находится духовный смысл Слова, втекает в природный свет, в котором находится буквальный смысл Слова, и озаряет способность человека к пониманию, которая ещё называется рассудочной, позволяя ему видеть и признавать Божественные истины, очевидные и скрытые. Небесный свет оказывает такое влияние на людей, иногда даже когда они сами не знают об этом.

216. В самой глубине своей Слово по небесному его смыслу подобно мягкому пламени, которое зажигает, а на средней глубине по его духовному смыслу подобно свету, который освещает. Поэтому Слово в своём внешнем по его природному смыслу подобно прозрачному предмету, принимающему и то, и другое, который от пламени становится красным как пурпур, а от света сияет ослепительно белым, как снег. В том или ином смысле оно подобно рубину или бриллианту: от небесного пламени подобно рубину, а от духовного света — бриллианту. Поскольку таково Слово в буквальном смысле, то оно понимается в этом смысле под следующим.

1. Драгоценные камни, из которых построены основания Нового Иерусалима.
2. Урим и туммим на ефоде Аарона.
3. Драгоценные камни в саду Эдема, о котором сказано, что в нём был царь Тира.
4. Завесы, покрывала и столбы скинии.
5. Внешнее убранство Иерусалимского храма.
6. Слово в своей славе изображено Господом при Его преображении.
7. Сила Слова в его внешнем изображалась назореями.
8. Сила Слова неописуема.

Теперь нужно осветить каждое из этих утверждений отдельно.

217. (1) Истины буквального смысла понимаются в Апокалипсисе под драгоценными камнями, из которых построены основания Нового Иерусалима (Откр. 21:17-21).

Как упоминалось выше (209), в духовном мире бывают драгоценные камни, как и в природном. Их духовное начало - истины буквального смысла Слова. Это кажется невероятным, но всё же это истина. Вот почему всякий раз, когда в Слове речь идёт о драгоценных камнях, под ними в духовном смысле подразумеваются истины. Из этого следует, что драгоценные камни, из которых, как сказано, были построены основания стен вокруг Нового Иерусалима, означают истины учения новой церкви. Ибо Новый Иерусалим означает новую церковь в отношении учения из Слова. Поэтому стену города и основания стены можно понимать не иначе, как внешнее Слова, которое есть буквальный его смысл, ведь именно из него происходит учение. Этот смысл подобен стене с её основаниями, которая окружает и защищает город.

Читаем в Апокалипсисе о Новом Иерусалиме и его основаниях:

Ангел измерил стену города Иерусалима в сто сорок четыре локтя, такова была мера человека, то есть ангела. Стена имела двенадцать оснований, украшенных всякими драгоценными камнями. Первое основание яшма, второе сапфир, третье халцедон, четвертое смарагд, пятое сардоникс, шестое сердолик, седьмое хризолит, восьмое берилл, девятое топаз, десятое хризопраз, одиннадцатое гиацинт, двенадцатое аметист. Откр. 21:15-20.

Причина того, что было двенадцать оснований стены и столько же драгоценных камней, состоит в том, что число двенадцать означает всю истину от добра, а поэтому и всё учение. Однако всё это, как и предыдущее и последующее в этой главе, можно найти с подробным объяснением и с подтверждением параллельными местами из пророческой части Слова в моей книге "Апокалипсис Открытый".

218. (2) Различные виды добра и истины в буквальном смысле Слова понимаются под уримом и туммимом на ефоде Аарона.

На ефоде Аарона были урим и туммим, которыми изображалось священничество Господа относительно Божественного добра и совершения спасения. Одеяния священничества изображают Божественные истины от Господа. Ефод изображает Божественную истину в её самом внешнем, и потому Слово в его буквальном смысле, ибо это и есть Божественная истина в её самом внешнем. Поэтому и двенадцать драгоценных камней, названные урим и туммим, с именами двенадцати колен Израиля изображают Божественные истины от Божественного добра во всей совокупности. Читаем об этом у Моисея следующее:

Пусть они сделают ефод из золота, из голубой, пурпурной и червлёной шерсти и из кручёного виссона. Затем сделай нагрудник судный искусной работой, такой же работой, как ефод, и вставь в него оправленные камни в четыре ряда: рубин, топаз, изумруд, - это один ряд; второй ряд: хризопраз, сапфир и алмаз; третий ряд: бирюза, агат и аметист; четвертый ряд: аквамарин, сердолик и яшма. Камни эти должны быть по именам Сынов Израиля. На каждом, как на печати, должно быть вырезано по одному имени из числа двенадцати колен. И будет носить Аарон на нагруднике судном урим и туммим, и да будут они у сердца Аарона, когда будет он входить пред Иеговой. Исход 28:6,15-21,29,30.

Что изображено одеждами Аарона, его ефодом, ризой, хитоном, кидаром и поясом, было объяснено в книге "Тайны небесные" (изданной в Лондоне), в разделе об этой главе. Там было показано, что ефод изображал Божественную истину в её самом внешнем; драгоценные камни на нём - истины, прозрачные от добра; то, что их было двенадцать в четыре ряда, символизировало все истины в целом, от первых до последних; двенадцать колен - всю церковь. Нагрудник изображал Божественную истину от Божественного добра в общем смысле; урим и туммим - блистание Божественной истины от Божественного добра в его внешнем. На языке ангелов урим - это светящий огонь, а туммим - блеск, а на древнееврейском - целостность. Далее, по переливам их цвета давались ответы, сопровождаемые безмолвным постижением или живым голосом, и многое другое. Из этого можно заключить, что эти камни также обозначали истины от добра в самом внешнем смысле Слова. Ибо только через него даются ответы с небес, поскольку в этом смысле - Божественное исходящее в своей полноте.

219. (3) То же самое понимается под драгоценными камнями в саду Эдема, о котором сказано, что в нём был царь Тира.

Читаем у Иезекииля:

Царь Тира, ты запечатал отмеренное, полный мудрости и совершенный красотой. Ты был в саду Бога, Эдеме. Твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями: рубин, топаз и алмаз, хризолит, сардоникс и яшма, сапфир, хризопраз и изумруд, и золото. Иезек. 28:12,13.

Тир в Слове означает церковь в том, что касается познаний добра и истины; царь означает истину церкви, Эдемский сад - мудрость и разумение по Слову. Драгоценные камни означают истины, светящиеся насквозь добром, - те, что содержатся в буквальном смысле Слова. И именно потому, что таково значение этих камней, сказано, что из них одежда его. Что буквальный смысл одевает внутреннее Слова, видно из сказанного выше (213).

220. (4) Истины и виды добра в их самом внешнем, каковы они в буквальном смысле Слова, изображены завесами, покрывалами и столбами скинии.

Скиния, выстроенная Моисеем в пустыне, изображала небеса и церковь, поэтому устройство её было открыто Иеговой на горе Синай. Отсюда всё, что в этой скинии было: светильник, золотой алтарь для воскурений и стол с хлебами предложения на нём, изображало и означало святое небес и церкви. Святое святых, где находился ковчег завета, изображало и потому означало самое внутреннее небес и церкви. Сам Закон, написанный на двух скрижалях, означал Слово, а херувимы на нём означали защиту святости Слова от осквернения.

Далее, поскольку внешнее извлекает свою сущность из внутреннего, а и то, и другое - из самого внутреннего, которым в этом случае был Закон, то всё в скинии изображало и означало святое Слова. Из этого следует, что самые внешние части Скинии: покрывала, завесы и столбы, которые служили укрытиями, вместилищами и опорами, означали самое внешнее Слова, то есть истины и виды добра буквального смысла Слова. Именно потому, что таково было их значение, все покрывала и завесы были сделаны из кручёного виссона и из голубой, пурпуровой и червлёной шерсти, с херувимами (Исход 26:1,31,36). Что вообще и во всех частностях означала скиния со всем, что в ней было, объяснено в книге "Тайны небесные" в главе, посвящённой книге Исхода. Там было показано, что покрывала и завесы изображали внешнее небес и церкви, и поэтому также внешнее Слова. Хлопок, или виссон, означал истину духовного происхождения, голубая шерсть - истину небесного происхождения, пурпуровая - небесное добро, червлёная - духовное добро, херувимы - защиту внутреннего Слова.

221. (5) То же самое и внешнее убранство Иерусалимского храма.

Причина в том, что храм, как и скиния, изображал небеса и церковь; однако храм изображал небеса, где пребывают духовные ангелы, а скиния - небеса, где пребывают небесные ангелы. Духовные ангелы - это те, которые обладают мудростью от Слова, а небесные ангелы - те, которые обладают любовью от Слова. Сам Господь учит у Иоанна, что Иерусалимский Храм означает в высшем смысле Его Божественное человеческое:

Разрушьте храм этот, и Я в три дня воздвигну его. Он говорил о храме тела Своего. Иоанн 2:19,21.

Где подразумевается Господь, там подразумевается и Слово, ибо Он есть Слово. Итак, поскольку внутренние части Храма изображали внутреннее небес и церкви, и поэтому внутреннее Слова, то его внешнее также изображало и означало внешнее небес и церкви, и поэтому внешнее Слова, то есть буквальный его смысл. Мы читаем о внешнем Храма, что он был построен из целых, обтёсанных камней, а внутри обшит кедровыми досками; на всех его стенах внутри были изображения херувимов, пальм и распускающихся цветов, и пол в храме был выложен золотом (3 Цар. 6:7,29,30). Всё это означает внешнее Слова, то есть всё святое в его буквальном смысле.

222. (6) Слово в своей славе изображено Господом при Его преображении.

О преображении Господа перед Петром, Иаковом и Иоанном читаем, что лицо Его просияло как солнце, одежды же Его сделались как свет, и явились им Моисей и Илия с Ним беседующие; облако светлое осенило учеников, и из облака слышен был голос, говорящий: "Это Сын мой возлюбленный; Его слушайте" (Матф. 17:1-5).

Мне было дано знать, что Господь изображал тогда Слово. Его лицо, которое просияло как солнце, изображало Божественное добро Его Божественной любви; Его одежды, которые сделались как свет - Божественную истину Его Божественной мудрости. Моисей и Илия изображали историческое и пророческое Слово: Моисей - часть Слова, написанную через него, и в общем смысле всё историческое Слово, Илия - всё пророческое Слово. Светлое облако, которое осенило учеников, изображало Слово в его буквальном смысле; поэтому и был слышен голос, говоривший: "Это Сын мой возлюбленный; Его слушайте". Поскольку все изречения и ответы с небес даются не иначе, как посредством внешнего, подобного тому, что содержится в буквальном смысле Слова, ибо они даются Господом во всей полноте.

223. (7) Сила Слова в его внешнем изображалась назореями.

Читаем в Книге Судей, что Самсон был назореем от чрева матери и что сила его заключалась в его волосах. Назорей или назорейство собственно и означает волосы. Он сам открыл, что его сила заключена в волосах, говоря:

Бритва не касалась головы моей, ибо я был назореем от чрева матери моей. Если же остричь меня, то отступит от меня сила моя; я сделаюсь слаб и буду как прочие люди. Судей 16:17.

Никто не может знать, зачем установлено Назорейство, означающее волосы, и почему Самсон крепок был волосами, если не знает, что означает в Слове голова. Голова означает разумность, которая есть у ангелов и людей от Господа посредством Божественной истины. Отсюда волосы означают разумность от Божественной истины в самом внешнем или последнем. Поскольку таково значение волос, закон для назореев гласил, что они не должны брить волосы на голове, потому что назорейство Богу на голове их (Числа 6:1-21). Был также закон, что верховный священник и его сыновья не должны брить свои головы, чтобы не умереть и не навести гнев на весь дом Израиля (Левит 10:6).

По той причине, что волосы были столь святы из-за их значения по соответствию, Сын Человеческий, то есть Господь относительно Слова, тоже описывается с упоминанием волос, которые были как белое руно, как снег (Откр. 1:14), и то же самое Древний днями (Дан. 7:9). Поскольку волосы означают истину в самом внешнем, то есть в буквальном смысле Слова, то презирающий Слово становится лысым в духовном мире, и наоборот, кто высоко ставил его и почитал святым, предстаёт с красивой причёской. Именно по этому соответствию две медведицы растерзали сорок два ребёнка за то, что они обзывали Елисея лысым (4 Цар. 2:23,24); ибо Елисей изображал собой церковь относительно учения из Слова, а медведицы - силу истины в самом внешнем. Сила Божественной истины, или Слова, - в его буквальном смысле, так как Слово заключено в нём в своей полноте, и в этом смысле пребывают ангелы обоих царств Господа, а также и люди.

224. (8) Сила Слова неописуема.

Вряд ли кто-нибудь в наше время знает, что истина обладает силой. Обычно полагают, что истина в этом смысле - это просто слова, сказанные кем-то, кто обладает властью, которые поэтому следует выполнять. Таким образом, считается, что истина - это что-то вроде дыхания изо рта или звука в воздухе. Однако на самом деле истина и добро - это начала всего, что есть в обоих мирах, духовном и природном. И вряд ли кто-то знает, что это средства, которыми была создана и теперь сохраняется вселенная и которыми был создан человек, то есть что это всё во всём. У Иоанна открыто говорится, что вселенная была создана посредством Божественной истины:

В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Бог был Словом. Всё через него было сделано, что было сделано; и мир через него был создан. Иоанн 1:1,3,10.

И у Давида:

Словом Иеговы сотворены небеса. Пс. 32:6.

Под Словом в этих местах подразумевается Божественная истина. Раз посредством Божественной истины вселенная была создана, значит и сохраняется, ибо как существование есть постоянное появление, так сохранение есть постоянное создание.

Человек был создан посредством Божественной истины потому, что всё в человеке относится к разуму и воле; разум - это вместилище Божественной истины, а воля - вместилище Божественного добра. Следовательно, человеческий ум, состоящий из этих двух начал - не что иное как Божественная истина и Божественное добро, организованные духовно и природно. Формой его является человеческий мозг, а поскольку весь человек зависит от своего ума, всё в его теле определяется и приводится в действие этими началами, и по ним живёт.

Теперь из сказанного выше можно установить причину, по которой Бог пришёл в мир как Слово и стал человеком. Это было сделано ради искупления. Ибо Бог посредством Своего человеческого, то есть Божественной истины, облёкся всей силой и низверг, покорил и подчинил ады, выросшие до небес, где обитают ангелы. Он сделал это не словом уст Своих, а Божественным Словом, то есть Божественной истиной, а затем разверз великую пропасть между адом и небесами, которую никто из ада не может перейти. Если кто-то пытается это сделать, он при первом же шаге мучается, как змея на раскалённом железном листе или на муравейнике. Ибо дьяволы и сатаны, как только почувствуют запах Божественной истины, тут же устремляются в преисподнюю, бросаются в пещеры и затыкают входы так тщательно, чтобы щёлочки не осталось открытой. Это объясняется тем, что их воля - во зле, а разум - во лжи, то есть в противоположностях Божественному добру и Божественной истине, а поскольку, как было сказано, весь человек состоит из этих двух начал жизни, они испытывают жестокое потрясение целиком, от головы до пят, как только чувствуют себе противоположное.

Из всего этого можно заключить, что сила Божественной истины неописуема. Из того, что в Слове, которое есть в христианской церкви, содержится Божественная истина в трёх её степенях, ясно, что именно это подразумевается у Иоанна 1:3,10. Я могу по собственному опыту привести множество доказательств, подтверждающих, что сила Слова неописуема, но так как они переходят границы веры, или неправдоподобны, я воздержусь от них. Кое о чём уже было рассказано выше (209). На основании сказанного следует помнить: церковь, обладающая Божественными истинами от Господа, сильнее адов. Именно о такой церкви Господь сказал Петру:

На этом камне Я построю церковь Мою, и врата ада не одолеют ее. Матф. 16:18.

Господь сказал это после того, как Пётр признал, что Христос есть Сын Бога живого (Матф. 16:16). Эта истина понимается здесь под камнем, ибо под камнем везде в Слове понимается Господь относительно Божественной истины.

5. Учение должно извлекаться из буквального смысла Слова и по нему подтверждаться

225. В предыдущем разделе было показано, что Слово в его буквальном смысле содержится в своей полноте, святости и силе. Поскольку Господь есть Слово, а также Первый и Последний, как Он говорит в Откровении 1:17, следовательно, Господь наиболее полно присутствует в этом смысле и посредством него учит и просвещает человека. Но эти вопросы следует рассмотреть в своём порядке:

1. Слово нельзя понять без учения.
2. Учение следует извлекать из буквального смысла Слова.
3. Но Божественная истина, которая заключена в учении, не видна никому, кроме просвещённых Господом.

226. (1) Слово нельзя понять без учения.

Причина в том, что Слово в буквальном смысле состоит из одних соответствий, чтобы в нём могли присутствовать также духовный и небесный смыслы, для которых каждое его выражение служит вместилищем и опорой. По этой причине Божественные истины в буквальном смысле редко бывают обнажёнными, в основном они укрыты. Такие истины называются видимостями истины; многие из них приспособлены для восприятия простых людей, которые не поднимают взор над тем, что перед глазами, а некоторые кажутся противоречиями, хотя в них не оказывается никакого противоречия, когда они рассматриваются в Слове в его духовном свете. Кроме того, в некоторых местах у Пророков приводятся названия местностей и личные имена, из которых невозможно извлечь никакого смысла. Зная, что Слово таково в его буквальном смысле, можно заключить, что его нельзя понять без учения.

Но поясним это примерами. Говорится, что Иегова меняет Своё решение (Исход 32:12,14; Иона 3:9; 4:2) и что не меняет (Числа 23:19; 1 Цар. 15:29). Эти утверждения нельзя согласовать между собой без учения. Говорится, что Иегова наказывает беззаконие отцов в детях до третьего и четвертого поколения (Числа 14:18), а также, что отцов нельзя предавать смерти за детей, и детей за отцов, но каждого за свой грех (Втор. 24:16). Эти утверждения по учению не противоречат, а согласуются.

Иисус говорит:

Просите, и дано будет вам; ищите, и найдёте. Стучите, и отворят вам. Матф. 7:7,8; 21:21,22.

Без учения можно подумать, что каждый получит то, что просит; но из учения известно, что человеку даётся то, что он просит у Господа. Поэтому Господь также учит:

Если останетесь во Мне и слова Мои в вас останутся, то просите всё, что пожелаете, и будет вам. Иоанн 15:7.

Господь говорит:

Блаженны нищие, ибо их есть царство Божье. Лука 6:20.

Без учения можно подумать, что небеса для нищих, а не для богатых; но учение наставляет нас, что здесь имеются в виду нищие духом, ибо говорит Господь:

Блаженны нищие духом, ибо их есть царство небес. Матф. 5:3.

Далее, Господь говорит:

Не судите, да не будете судимы; ибо каким судом судите, таким будете судимы. Матф. 7:1,2; Лука 6:37.

Без учения кто-то может воспринять это как доказательство того, что не следует осуждать злого за его зло; а учение разрешает судить, но справедливо. Ибо Господь говорит:

Судите судом праведным. Иоанн 7:24.

Иисус говорит:

А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас учитель - Христос. Отцом своим не называйте никого на земле, ибо один у вас отец в небесах. И не называйтесь наставниками, ибо один у вас наставник - Христос. Матф. 23:8-10.

Без учения вышло бы, что никого нельзя называть учителем, отцом или наставником; но из учения известно, что так называть можно в природном смысле, но не в духовном.

Иисус сказал ученикам:

Когда сядет Сын Человеческий на престол славы Своей, сядете и вы на двенадцать престолов судить двенадцать колен Израиля. Матф. 19:28.

Из этих слов можно заключить, что ученики Господа тоже будут судить, хотя на самом деле они не могут судить никого. Учение же открывает ту тайну, что один Господь, который обладает всезнанием и знает сердце каждого, может и будет судить. Под Его двенадцатью учениками понимается церковь относительно всех её истин и видов добра, данных ей Господом через Слово. Из этого по учению можно прийти к выводу, что каждого судить будут эти истины и виды добра, по словам Господа у Иоанна 3:17,18; 12:47,48. В Слове есть много других подобных мест, по которым ясно видно, что Слово нельзя понять без учения.

227. Благодаря учению Слово становится не только понятным, но и светом для разума, подобным подсвечнику с зажжёнными свечами. Человек в нём видит больше, чем видел раньше, а также понимает то, чего раньше не понимал. Неясности и несоответствия он либо не замечает и пропускает, либо видит и объясняет так, чтобы они соответствовали учению. Опыт христианского мира свидетельствует, что учением определяется, как рассматривается Слово и как оно объясняется. Все реформированные церкви видят Слово по своему учению и объясняют его в соответствии со своим учением; то же самое и католики по своему учению. Даже иудеи рассматривают и объясняют его, исходя из своего учения. Следовательно, ложь происходит от ложного учения, а истина - от истинного. Отсюда ясно, что истинное учение подобно светильнику во мраке или указателям на дорогах.

228. Из сказанного можно заключить, что тот, кто читает Слово без учения, пребывает в темноте относительно всякой истины. Его ум беспорядочен и нетвёрд, склонен к заблуждениям и легко впадает в ереси, которые и заполоняют его, если им сопутствует одобрение или господствующее мнение и нет угрозы для репутации. Для таких Слово - подсвечник без свечей, и они будто бы многое видят в тени, но на самом деле едва ли что-то видят, потому что только учение служит светильником. Я видел, как их испытывали ангелы, которые нашли, что они могут подтвердить по Слову что угодно и подтверждают в первую очередь то, что принадлежит их любви к себе и любви к тем, кому они благоволят. Но я видел, как они лишились своей одежды, а это означало, что у них нет истин, ибо одеждой в том мире является истина.

229. (2) Учение должно извлекаться из буквального смысла Слова и по нему подтверждаться.

Причина в том, что Господь, присутствуя в этом смысле, учит и просвещает. Ибо Господь делает всё только в своей полноте, а полнота Слова - в буквальном смысле, как показано выше. Вот почему учение следует извлекать из буквального смысла. Учение подлинной истины можно извлечь из буквального смысла Слова даже полнее, ведь Слово в этом смысле подобно одетому человеку, лицо и руки которого обнажены. Всё, что нужно для веры и жизни человека, и поэтому для его спасения, открыто, остальное же укрыто. Во многих местах то, что под одеждой, проступает, как облик женщины через тонкую шёлковую вуаль на лице. Кроме того, истины из Слова умножаются в той степени, насколько они любимы и упорядочены по этой любви, поэтому они проступают и становятся видны всё яснее и яснее.

230. Можно предположить, что учение подлинной истины можно составить по духовному смыслу Слова, владея наукой соответствий. Но учение не составляется по нему, а только поясняется и подтверждается; ибо, как было сказано (208), человек, знающий некоторые соответствия, может исказить Слово, сочетая и применяя их для подтверждения того, что укоренилось у него в уме из усвоенных им начальных сведений. Более того, духовный смысл не даётся никому иначе как от Господа и охраняется Им, как охраняются небеса ангелов, ибо в этих небесах духовный смысл.

231. (3) Подлинная истина в буквальном смысле Слова, на котором основано учение, не видна никому, кроме просвещённых Господом.

Просвещает только Господь, и только тех, кто любит истины, потому что они истинны, и извлекает из них пользу для жизни. Другим не дано просвещение из Слова. Просвещение исходит только от Господа, потому что Слово в Нём, и поэтому Он в Слове. Просвещение даётся только тем, кто любит истины, потому что они истинны, и извлекает из них пользу для жизни, так как они в Господе и Господь в них, ибо Господь есть сама истина, что было показано в главе о Господе. Господа любят, когда живут в согласии с Его Божественными истинами и поэтому приносят пользу по ним, как сказано у Иоанна:

В тот день узнаете вы, что вы во Мне, и Я в вас. Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня, и Я возлюблю его, и явлюсь ему Сам, приду к нему и обитель у него сотворю. Иоанн 14:20,21,23.

Это те, которые просвещаются при чтении Слова и для которых Слово светится и видно насквозь.

Слово для них светится и видно насквозь потому, что частности Слова содержат духовный и небесный смыслы, а они наполнены светом небес; поэтому Господь через эти смыслы и их свет вливается в природный смысл Слова и в его свет для человека. Таким образом, человек признаёт истину по внутреннему постижению и затем в мышлении своём видит её, что происходит всякий раз, когда он находится в склонности к истине ради истины. От этой склонности происходит постижение, от постижения - размышление, и так получается признание, которое называется верой.

232. Обратное происходит с теми, кто читает Слово по ложному учению религии, и хуже того, кто подтверждает это учение по Слову, имея при этом в виду свою славу и мирские богатства. У них истина Слова находится как бы в ночной тени, а ложь - в дневном свете. Они читают истины, но не видят их, а если видят их тени, искажают их. Это те, о ком Господь говорит: имеют глаза и не видят, имеют уши и не понимают (Матф. 13:14,15). Отсюда их просвещение в духовных предметах, относящихся к церкви, лишь природно, а зрение их ума подобно тому, кто видит призраки, проснувшись в своей постели, или лунатику, который думает, что бодрствует, когда спит.

233. Мне было дано разговаривать со многими после смерти, полагающими, что они будут сиять в небесах подобно звёздам. По их словам, они считали Слово святым, читали его часто и многое извлекали из него, чем подтверждали положения своей веры, и поэтому славились в мире учёностью. На этом основании они верили, что будут Михаилами или Рафаилами. Но многие из них были исследованы относительно того, по какой любви они изучали Слово, и было найдено, что некоторые изучали его по любви к себе, чтобы их почитали как архиепископов в церкви, а другие делали это из любви к миру, чтобы приобрести богатство. Когда их исследовали относительно того, что они знали из Слова, то было обнаружено, что они не знали никакой подлинной истины, но только то, что называется искажённой истиной. Такая истина по сути - гнилая ложь, и поэтому она в духовном мире дурно пахнет. Им было сказано, что причина такого их состояния в том, что при чтении Слова их целями были они сами и мир, а не истина веры и добро жизни. Когда их целями становятся они сами и мир, тогда при чтении Слова их разум привязан к себе и миру, и поэтому они постоянно мыслят из своего собственного, а собственное человека пребывает в полной тьме относительно всего, что принадлежит небесам и церкви. В этом состоянии человек не может быть уведён Господом и вознесён в свет небес, не может он также и принять какое-либо влияние от Господа через небеса.

Я также видел их, допущенных в небеса, и когда было найдено, что у них нет истин, их выгнали. Но у них всё равно осталась гордая убежденность в том, что они достойны. Иначе происходило с теми, которые изучали Слово по склонности к познанию истины, потому что она истина, и потому что это приносит пользу в духовной жизни не только самому человеку, но также и его ближнему. Я видел их вознесёнными на небо и поэтому в свет, в котором там присутствует Божественная истина, и вместе с тем возвышенными в ангельскую мудрость и её счастье, в котором пребывают ангелы.

6. Через буквальный смысл Слова образуется соединение с Господом и сообщение с ангелами

234. Через буквальный смысл Слова образуется соединение с Господом, потому что Он есть Слово, то есть сама Божественная истина и само Божественное добро в нём. Это соединение образуется через буквальный смысл, потому что в нём Слово присутствует в своей полноте, святости и силе, как показано выше в разделе об этом (214-224). Это соединение не видно человеку, но заключено в склонности к истине и постижении её. Через буквальный смысл образуется и сообщение с ангелами небес, потому что внутри него содержатся духовный и небесный смыслы, а в этих смыслах пребывают ангелы: ангелы духовного царства Господа - в духовном смысле, ангелы Его небесного царства - в небесном смысле. Оба эти смысла раскрываются в природном смысле Слова, когда его читает человек, считающий Слово святым. Это раскрытие, и поэтому также сообщение, происходит мгновенно.

235. Что духовные ангелы пребывают в духовном смысле Слова, а небесные - в небесном, мне ясно видно по моему долгому опыту. Мне дано было постичь, что когда я читал Слово в его буквальном смысле, происходило сообщение с небесами, то с одним обществом в них, то с другим. То, что я понимал по природному смыслу, духовные ангелы понимали по духовному смыслу, а небесные - по небесному, и это происходило мгновенно. По поводу этого сообщения, которое я постигал тысячи раз, у меня не осталось никаких сомнений. Есть даже духи, находящиеся под небесами, которые злоупотребляют этим сообщением. Они повторяют что-нибудь из сказанного в Слове и тут же подмечают и запоминают то общество, с которым установилось сообщение. Это я тоже часто видел и слышал. Мне на живом опыте дано было знать, что Слово в его буквальном смысле есть Божественное средство соединения с Господом и сообщения с ангелами небес.

236. Поясним на примерах, что когда человек читает Слово, духовные ангелы постигают по природному смыслу свой смысл, а небесные - свой. В качестве примеров рассмотрим четыре заповеди Десятословия. Пятая заповедь: "Не убивай". Человек под этим понимает не только убийство, но и ненависть и замысел мщения до смерти. Духовный ангел под убийством понимает поведение дьявола, убивающего душу человека. Небесный же ангел понимает под убийством ненависть к Господу и Слову.

Шестая заповедь: "Не прелюбодействуй". Человек под прелюбодеянием понимает разврат, непристойные действия, похотливые разговоры и грязные мысли. Духовный ангел под прелюбодеянием понимает осквернение добра в Слове и искажение его истин. Небесный же ангел понимает под прелюбодеянием отрицание Божественности Господа и лишение Слова святости.

Седьмая заповедь: "Не кради". Человек под кражей понимает воровство, обман с целью наживы и лишение ближнего его благ под любым предлогом. Духовный ангел под кражей понимает лишение других истин и добра их веры посредством лжи и зла. Небесный же ангел понимает под кражей приписывание себе того, что принадлежит Господу, и присвоение Его праведности и заслуги.

Восьмая заповедь: "Не лжесвидетельствуй". Человек под лжесвидетельством понимает обман и клевету. Духовный ангел под лжесвидетельством понимает утверждение и убеждение, что ложное истинно, а плохое хорошо, и наоборот. Небесный же ангел понимает под лжесвидетельством хулу на Господа и Слово.

По этим примерам можно видеть, как духовное и небесное, заключённое в природном смысле Слова, раскрывается и извлекается из него. И что удивительно, ангелы извлекают свой смысл, не зная, что при этом думает человек. Мысли ангелов и людей объединяются через соответствия, как цель, причина и осуществление. На самом деле цели находятся в небесном царстве, причины - в духовном царстве, а осуществления - в природном царстве. Именно таким путём происходит сообщение людей с ангелами через Слово.

237. Духовный ангел выделяет и извлекает из буквального смысла Слова духовное, а небесный ангел - небесное потому, что эти смыслы согласны и однородны с их природой. Это можно пояснить подобными явлениями в трёх царствах природы - животном, растительном и минеральном. В животном царстве из пищи, когда она превращается в млечный сок, сосуды выделяют и извлекают свою кровь, волокна мышц и сухожилий - свою жидкость, а субстанции, которые лежат в основе волокон - свой дух. В растительном царстве дерево с его стволом, ветвями, листьями и плодами стоит на своём корне и из земли через корень извлекает для ствола, ветвей и листьев менее чистый сок, а для мякоти плодов - более чистый сок, и самый чистый - для семян внутри плодов. В минеральном царстве глубоко под землёй в некоторых местах есть залежи, богатые золотом, серебром, медью и железом; из испарений и выделений скал золото извлекает свой элемент, серебро - свой, медь и железо - свои, а распределяет их жидкая среда.

238. Слово в своём буквальном смысле подобно ларцу, в котором уложены одни над другими драгоценные камни, жемчужины и диадемы. Человек, который считает Слово святым и читает его ради пользы своей жизни, относительно мышления своего ума подобен тому, кто держит этот ларец в руках и бросает его в небеса; в полёте он открывается, и драгоценности из него попадают к ангелам, которые наслаждаются, любуясь ими и рассматривая их во всех подробностях. Удовольствие, которое они от этого получают передаётся людям и возникает сообщение и совместное постижение. Ради этого сообщения с ангелами и в то же время соединения с Господом было установлено Святое Причастие, в котором хлеб становится в небесах Божественным добром, а вино - Божественной истиной, и то, и другое - от Господа. Это соответствие существует от создания мира с той целью, чтобы ангельские небеса и церковь на земле, а вообще - духовный мир с природным миром, составляли одно, и Господь соединял Себя одновременно с тем и другим.

239. Сообщение людей с ангелами происходит посредством природного или буквального смысла Слова ещё и по той причине, что в каждом человеке есть от создания три степени жизни: небесная, духовная и природная. Но человек остаётся в природной степени, пока он в мире, и при этом вступает в духовную ангельскую степень настолько, насколько обладает подлинными истинами, и в небесную ангельскую степень настолько, насколько живёт по ним. Однако он не входит в само духовное и небесное, пока не умрёт, потому что и то, и другое заключено и спрятано в его природных понятиях. Поэтому когда по смерти природное удаляется, остаётся духовное и небесное, из которых тогда происходят понятия его мышления. Исходя из этого, можно утверждать, что одно Слово есть дух и жизнь, как говорит Господь:

Слова, которые Я говорю вам, есть дух и жизнь. Иоанн 6:63.
Вода, которую Я дам вам, сделается источником воды, текущей в жизнь вечную. Иоанн 4:14.
Не хлебом одним живёт человек, но всяким словом, исходящим из уст Бога. Матф. 4:4.
Зарабатывайте пищу, которая остаётся в жизни вечной, которую даст вам Сын Человеческий. Иоанн 6:27.