Начало 2. О Солнце духовном и солнце натуральном (2)

129. Ангелы непрестанно обращают лица свои к Господу как к Солнцу, и, таким образом, Юг у них с правой стороны, Север - с левой, а Запад - сзади. Все, что говорится здесь об Ангелах и об обращении их к Господу как к Солнцу, должно разуметь и о человеке в отношении его духа, Ибо человек в отношении духосущества своего также дух, и если он находится в любви и мудрости, то он Ангел, и потому после смерти, когда он совлекается своего внешнего, которое он заимствовал от мира натурального, он становится духом или Ангелом. И как Ангелы непрестанно обращают лицо свое к Востоку, то есть к Солнцу, и, таким образом, к Господу, то говорится так же и о человеке, находящемся в любви и мудрости от Господа, что он видит Бога, взирает к Богу и имеет Бога пред очами; под чем разумеется, что он живет как Ангел; говорится же так в Мире, потому что действительно так бывает в Небе, и так же бывает действительно в духе у человека. Кто не видит перед собою Бога, когда молится, к какой бы стране ни было обращено лицо его?

130. Что Ангелы непрестанно обращают лица свои к Господу как к Солнцу, это оттого, что Ангелы находятся в Господе и Господь в них, и что Господь внутренно управляет их расположениями и мыслями и обращает их непрестанно к Себе, почему и не могут они смотреть иначе, как на Восток, где Господь является как Солнце. Из чего и видно, что не Ангелы обращают себя к Господу, но Господь обращает их к Себе; и когда Ангелы внутренно мыслят о Господе, тогда они мыслят о Нем не иначе, как о находящемся в них. Ибо для внутренней мысли нет расстояния, а существует оно только для мысли внешней, которая составляет одно со зрением глаза и потому непременно находится в пространстве; а где нет пространства, как в мире духовном, там находится она хотя и не в пространстве, то, по крайней мере, в казательности пространства. Но это малопонятно для того, кто мыслит о Боге из пространства, ибо Бог хотя везде, но все однако же Он вне пространства, и потому Он пребывает как вне, так и внутри Ангела, почему Ангел и может видеть Бога, т.е. Господа, и внутри, и вне себя: внутри себя, когда он мыслит из любви и мудрости; а вне себя, когда он мыслит о любви и мудрости. Но об этом будет сказано особо в трактатах о Божественном Вездеприсутствии, Всеведении и Всемогуществе.

Итак, да остережется каждый, дабы не впасть в ту гнусную ересь, что Бог вложил Себя в людей и находится в них так, что не находится более в Себе; тогда как Бог везде, как внутри человека, так и вне его. Ибо, находясь Сам вне пространства, Он присущ во всяком пространстве, как это показано выше в н. 7-10, 69-72, и если бы Он находился только в человеке, то Он был бы не только разделен, но был бы еще заключен в пространстве, и человек мог бы тогда думать, что он Бог. Эта ересь так мерзостна, что в Духовном Мире она смердит, как труп.

131. Обращение Ангелов к Господу таково, что во всяком положении тела они взирают к Господу, как к Солнцу перед ними. Ангел может различно обращаться вокруг себя и видеть все, что вокруг него находится, и со всем тем Господь непрестанно является перед лицом его как Солнце. Это может показаться удивительным, и однако же это истина. Мне также дано видеть Господа таким же образом, как Солнце; я вижу Его перед моим лицом; и уже много лет, к какой бы стране Мира я ни обращался, я вижу Его всегда одинаково.

132. Так как Господь как Солнце, а потому и Восток, находится перед лицом у всех Ангелов Неба, то с правой стороны находится у них Юг, с левой Север, а сзади Запад, и таким образом бывает у них во всяком обращении их тела. Ибо, как сказано выше, все Страны в Мире Духовном определяются Востоком, почему во всех Странах Восток находится перед глазами у Ангелов, ибо Ангелы собственно составляют или определяют собою эти страны, которые, как показано выше в н. 124-128, зависят не от Господа как Солнца, но от самих Ангелов, сообразно их восприемлемости.

133. А как Небо состоит из Ангелов, и как Ангелы таковы, как сказано, то и следует, что все вообще Небо обращается к Господу, и через это обращение оно управляется Господом как один человек; почему и находится оно под воззрением Господа. Что все Небо в воззрении Господа как один Человек, это видно из НН 59-87. Таковы же и все страны Неба.

134. Вследствие того, что Страны эти, как для Ангела, так и для всего вообще Неба, как бы начертаны в них, - каждый Ангел, куда бы он ни пошел, знает дом свой и место своего обитания, не так, как человек в Мире, где неизвестны они ему, ибо не напечатлены в нем, как в Ангеле; и неизвестны оттого также, что он мыслит здесь по пространству и, следовательно, по странам натурального Мира, а страны эти не имеют ничего общего с странами Мира духовного. Однако же птицы и животные имеют такое знание; ибо, как известно из многих опытов, они по врожденной способности знают сами по себе жилища свои и их место, - и это признак того, что так это в Мире Духовном. Ибо все существующее в Мире натуральном есть действие, а все существующие в Мире духовном есть причина этого действия; и без этой причины от духовного ничто натуральное существовать не может.

135. Все внутреннее, как в духосуществе, так и в теле у Ангелов, обращено к Господу как к Солнцу. У Ангела есть разум и воля, есть и лицо и тело; есть у него также и внутреннее как в разуме и в воле, так и в лице и в теле. Внутреннее разума и воли у него, это то, что относится к внутреннему расположению и мышлению его, внутреннее лица - это мозг, а внутреннее тела - внутренности оного, в коих первое составляют сердце и легкие. Словом, у Ангела есть все и каждое, что есть и у человека на землях; почему Ангелы и суть люди, ибо одна внешняя их форма, без внутреннего в ней, не могла бы еще соделывать их людьми. И если она соделывает их людьми, то лишь по соединению своему с внутренним или, лучше сказать, по этому внутреннему; и иначе они были бы только изображениями человека, в которых не было бы жизни, ибо внутренно не было бы в них форм жизни.

136. Известно, что воля и разум управляют телом по своему произволу, ибо что мыслит разум, то говорят уста, и чего хочет воля, то делает тело. Из чего ясно, что тело есть форма, соответствующая разуму и воле; и как о разуме и о воле можно также сказать, что они - формы, то и следует, что форма тела соответствует форме разума и воли. В чем именно состоит та и другая форма, здесь невозможно еще описать этого, ибо и в той, и в другой форме заключается бесчисленное множество частей, и все эти бесчисленные части действуют как одно; потому что все они - взаимно одни другим соответствуют; вследствие чего Духосущество, или воля вместе с разумом, и управляет всем телом по произволу, и, таким образом, совершенно как бы само собой. Из чего также следует, что внутреннее в духосуществе действует заодно с внутренним тела, и внешнее в духосуществе действует заодно с внешним тела. О внутреннем в духосуществе у человека сказано будет ниже; прежде же будет сказано о степенях жизни и о внутреннем тела.

137. Так как внутреннее в духосуществе действует как одно с внутренним тела, то и следует, что когда внутреннее духосущества обращено к Господу как к Солнцу, то должно быть тоже и с внутренним тела, а поелику внешнее, как духосущества, так и тела, зависит от их внутреннего, то происходит тоже и с оным; ибо все, что бывает с внешним, бывает с ним от внутреннего; поелику все общее заимствует все свое от частностей, от которых оно имеет бытность. Из чего и видно, что так как Ангел обращает лицо и тело к Господу как к Солнцу, то и внутреннее духосущества и тела его обращается туда же. То же бывает и с человеком, если он непрестанно имеет перед собою Господа, что бывает в таком случае, если он находится в любви и мудрости. Тогда он взирает к Нему не только глазами и лицом, но и всем духосуществом своим, и всем сердцем, т.е. всем в воле и разуме, и вместе с тем и всем в теле.

138. Это обращение к Господу есть действительное обращение, или некоторое возвышение к Нему; ибо при оном возвышается все духосущество у Ангела и у человека в теплоту и свет Неба, и это происходит оттого именно, что таким образом открывается у духосущества внутреннее его, вследствие чего любовь и мудрость влияет на это внутреннее; а вместе с ними влияет теплота и свет Неба и на внутреннее тела, отчего и происходит возвышение, подобное возвышению из тумана в воздух или из воздуха в эфир; ибо любовь и мудрость с их теплотою и светом суть Сам Господь у человека, Который, как сказано, обращает его к Себе. Но не так бывает у тех, которые не находятся в любви и мудрости, и особенно у тех, которые оказывают противление любви и мудрости. Их внутреннее, как в духосуществе их, так и в теле их, закрыто; а когда внутреннее закрыто, то внешнее противодействует Господу, ибо это противодействие присуще самой натуре внешнего; почему самому все такие отвращаются от Господа; отвращаться же от Него - значит обращаться к аду.

139. Это действительное обращение к Господу происходит от любви и вместе от мудрости, а не от одной любви и не от одной мудрости. Одна любовь есть как бы бытие без своего существования, ибо любовь существует только в мудрости; а мудрость без любви есть как бы существование без бытия, ибо мудрость существует только из любви. Любовь, хотя и бывает без мудрости, но эта любовь принадлежит только человеку, а не Господу; и мудрость, хотя также бывает без любви, но эта мудрость, хотя она и от Господа, не имеет в себе Господа, ибо она подобна свету зимнему, который хотя и происходит от Солнца, но самого естества солнечного, или теплоты его, в себе не имеет.

140. Каждый Дух, какой бы он ни был, также обращается к господствующей своей любви. Прежде нужно сказать здесь, что такое дух и что такое Ангел. Всякий человек после смерти входит начально в Мир духов, который есть средний между Небом и Адом, и там остается некоторое время, или проходит там известные состояния, и сообразно жизни своей приуготовляется или к Небу, или к Аду. Пока он остается в этом Мире, он называется духом; и тот, кто из этого Мира возвышается в Небо, называется Ангелом; а кто низвергается в ад, называется Сатаною или Диаволом. Оставаясь в Мире Духов, те, которые приуготовляются к Небу, называются духами Ангельскими, а те, которые приуготовляются к Аду, называются духами Адскими. В это время духи Ангельские находятся в соединении с Небом, а духи Адские с Адом. Все духи, находящиеся в Мире Духов, присоединены к человекам, ибо люди, относительно внутреннего в своем духосуществе, также находятся между Небом и Адом, и через этих духов сообщаются или с Небом, или с Адом, смотря по жизни своей. Но должно знать, что Мир Духов не то, что Мир духовный; Мир духов тот, о котором теперь говорится; Мир же духовный заключает в себе как этот Мир, так Небо и Ад во всем объеме.

141. Теперь я скажу также нечто и о Любовях, так как здесь говорится об обращении Ангелов и Духов из их любовей к этим же любовям. Все вообще Небо разделено на Общества по различию всех любовей; также и Ад, и Мир Духов; но Небо разделено на общества по различию любовей небесных, а Ад разделен на общества по различию любовей адских; Мир же Духов разделен на Общества по различию любовей и небесных, и адских. Есть две любови, составляющие собою две Главы всех остальных любовей, или таких, к которым все остальные Любови относятся. Любовь, составляющая одну Главу, или к которой относятся все Любови Небесные, это - Любовь к Господу; а другая Любовь, составляющая другую Главу, или к которой относятся все Любови адские, это - Любовь господствования из любви к самому себе; эти две Любови прямо одна другой противоположны.

142. А как эти две Любови - Любовь к Господу и Любовь господствования из любви к самому себе - прямо одна другой противоположны, и как все те, которые находятся в Любви к Господу, обращаются к Нему как к Солнцу, как это показано в предыдущих параграфах, то и очевидно, что все те, которые находятся в Любви господствования из любви к самому себе, отвращаются от Господа. Отвращаются они таким образом вследствие противоположности, потому что те, которые находятся в Любви к Господу, ничего так не любят, как быть руководимыми Господом, и хотят, чтобы Господь Один господствовал над ними; но те, которые находятся в любви господствования из любви к самим себе, ничего так не любят, как быть руководимыми от самих себя, и хотят, чтобы им одним господствовать. Я говорю "Любовь господствования из любви к самому себе" оттого, что есть еще другая - любовь господствования из любви к произведению служений, которая любовь, как составляющая одно с любовью к ближнему, есть любовь духовная; почему эта любовь и не может быть названа собственно любовью господствования, но должна быть названа любовью к произведению служений.

143. Что всякий дух, какой бы он ни был, обращается к господствующей любви своей, это оттого, что жизнь каждого есть любовь, как это показано здесь в н. 1-3; а жизнь обращает восприемлища свои, называемые членами, органами и внутренностями, и, таким образом, обращает всего человека к тому обществу, которое находится в одинаковой с ним любви; и, таким образом, обращает его туда, где любовь его.

144. Так как любовь господствования из любви к самому себе совершенно противоположна любви к Господу, то духи, находящиеся в этой любви, отвращают лицо свое от Господа, и оттого глаза их обращаются к Западу в том Мире; и как, таким образом, находятся они в обратном положении тела, то сзади их находится Восток, с правой стороны Север, а с Левой Юг. Восток находится сзади у них оттого, что они ненавидят Господа; направо у них Север оттого, что они любят обманчивости и потому ложности, и налево от них Юг оттого, что они презирают свет мудрости. Они могут всюду обращаться вокруг себя, но всюду все, что видят они вокруг себя, видят они сообразно своей любви. Все они натуральные чувственные духи, и некоторые из них таковы, что считают только самих себя живущими, а на всех других они смотрят только, как на изображения людей и думают, что они всех умнее, тогда как они безумны.

145. В Мире духовном представляются такие же дороги, простирающиеся таким же образом, как и в Мире Натуральном; одни из них ведут к Небу, другие к Аду; но дороги, ведущие к Аду, не видны для тех, которые идут к Небу, а дороги, ведущие к Небу, не видны для тех, которые идут к Аду. Таких дорог там бесчисленное множество; ибо они идут к каждому Обществу Неба и к каждому Обществу Ада; и каждый дух входит на ту именно дорогу, которая ведет к обществу его любви, и не видит дорог, ведущих к другим Обществам; почему всякий дух и ходит и обращается там сообразно господствующей своей любви.

146. Божественная Любовь и Божественная Мудрость, происходящие от Господа как Солнца и производящие Теплоту и Свет в Небе, составляют собою Божественное Происходящее, которое есть Святой Дух. В Учении Нового Иерусалима о Господе показано, что Бог Один есть то Лице и Естество, в котором заключается Троичность, и что этот Бог есть Господь; также, что Троичность Его именуется Отцем, Сыном и Духом Святым, и что Божественное, от Которого все существует, называется Отцем; Божественное Человеческое, или Божественная Человечность - Сыном, а Божественное Происходящее - Духом Святым.

Здесь говорится "Божественное Происходящее", но никто не знает, отчего оно называется Происходящим; и не знают этого потому, что доныне еще неизвестно было, что Господь является пред Ангелами как Солнце, и что из этого Солнца происходит Теплота, которая в естестве своем есть Божественная Любовь, и Свет, который в естестве своем есть Божественная Мудрость. А пока это было неизвестно, нельзя было не думать, что Божественное Происходящее есть Божественное, существующее само через себя; почему в Учении Афанасия о Троице и сказано, что иное Лице Отца, иное Лице Сына и иное Лице Духа Святого.

Но когда известно уже, что Господь является как Солнце, то можно иметь правильную идею о Божественном Происходящем, которое именуется Духом Святым, а именно ту, что оно составляет одно с Господом, происходя, однако же, от Него, как Теплота и Свет от Солнца. Вследствие чего и Ангелы пребывают в Божественной Теплоте и в Божественном Свете по мере того, как пребывают они в любви и мудрости. Без познания о том, что Господь в Мире Духовном является как Солнце, и что таким образом существует Божественное Происходящее, никак не возможно было бы знать, что должно разуметь о Божестве под тем, что Оно происходит; кроме разве того, что все принадлежащее Отцу и Сыну сообщается через Духа Святого; или только то, что Он озаряет и поучает. Но и при таком понятии об этом предмете не следовало бы просвещенному рассудку признавать Его за Божественное, само через себя существующее, называть Его Богом и отделять Его, когда известно, что Бог Один и что Он Вездесущ.

147. Выше показано было, что Бог не находится в пространстве, и что потому Он Вездесущ, и что Божественное везде одинаково, причем казательная различность Его в Ангелах и человеках происходит единственно от различного воспринятия ими Божественного. Вследствие чего, так как Божественное Происходящее от Господа как от Солнца присуще в Свете и в Теплоте, а Свет и Теплота влияют начально на всеобщие воспринимательные предметы, которые в Мире называются Атмосферами и воспринимаются облаками, то и можно видеть, что точно так же и внутреннее, которое принадлежит разуму у человека и ангела, облечено такими же облаками, и таким же образом составляет Восприемлище Божественного Происходящего. Под облаками я разумею облака духовные, которые составляют собою мысли, и если происходят от истины, то согласуются с Божественной мудростью, а если происходят изо лжи, то противоречат ей. Почему самому в Мире Духовном мысли, представляясь на вид, кажутся облаками белыми, если они происходят от истины, и облаками черными, если они происходят изо лжи. Из чего и можно видеть, что хотя Божественное Происходящее и находится в каждом человеке, но у каждого различно бывает Оно облечено.

148. Так как Само Божественное присуще через Теплоту и Свет Ангелу и человеку, то и говорят обыкновенно о тех, которые находятся в истинном Божественной Мудрости и в добром Божественной Любви, когда они возбуждаются им и из расположения мыслят о нем из него же, что они воспламеняются Богом, как это бывает иногда явно и ощутительно на Проповеднике, говорящем с ревностию. О вере таких говорят также, что они озаряются Богом, ибо Господь через Свое Божественное Происходящее не только воспламеняет волю Теплотою духовною, но озаряет также и разум Светом духовным.

149. Что Дух Святой то же, что Господь, и что Он - Сама Истина, от которой человек имеет Озарение, это видно из следующих мест в Слове:

Иисус сказал: Когда приидет Он, Дух истины, то будет путеводить вас во всякую Истину; ибо не будет говорить Сам от Себя, но что услышит, говорить будет. Иоан. XVI. 13.
Он Меня прославит, ибо от Моего приимет и возвестит вам. Иоан. XVI. 14.15.
Он будет у Учеников и в них. Иоан. XV. 26.
Иисус сказал: Глаголы, которые Я говорю вам, Дух суть и Жизнь суть. Иоан. VI. 6.3.

Из чего ясно, что Духом Святым называется Сама Истина, происходящая от Господа, которая, как пребывающая во свете, озаряет.

150. Озарение, приписываемое Духу Святому, хотя и происходит в человеке от Господа, но происходит посредством духов и Ангелов. В чем именно состоит это посредство, этого еще нельзя здесь описать; и я скажу здесь только то, что Ангелы и духи никак не могут озарять человека от самих себя, ибо сами они так же, как и человек, озаряются от Господа; а как они и сами озаряются только от Него, то и следует, что всякое озарение существует от Одного Господа, и существует через посредство Ангелов или духов. Ибо человек, получая озарение, поставляется в среду тех ангелов и духов, которые более других воспринимают озарение от одного Господа.

151. Господь сотворил Вселенную и все в ней через посредство Солнца, составляющего Первое Происходящее Божественной Любви и Божественной Мудрости. Под Господом разумеется здесь Бог от вечности, или Иегова, именуемый Отцом и Создателем, потому что Господь одно с Ним, как это показано в Учении Нового Иерусалима о Господе; почему всюду в следующем, где я буду говорить о Сотворении, я называю Его Господом.

152. Что все во Вселенной сотворено от Божественной Любви и от Божественной Мудрости, это вполне показано в Первой Части, особенно в н. 92-93; здесь же следует показать, что все в ней сотворено через посредство Солнца, составляющего Первое Происходящее Божественной Любви и Божественной Мудрости.

Нет никого, кто в состоянии, способном к усмотрению действий из причин, и потом причин действий в их порядке и связи, мог бы отрицать, что Солнце не Первое в Сотворении. От него продолжает существовать все в Мире этого Солнца; и потому, если от Солнца продолжается существование всего, то от него же должно было все и получить существование; из одного здесь следует и доказывается другое. Ибо все находится под его действием (воззрением) потому именно, что все произведено им так, дабы могло получать от него бытность; и содержит оно все в таком же порядке под собою потому именно, что оно же вновь непрестанно приводит все в такое существование. Ибо, как справедливо говорится, продолжение существования есть непрестанное начинание существования; и действительно, если что-нибудь совершенно удалить из-под атмосферических влияний Солнца, то все такое тотчас же разрушится, поелику атмосферами, которые одни других чище, и которые от Солнца приводятся в действенность своих сил, все содержится в известной связи. Из сего и ясно, что, как продолжение существования вселенной и всего в ней зависит от Солнца, то Солнце и есть то Первое в Сотворении, от которого существует все прочее. Я говорю "от Солнца", но разумею от Господа через Солнце, потому что Солнце также сотворено от Господа.

153. Есть два Солнца, через которые все сотворено от Господа: Солнце Мира Духовного и Солнце Мира Натурального. Но вообще все сотворено от Господа через Солнце Мира Духовного, а не через Солнце Мира Натурального; ибо это Солнце далеко ниже того Солнца; оно на среднем расстоянии, над ним Мир Духовный, а под ним Мир Натуральный; и сотворено оно единственно как вспомогательное орудие для первого Солнца, о чем будет сказано в следующем.

154. Что вселенная и все в ней сотворено от Господа через посредство Солнца Мира Духовного, это следует из того, что это Солнце есть Первое Происходящее Божественной Любви и Божественной Мудрости, а из Божественной Любви и из Божественной Мудрости все сотворено, как это доказано выше в н. 52-82. Есть три главные предмета во всяком творении, как в большом так и малом: цель, причина и следствие. Творение, в котором эти три начала отсутствуют, не может существовать. Эти три начала в большом, или во вселенной, существуют в следующем порядке. В Солнце, которое есть первое происходящее Божественной Любви и Божественной Мудрости, и есть цель всего; в духовном мире они - причины всего; в природном мире - следствия всего. О том, как эти три начала пребывают в первом и в последнем, сказано будет впоследствии. Из того, что не может быть ничего тварного там, где эти начала отсутствуют, следует, что вселенная и все в ней сотворено от Господа через солнце, как от цели всего.

155. Само творение не может быть схвачено мыслию, если мышление не избавится от пространственно-временных представлений; если же избавится - постижение возможно. Избавься, если можешь или насколько можешь, и удерживай ум в идее, абстрагированной и от пространства, и от времени, - и ты постигнешь, что не существует никакой разницы между большим и малым пространством; и потому ты не сможешь иметь никакой привычной тебе идеи о творении вселенной, кроме как о единичном творении во вселенной; и от него существуют разнообразия в сотворенном, которые в Богочеловеке бесконечны, и потому пребывают неисчислимо в Солнце как в первом исходящем от Самого Господа, и эти неисчислимости, в виде отражения, существуют в тварной вселенной. Из этого следует, что не может быть нигде ни одного предмета, совершенно одинакового с другим; откуда и происходит все то разнообразие, какое представляется взору, совокупно с пространством в Мире Натуральном и в казательности пространства в Мире Духовном; и разнообразие это существует как во всех общностях, так и во всех частностях.

В Первой части это уже было доказано, а именно в том: Что в Боге-Человеке Бесконечности составляют раздельно одно, н. 17-22; Что все во Вселенной сотворено от Божественной Любви и от Божественной Мудрости, н. 52-53; Что все в сотворенной Вселенной составляет восприемлища Божественной Любви и Божественной Мудрости Бога-Человека, н. 54-60; Что Божественное не находится в пространстве, н. 4-10; Что Божественное, будучи Само вне пространства, наполняет Собою все пространства, н. 69-72; и что Божественное одно и то же как в самом большом, так и в самом малом, н. 77-82.

156. О сотворении Вселенной и всего в ней нельзя сказать, что оно было произведено от пространства до пространства или от времени до времени; и, таким образом, нельзя сказать, что оно было произведено постепенно и последовательно. Ибо оно было произведено от Вечного и от Бесконечного - не от Вечного во времени, которого быть не может, но от Вечного без времени, ибо такое Вечное есть одно с Божественным; и не от Бесконечного в пространстве, которого также быть не может, но от Бесконечного без пространства, которое одно с Божественным. Я знаю, что эти истины превосходят идеи мышления, пребывающего во свете натуральном, но они не превосходят идей мышления, пребывающего во свете духовном, ибо в этих последних нет нисколько пространства и времени; и даже не совсем превосходят они идеи мышления во свете натуральном, потому что когда говорят, что невозможна бесконечность пространства, то каждый по рассудку подтверждает эту истину, а то же самое должно сказать и о вечном, так как под вечным разумеется бесконечность времени; ибо, говоря о вечном, обыкновенно думают о нем по времени, а не по вечности, и не понимают иначе как удаленность времени.

157. Солнце Мира натурального - чистый огонь, и потому оно мертво, и Натура, как из этого Солнца заимствующая свое начало, также мертва. Самое сотворение ни в чем не может быть приписано собственно Солнцу Мира Натурального, но во всем подлинно принадлежит Солнцу Мира Духовного. Ибо Солнце Мира Натурального совершенно мертво, а Солнце Мира Духовного жизненно, как первое Происходящее Божественной Любви и Божественной Мудрости. Ничто же мертвое не может действовать само по себе, а может только приводиться в действие; почему и приписывать ему что-либо в сотворении - все равно как приписывать орудию, действующему от рук художника, произведение самого художника.

Солнце Мира Натурального - чистый огонь, от которого все жизненное отвлечено; Солнце же Мира Духовного - такой Огонь, в котором присуща жизнь Божественная. Ангельская идея об огне Солнца Мира Натурального и об огне Солнца Мира Духовного состоит в том, что Жизнь Божественная присуща внутренно в огне Солнца Мира Духовного и внешне в огне Солнца Мира Натурального. Из чего и можно видеть, что действенность Солнца натурального существует не сама по себе, но от силы живой, происходящей от Солнца Мира Духовного; так что если бы сила живая этого Солнца была удалена, или отнята от Солнца Натурального, то оно уничтожилось бы. Поэтому поклонение Солнцу есть самое низшее из всех поклонений, ибо оно совершенно мертво, как и самое это Солнце; почему поклонение это и называется в Слове мерзостью.

158. Так как Солнце Мира Натурального есть чистый огонь и потому мертво, то мертва также и Теплота, из него происходящая, мертв и свет его; мертвы также и Атмосферы, называемые эфиром и воздухом и воспринимающие в недро свое и разносящие теплоту и свет этого Солнца. А как все они мертвы, то мертво также все и каждое на всем Земном Шаре, подлежащее им и называемое землями; но так, однако же, что все и каждое в них облечено духовным, происходящим и изливающимся от Солнца Мира Духовного, без чего земли не могли бы иметь ни действенности, ни производительности форм служений, или растительности, ни форм жизни, или животных, и не могли бы доставлять тех материй, через которые человек начинает и продолжает свое существование.

159. Вследствие чего, так как Натура получает начало от этого Солнца, и как все то, что из него начинает и продолжает существование, натурально, то и вся Натура, со всем и каждым в ней, так же мертва. Но что Натура кажется в человеке и в животном как бы живою, - это происходит единственно от самой Жизни, которая сопровождает ее и приводит ее в действование.

160. А поелику низшее Натуры, составляющее земли, мертво и не испытывает таких перемен и видоизменений по состоянию расположений и мыслей, какие происходят в Мире Духовном, но остается неизменным и неподвижным, то и существуют в нем пространства и расстояния пространств. И таково оно именно потому, что в нем творение прекращается и опокоивается. Из чего и видно, что пространства - необходимая собственность Натуры, и как в ней не одни только казательности пространств, проявляющие собою различные состояния жизни, как это в Мире Духовном, то они также могут быть названы мертвыми.

161. И как времена таким же образом предуставленны и постоянны, то и они также собственность натуры. Так, время дня постоянно заключает в себе 24 часа, и время года постоянно 365 1/4 дней; самые Состояния света и темноты, тепла и холода, производящие эти различия, постоянно возвращаются в одинаковом порядке. Состояния эти, возвращающиеся ежедневно, - утро, полдень, вечер и ночь, а ежегодно - весна, лето, осень и зима; состояниями года постоянно также изменяются состояния дней; и все эти состояния, вследствие того, что они не суть состояния жизни, как в Мире Духовном, также мертвы. Ибо в Мире Духовном Свет и Теплота непрестанны, и Свет соответствует там состоянию мудрости, а Теплота состоянию любви у Ангелов, вследствие чего они и суть живые.

162. Из всего этого можно также видеть, как неразумно мыслят те, которые все приписывают Натуре. Те, которые утверждают себя за нее, приводят себя в такое состояние, что после они уже не хотят возвысить над нею духосущества своего; вследствие чего оно и закрывается у них сверху и открывается снизу, и таким образом человек становится натурально-чувственным человеком, который мертв духовно. И как тогда он мыслит лишь из того, что почерпает из чувств тела, или через них из Мира, то и отвергает он сердцем Бога. А как таким образом он прерывает соединение с Небом, то и начинается у него соединение с Адом, при остающейся, однако же, способности мыслить и хотеть: способности мыслить - из рациональности, а способности хотеть - из свободы, которые обе находятся у каждого человека от Господа, и никогда не отнимаются у него. Эти две способности находятся одинаково как у Ангелов, так и у диаволов; но диаволы обращают их на безумие и делание зла, а ангелы - на мудрость и делание добра.

163. Без двух Солнц, одного живого, а другого мертвого, не могло бы быть творения. Вселенная вообще разделена на два Мира: Духовный и Натуральный; в Мире Духовном находятся Ангелы и Духи, а в Мире Натуральном находятся Люди. Эти два Мира совершенно сходны между собою в отношении внешнего своего вида, так что невозможно даже различить их; но в отношении внутреннего своего они совершенно различны. Самые люди, находящиеся в Мире духовном - которые, как уже сказано, называются Ангелами и духами, - Духовны; и как они духовны, то они и мыслят и говорят духовно; но люди, которые находятся в Натуральном Мире, натуральны, и оттого и мыслят, и говорят натурально; мышление же и разговор духовный с мышлением и разговором натуральным не имеют ничего общего. Из чего и видно, что оба эти Мира, Мир Духовный и Мир Натуральный, совершенно между собою различны, и различны так, что никаким образом вместе быть не могут.

164. А как эти два Мира так различны, то необходимо должны быть и два Солнца, из которых одно должно производить все духовное, а другое - все натуральное. И как все духовное в самом начале своем жизненно, а все натуральное по самому началу своему мертво, начала же их - Солнца, то и следует, что одно Солнце живо, а другое мертво, и что Солнце мертвое сотворено Господом через Солнце живое.

165. Солнце мертвое сотворено для того, чтобы в последнем Творения все было неподвижно, остойчиво и постоянно, и чтобы таким образом существовало все через отрождение и продолжение; иначе сотворение не имело бы основания. Шар земной, в котором, на котором и вокруг которого все такое находится, составляет для всего оного как бы основание и утверждение, ибо он составляет то последнее произведение, в котором все прекращается и на котором все опокоивается. Далее сказано будет, что он составляет также для всего как бы место зачатия, из которого происходят все действия как цели творения.

166. Что все сотворено Господом через Солнце живое, и ничто не сотворено через Солнце мертвое, это можно видеть из того, что живое располагает мертвым так, чтобы оно было у него в подчинении, и образует его для служений, составляющих его цели; обратного же действия между ними быть не может. Думать, что все происходит от Натуры, и что от нее также происходит и жизнь, может только человек, лишенный рассудка и не знающий, что такое жизнь. Натура ни в чем не может располагать жизнью; ибо в себе она совершенно бездейственна; и действование мертвого на живое, или силы мертвой на силу живую, или, что то же, натурального на духовное, совершенно противно порядку; почему и думать так - противно свету здравого рассудка. Мертвое, или натуральное, хотя и может от внешних случаев многоразлично превращаться и изменяться, никогда, однако же, не может действовать на жизнь; а наоборот, жизнь действует на него сообразно различным изменениям его формы. То же должно сказать и о физическом влиянии на духовные действования души, которого, как известно, не бывает, ибо оно невозможно.

167. Цель творения осуществляется в последнем и состоит в том, чтобы все возвращалось к Творцу, и чтобы таким образом существовало соединение. Прежде надлежит сказать здесь нечто о Целях. Есть три предмета, следующие один за другим по порядку, которые называются: Цель первая, Цель средняя и Цель последняя; или же Цель, Причина и Действие. Эти три необходимо должны быть вместе во всяком предмете, дабы он мог быть чем-либо; ибо Цель первая без Цели средней и вместе последней быть не может; или, что то же, одна Цель без Причины и Действия невозможна; также не может быть и одна Причина без цели, из которой бы она происходила, и без действия, в котором бы она пребывала; равно не может быть и одно Действие, или действие без причины и без цели.

Что это действительно так, это понятно, если размыслить, что Цель без действия или отдельно от действия не есть что-либо существующее, а только одни слова. Ибо Цель, чтобы быть подлинно Целью, должна быть включена в известные пределы, а такое включение ее в пределы может существовать только в действии, в котором впервые называется она Целью, ибо тогда только действительно она есть Цель; и хотя кажется, что действующее или производящее существует через себя, но это только казательность, происходящая от того, что Цель находится в действии; в подлинности же Цель, отделясь от действия, мгновенно исчезла бы. Из чего и видно, что эти три - Цель, Причина и Действие - должны быть во всяком предмете, чтобы он мог быть чем-либо.

168. Нужно еще знать, что Цель составляет все в Причине и также все в Действии, вследствие чего Цель, Причина и Действие и называются Целью первою, среднею и последнею. Но чтобы Цель составляла все в причине, необходимо нечто такое, существующее из цели, в чем бы была она; а для того, чтобы она составляла все в действии, необходимо также нечто такое, существующее из нее через причину, в чем бы она пребывала. Ибо цель не может пребывать единственно в самой себе, но должна пребывать в чем-либо существующем от нее, в котором она могла бы быть присуща в отношении всего своего, и могла бы, действуя, производить оное, доколе продолжается ее существование. То, в чем продолжается ее существование, составляет цель последнюю, которая называется Действием (произведением).

169. В сотворенной Вселенной - во всем в ней, как в Самом большом, так и в самом малом - есть эти три, именно: цель, причина и действие. Что эти три есть во всем, как в Самом большом, так и в самом малом в сотворенной вселенной, это потому, что в Боге Творце, Который есть Господь от вечности, есть эти три. Но как Он бесконечен, а бесконечности в Бесконечном составляют раздельно одно, как уже это было доказано выше в н. 17-22, то эти три, как в Нем, так и в Его бесконечностях, суть также раздельно одно. Потому и вся Вселенная, как сотворенная от Его Бытия, и в отношении служений - как образ Его, получила также эти три во все и каждое в ней.

170. Цель всеобщая, или цель всего в сотворении, состоит в том, чтобы было вечное соединение Творца с сотворенной Вселенной; а это не могло бы осуществиться иначе, как лишь в таких субъектах, в которых Его Божественное могло бы находиться как в Самом Себе, и, таким образом, в которых Оно могло бы обитать и пребывать; каковые субъекты, дабы быть обитаниями и пребываниями Его, должны быть восприемлищами Любви и Мудрости Его как бы сами от себя, и, таким образом, как бы сами от себя должны возвышаться к Творцу и соединяться с Ним; без каковой взаимности не могло бы быть соединения. Субъекты эти суть люди, которые могут возвышаться к Нему и соединяться с Ним как бы сами от себя. Что люди суть такие субъекты и что они суть восприемлища Божественного, как бы сами от себя, это неоднократно было уже доказано. Через это Соединение Господь присущ во всяком Своем произведении; ибо все сотворенное имеет целью своей человека; почему служения всего сотворенного и восходят по степеням от последнего до человека, и через человека - к Богу Творцу, от Которого они существуют, как это показано выше в н. 65-69.

171. Творение шествует к последней этой цели непрестанно через эти три - цель, причину и следствие - потому, что сии три суть в Господе Творце, как уже сказано выше; и Божественное начало во всяком пространстве пребывает вне пространства н. 67-72, и таково же как в наибольшем, так и в наименьшем н. 77-82, из чего следует, что сотворенная вселенная во всеобщем ее стремлении к последней цели есть, относительно, посредием. Таким образом, Господом Творцом употребительные формы воссоздаются постоянно из земли в своем порядке, вплоть до человека, чье тело оттуда же происходит. И затем человек возвышаем посредством восприятия любви и мудрости от Господа; и для восприятия любви и мудрости все средства провидены, ибо он был создан с той целью, чтобы быть восприемником, если только захочет. Из сказанного видеть можно, хотя пока только в общей форме, что цель творения пребывает в последних, и что она заключается в том, что все возвращается к Творцу, и через это есть воссоединение.

172. Эти три начала - цель, причина и следствие - есть во всем и каждом, что сотворено было, и из этого заключть можно, что все следствия, называемыме последними целями, снова становятся первыми целями в непрестанной цепи - от Первого, или Господа Творца, и непрерывно до последнего, которым есть сочетание человека с Ним Самим. Из того, что последние цели снова становятся первыми, следует, что нет ничего настолько инертного и мертвого, что не содержало бы в себе хоть сколько-нибудь созидательного усилия. Даже в песке содержится род испарения, владеющий некоторой производительной способнорстю, которой что-нибудь да порождается.