Начало Глава 12. Крещение (1)

1. Не зная духовного смысла Слова, никто не может знать, что заключают в себе и для чего нужны таинства крещения и Святого Причастия

667. В главе о Священном Писании (Глава 4) было показано, что каждая отдельная часть Слова содержит духовный смысл, который до сих пор был неизвестен, но теперь открыт ради новой Церкви, которая учреждается Господом. Что представляет собой этот смысл, видно не только из этой главы, но и из главы о Десяти Заповедях (Глава 5), разъяснённых в соответствии с этим смыслом. Если бы этот смысл не был открыт, кто мог бы думать о двух таинствах - Крещении и Святом Причастии - иначе, чем по их природному, или буквальному, смыслу? Так что каждый мог бы сказать про себя, или проворчать: "Что такое крещение, если не поливание ребёнка водой? И причём здесь спасение? Что такое Святое Причастие, если не вкушение хлеба и вина? Что даёт оно спасению? К тому же, в чём заключается их святость, кроме того разве, что духовенство считает и объявляет их святыми и божественными?" И можно сказать, что сами по себе они - не более чем обряды, которые, как заявляет Церковь, становятся священными, когда Слово Божье сопутствует им.

Я обращаюсь к мирянам и духовенству: скажите, постигаете ли вы сердцем и духом об этих таинствах что-либо иное, кроме того, что их нужно почитать Божественными по разным причинам и соображениям? А между тем эти два таинства, рассмотренные в свете духовного смысла, являются самой святой частью богослужения, что станет ясно далее, из того, что будет сказано об их предназначении. Но поскольку никак невозможно догадаться о предназначении этих таинств, если оно не будет открыто и явлено через духовный смысл, то без этого смысла всякий будет думать о них лишь как об обрядах, которые святы только потому, что велено было учредить их.

668. Очевидно, что крещение было предписано, потому что Иоанн крестил в Иордане, и к нему сходились со всей Иудеи и всего Иерусалима (Матф. 3:5,6; Марк 1:4,5). Далее, Сам Господь, Спаситель наш, крестился у Иоанна (Матф. 3:13-17). Кроме того, Он повелел своим ученикам крестить все народы (Матф. 28:19). Можно ли не увидеть, если хочешь увидеть, что во введении этого обычая есть нечто Божественное, нечто до сих пор сокрытое, поскольку духовный смысл Слова ещё не был открыт? Он открыт в настоящее время, потому что Христианская Церковь по своей сути только теперь и начинается. Прежняя Церковь была Христианской только по названию, но не на самом деле и не по сути.

669. Два таинства - крещение и Святое Причастие - в Христианской Церкви, как два самоцвета на скипетре царя; но если их предназначение неизвестно, они подобны двум резным украшениям из чёрного дерева на посохе. Эти два таинства в Христианской Церкви можно сравнить также с двумя рубинами или гранатами на одеянии императора; если же их предназначение неизвестно, они будут лишь двумя кусочками сердолика или хрусталя на плаще. Если через откровение духовного смысла не стало бы известно о предназначении этих таинств, то у нас были бы о них одни беспорядочные догадки, подобные предсказаниям астрологов, или, может быть, авгуров древности, гадавших по полёту птиц или по внутренностям.

Предназначение этих таинств можно сравнить с церковью, такой старой, что она вся ушла в землю и погребена под всяким хламом до самой крыши, так что сверху по ней гуляют и ездят в каретах или верхом молодые и старики, не догадываясь о том, что под ними находится замечательная церковь с золотыми алтарями и посеребрёнными стенами, украшенными драгоценными камнями. Всё это можно откопать и явить на свет лишь при помощи духовного смысла, который теперь открыт для новой Церкви, чтобы его применяли при богослужении Господу.

Эти два таинства можно сравнить также с двухэтажным храмом, в котором одна церковь расположена над другой. В нижней церкви проповедуют евангелие о новом пришествии Господа, а также о возрождении и спасении под Его руководством. Из этой церкви лестница вокруг алтаря ведёт в верхнюю церковь, где совершается Святое Причастие; а оттуда начинается путь, ведущий в небеса, где входящих принимает Господь.

Ещё их можно сравнить со Скинией, войдя в которую, можно увидеть стол с лежащими на нём в должном порядке хлебами Предложения и золотой жертвенник для воскурений, а между ними - светильник с семью лампадами, освещающими всё вокруг своим светом. Наконец, для тех, кто даёт просветить себя, раздвигаются занавеси святого святых, где вместо Ковчега с Десятью Заповедями лежит Слово, над которым располагается крышка Ковчега с двумя золотыми херувимами. Всё это - изображение двух таинств в их предназначении.

2. Омовение, называемое крещением, означает духовное омовение, то есть очищение от всех видов зла и лжи, и поэтому - возрождение

670. Омовения были предписаны Детям Израиля, что хорошо известно из уставов, введённых Моисеем. Например, Аарон должен был вымыться, прежде чем облачится в свою одежду священнослужителя (Левит 16:4,24); и прежде чем подойдёт к жертвеннику служить (Исход 30:18-21; 40:30-32). То же самое предписывалось и Левитам (Числа 8:6,7); а также каждому, кто был нечист через грехи свои, и о них говорилось, что они освящаются омовением (Исход 29:1,4; 40:12; Левит 8:6). Поэтому и рядом с храмом было установлено бронзовое море и множество умывальниц, чтобы можно было омыться (3 Цар. 7:23-39). Было велено мыть посуду и домашнюю утварь, как-то: столы, лавки, постели, блюда и чаши (Левит 11:32; 14:8,9; 15:5-12; 17:15,16; Матф. 23:25,26).

Детям Израиля было предписано и велено совершать омовение и ему подобные действия по той причине, что Церковь, учреждённая у них, была символизирующей и должна была служить прообразом последующей Христианской Церкви. Поэтому когда Господь пришёл в мир, Он отменил символизирующие действия, поскольку все они были внешними, и основал Церковь во всех отношениях внутреннюю. Таким образом, Господь упразднил изображения и явил настоящие образы, словно бы дверь была открыта или поднята завеса, и можно не только заглянуть внутрь, но и подойти к тому, что внутри. Изо всех прежних изобразительных действий Господь оставил лишь два, которые вобрали в себя в совокупности всё, что относится к внутренней Церкви. Это - крещение, заменившее разнообразные омовения, и Святое Причастие, заменившее принесение в жертву ягнёнка ежедневно и, в большей мере, в праздник Пасхи.

671. Следующие отрывки послужат ясным свидетельством тому, что описанные выше омовения изображали и намечали - иначе говоря, символизировали - духовное омовение, то есть очищение от зла и лжи.

Когда Господь омоет скверну дочерей Сиона и смоет кровь Иерусалима духом суда и духом очищения. Исаия 4:4.
Если бы ты даже вымылся с содой и много мыла потратил на себя, всё равно нечестие твоё останется на тебе отметиной. Иер. 2:22; Иов 9:30,31.
Омой меня от беззакония моего, и буду белее снега. Пс. 50:4,9.
Смой злое с сердца твоего, Иерусалим, чтобы спастись тебе. Иер. 4:14.
Омойтесь, очиститесь, удалите злые деяния ваши от очей Моих, перестаньте делать зло. Исаия 1:16.

Омовение духа человека обозначается омовением его тела; внутреннее Церкви изображалось внешними обрядами, подобными тем, что использовались в Израильской Церкви. Это очевидно из слов Господа в следующем отрывке:

Фарисеи и книжники, увидев, что Его ученики едят хлеб невымытыми руками, нашли в этом вину. Ибо Фарисеи и все Иудеи, пока как следует не умоют рук, не едят; есть и многое другое, чего у них принято держаться: омовение чаш, горшков, медной посуды и лож. Господь сказал им и народу: Послушайте Меня все и уразумейте. Ничто, извне входящее в человека, не может сделать его нечистым. Но то, что из человека исходит, делает его нечистым. Марк 7:1-4, 14,15; Матф. 15:2,11,17-20.

И в другом месте:

Горе вам, книжники и Фарисеи, что очищаете чашу и блюдо снаружи, внутри же они полны хищения и неистовства. Слепой Фарисей! Очисти прежде внутри чашу и блюдо, чтобы и снаружи они были чисты. Матф. 23:25,26.

Из этих отрывков ясно, что омовение, называемое крещением, есть духовное омовение, то есть очищение от зла и лжи.

672. Кто из обладающих здравым рассудком не видит, что мытьё лица, рук и ног, или других частей тела, и вообще всего тела в ванне, не даёт ничего, кроме отмывания грязи, чтобы предстать взгляду людей чистым в своём человеческом образе? И кому же не понятно, что никакое мытьё не проникает в дух человека и не может вместе с тем сделать чистым и его?

Каждый злодей, вор и разбойник может вымыть себя до блеска; но сможет ли это как-то изгладить его склонность к злодейству, воровству или разбою? Ведь внутреннее влияет на внешнее и производит действие в его воле и разуме, но никак не внешнее - на внутреннее. Последнее - противоестественно, потому что против порядка. Первое - естественно, потому что соответствует порядку.

673. Отсюда следует, что как омовение, так и крещение, если внутреннее человека не очищается от зла и лжи, имеют не больше последствий, чем очищение Евреями чашек и тарелок; или чем внешняя привлекательность гробниц, которые внутри полны костей мертвецов и прочих нечистот, как дальше говорится в этом месте (Матф. 23:25-28). Это становится ещё более ясным из того, что ады полны сатан, которые были людьми как крещёными, так и некрещёными. Ценность крещения будет показана на следующих страницах.

Итак, без своего предназначения и пользы крещение способствует спасению не больше, чем тройная митра на голове Папы, или изображение креста на его обуви способствуют его папскому превосходству. Не больше пользы и достоинству кардинала от его красных одежд; или должному исполнению обязанностей епископа от его шерстяного плаща; или королевской власти от трона, короны, скипетра и мантии; или уму выдающегося учёного от шёлковой шляпы на его голове; или воинской доблести кавалерийских эскадронов от знамён впереди них. Можно даже сказать, что люди очищаются крещением не более, чем овцы или ягнята, когда их моют перед стрижкой. Ибо природный человек, отделённый от духовного, - лишь животное, и даже, как я уже говорил, более дикое, чем лесной зверь. Поэтому, как ни мойся дождевой водой, росой, водами лучших источников, или, как сказал пророк, содой, иссопом или мылом каждый день, - от своих беззаконий отмоешься одним лишь возрождением, которое описано в главах о покаянии, преобразовании и возрождении.

3. Крещение установлено вместо обрезания, потому что обрезание крайней плоти - это изображение обрезания сердца. Крещение предназначено для того, чтобы внутренняя Церковь заняла место внешней, каждая частица которой ранее служила прообразом внутренней Церкви

674. В Христианской части мира известно, что есть внутренний человек и есть внешний; что внешний человек - это то же самое, что природный человек, а внутренний - то же самое, что духовный, ибо в нём - дух человека. Раз Церковь состоит из людей, то должна быть внутренняя и внешняя Церковь. Если исследовать Церкви, последовательно сменявшие друг друга с древности и до наших дней, станет видно, что прежние Церкви были внешними, то есть их богослужение состояло во внешнем изображении того, что составляет внутреннее Христианской Церкви, основание которой заложено Господом, когда Он был в мире, и которую Он строит только теперь.

Первое, что отличало Израильскую Церковь от всех остальных Церквей Азии, а впоследствии - от Христианской, было обрезание. Поскольку всё в Израильской Церкви, которая была внешней, как уже сказано, было прообразом Христианской Церкви, которая была внутренней, то отличительный признак прежней Церкви внутренне соответствовал признаку Христианской Церкви. Ведь обрезание означает отречение от вожделений плоти, и поэтому - очищение от зла. Крещение имеет то же самое значение. Очевидно, что крещение установлено вместо обрезания, чтобы Христианская Церковь, с одной стороны, отличалась от Иудейской, а с другой стороны, в первую очередь признавалась внутренней. Последнее - благодаря предназначению крещения, о котором будет сказано в свою очередь.

675. Обрезание было введено в знак того, что члены Израильской Церкви являются потомками Авраама, Исаака и Иакова, что показывает следующий отрывок:

Бог сказал Аврааму: Вот завет Мой, который соблюдайте между Мной и вами, и семенем вашим после вас: каждый мужчина у вас да будет обрезан; обрезайте крайнюю плоть вашу, и это будет знаком завета между Мною и вами. Бытие 17:9-11.

Этот завет, или его знак, был позже подтверждён Моисеем (Левит 12:1-3). Поскольку эта Церковь отличалась от остальных по этому знаку, Детям Израиля снова было велено обрезаться перед тем, как они перешли Иордан (Навин, гл.5). Причина в том, что земля Ханаанская символизирует Церковь, а река Иордан - вступление в неё. К тому же, чтобы они помнили об этом знаке, будучи уже в земле Ханаанской, им был дан наказ:

Когда придёте в эту землю и посадите какое-либо плодовое дерево, то плоды его считайте необрезанными; три года они должны быть необрезанными для вас, нельзя есть их. Левит 19:23.

Обрезание изображало, и поэтому обозначало, отречение от вожделений плоти, а значит, очищение от зла, точно так же, как и крещение. Это можно показать на примере тех мест в Слове, где сказано, что нужно обрезать своё сердце, как-то:

Моисей сказал: Обрежьте крайнюю плоть сердца вашего, и не будьте жестоковыйны. Втор. 10:16.
Иегова Бог обрежет твоё сердце и сердце семени твоего, чтобы ты любил Бога твоего Иегову всем сердцем и всей душой, чтобы жить тебе. Втор. 30:6.

У Иеремии:

Обрежьте себя для Иеговы, чтобы Он снял крайнюю плоть с сердца вашего, мужи Иуды и жители Иерусалима, чтобы гнев Мой не явился как огонь за злость дел ваших. Иер. 4:4.

У Павла:

В Иисусе Христе не имеет цены ни обрезание, ни необрезанность, но вера, действующая милосердием, и новое творение. Гал. 5:6; 6:15.

Из этих отрывков становится ясно, что крещение установлено вместо обрезания, поскольку обрезание сердца символизировалось обрезанием плоти; и то и другое означает очищение от зла, ибо зло всякого рода происходит от плоти, а крайняя плоть означает различные виды её грязной любви. Поскольку омовение крещения и обрезание означают одно и то же, у Иеремии сказано:

Обрежьте себя для Иеговы, чтобы Он снял крайнюю плоть с сердца вашего. Иер. 4:4.

А чуть дальше:

Смой злое с сердца своего, Иерусалим, чтобы спастись тебе. Иер. 4:14.

Господь учит у Матфея 15:18,19, что означает обрезание и омовение сердца.

676. Многие из Детей Израиля верили, как и многие из современных Евреев, что они - избранные, потому что они обрезаны. Многие из Христиан думают так же, поскольку они крещены. Однако и обрезание, и крещение даны были им лишь в качестве знака и напоминания, что они должны очиститься от всякого зла и только тогда стать избранными. Что такое внешнее в человеке без внутреннего, как не храм без богослужения, который может служить разве что стойлом? Или, опять же, что такое внешнее без внутреннего, если не поле, полное соломы да стеблей, без единого колоска зерна? Или виноградник из одних только веток и листьев, без единой виноградины? Или смоковница без плодов, которую Господь проклял (Матф. 21:19)? Или светильники без масла в руках неразумных дев (Матф. 25:3)? И что это такое, наконец, если не жилище среди могил, где под ногами - трупы, вдоль стен - кости, и полночные призраки витают под крышей? Или колесница, запряжённая леопардами, с волком в роли возницы и дураком в качестве седока? Внешний человек - это не человек, а лишь портрет его; человека образует его внутреннее, которое способно быть мудрым от Бога. Это касается равно обрезанного и крещёного, пока он не обрежет или не омоет своё сердце.