Начало 8. Законы Попущения суть тоже Законами Божественного Провидения; ничто не может быть допущено без причины, и нет причины в ином, как лишь в каком-либо законе Божественного Провидения (2)

255. II. Человек совершенно природный утверждается против Божественного Провидения, когда размышляет, что Магометанская религия принята в стольких империях и королевствах. Что эта религия принята большим число государств, чем христианская религия, - может служить соблазном для тех, кто мыслит о Божественном Провидении и, в то же время, верит, что нельзя спастись, если не родиться Христианином, то есть в стране, где есть Слово и где знают Господа. Но религия Магометанская не служит соблазном для тех, кто верует, что все исходит от Божественного Провидения; такие изыскивают, в чем тут Провидение, и находят. Это в том, что религия Магометанская признает Господа Сыном Божьим, мудрейшим из людей и величайшим пророком, пришедшим в Мир поучать людей; большая часть Магометан ставит Его выше Магомета.

Для полнейшего выяснения того, что эта религия была установлена Божественным Провидением Господа ради истребления идолопоклонства многочисленных народов, предмет этот будет изложен в некотором порядке; вследствие чего сначала говориться будет о происхождении идолопоклонства. До Религии этой служение идолам было обычно по всей земле. Происходило оно от того, что Церкви до пришествия Господа были все Церквами Прообразовательными. Таковою была также Израильская Церковь; там скиния, одежда Аарона, жертвы, все принадлежности Храма Иерусалимского, также уставы, были прообразовательными.

У древних же была наука соответствий, которая есть тоже наукою прообразований, - истинная наука мудрецов, процветавшая, главным образом, в Египте, откуда их иероглифы. По науке этой знали они, что означали животные всякого рода, деревья всякого рода, затем горы, холмы, реки, источники и также солнце, луна, звезды. И так как культ их был культом прообразовательным, состоящим из чистых соответствий, то поэтому они совершали его на горах, на холмах и также в рощах и садах, посвящали источники и обращали лицо к восходящему солнцу при поклонении Богу. Сверх того, они делали резные изображения коней, быков, телят, ягнят и даже птиц, рыб, змей - и помещали их в своих домах в известном порядке, согласно с духовными началами Церкви, которым они соответствовали и которые прообразовали. Они помещали также подобные предметы в своих Храмах для напоминания святостей, которые те означали.

После того времени, когда была утрачена наука соответствий, потомство их стало поклоняться этим резным изображениям как священным в самих себе, не зная, что их предки ничего не видели в них святого, но смотрели на них только как на прообразующие и, затем, означающие святое по соответствиям. Отсюда возродились идолопоклонства, наполнившие всю землю, как Азию с прилегающими островами, так Америку и Европу.

Для уничтожения этих идолопоклонств произошло то, что, по Божественному Провидению Господа, восстала новая Религия, приноровленная к духу восточных народов, в которой было нечто из того и другого Заветов Слова, и которая поучала, что Господь пришел в Мир, что Он был величайшим Пророком, мудрейшим из всех и Сыном Божиим; оное соделано было Магометом, от которого эта религия названа Религиею Магометанскою. Религия эта была установлена по Божественному Провидению Господа и приноровлена, как было сказано, к духу восточных народов, для уничтожения идолопоклонств стольких народов и дарования им некоторых познаний о Господе до их пришествия в Мир духовный. Она бы не была принята столькими государствами и не могла бы уничтожить идолопоклонство, если бы не сложилась согласно и прилично идеям мысли и жизни всех этих народов.

Что в ней не признавался Господь Богом неба и земли, то это потому, что Восточные народы признавали Бога Творца Вселенной и не могли понять, что этот Бог пришел в Мир и принял человечность, так же, как этого не понимают Христиане, которые в своей мысли отделяют Его Божественность от Его Человечности, и помышляют Его Божественность при Отце в Небе, а Его Человечность - неизвестно где. Из этого можно видеть, что Религия Магометанская тоже обязана своим происхождением Божественному Провидению Господа; и что все в этой религии, признающие Господа за Сына Божия и, в то же время, живущие по Десяти Заповедям, которые и их Заповеди, избегая зол как грехов, приходят в Небо, называемое Магометанским Небом.

Это Небо тоже разделено на три Неба: вышнее, среднее и низшее. В вышнем суть признающие, что Господь - одно с Отцом, и что, таким образом, Он Сам есть единый Бог; во втором Небе суть отказавшиеся иметь несколько супруг и живущие с одною; и в последнем посвященные в это. Относительно этой Религии более подробно - в Продолжении о Последнем Суде и Духовном Мире, 68-72, где говорится о Магометанах и о Магомете.

256. III. Человек совершенно природный утверждается против Божественного Провидения, когда видит, что Религия Христианская - только в меньшей части обитаемого земного шара, называемой Европою, и что и там она разделена. Если Христианская Религия только в меньшей части обитаемого земного шара, называемой Европою, то потому, что она не была приноровлена к духу восточных народов, как Религия Магометанская, которая есть смешанною, как было показано, а Религия, не приноровленная к духу человека, не принимается им. Например, религия, провозглашающая, что недозволено иметь нескольких супруг, не принимается теми, которые от веков были полигамами, но отвергается ими; то же самое с некоторыми другими предписаниями Христианской Религии.

Все равно, меньшая или большая часть Мира приняла ее, лишь бы были народы, у которых Слово, ибо оттуда всегда является свет для тех, которые вне Церкви и не имеют Слова, как было показано в SS 104-113. И дивно, что везде, где Слово читается со святостью и Господь чтим по Слову, там Господь с Небом; это потому, что Господь есть Слово и что Слово есть Божественная Истина, образующая Небо. Господь говорит:

Где двое или трое собраны во Имя Мое, там Я посреди них. Матф. XVIII, 20.

Оное может быть соделано со Словом Европейцами во многих местах обитаемого земного шара, ибо они сообщаются с целым светом, и везде через них, где читается Слово, бывает поучение по Слову; оно представляется измышленным, но, тем не менее, верно.

Если Христианская Религия разделена, то это потому, что она основана на Слове, Слово же писано чистыми соответствиями, соответствия же по большей части суть видимости истины, в которых, однако, подлинные истины сокрыты. А так как Учение Церкви должно быть извлекаемо из буквального смысла Слова, которое таково, то невозможно, чтобы в Церкви не происходили споры, несогласия и распри, особенно относительно разумения Слова, но не относительно самого Слова, ни Самой Божественности Господа. В самом деле, всюду признано, что Слово свято и что Божественность принадлежит Господу; а эти два пункта составляют существенности Церкви. Посему отрицающие Божественность Господа, называемые Социнианцами, удалены от Церкви, и отрицающие святость Слова не считаются христианами.

К этим объяснениям прибавлю нечто о Слове из своего опыта, по чему можно заключить, что Слово внутренне есть самой Божественной Истиной и сокровенно - Господом. Когда дух открывает Слово и натирает им лицо свое или одежду, то по одному этому трению его лицо или одежда блестят, как луна или звезда, на виду у всех, кого он встречает. Это свидетельствует, что в Мире нет ничего святее Слова. Что слово было писано чистейшими соответствиями, видно в SS 5-26. Там видно также, что Учение Церкви должно быть извлекаемо из буквального смысла Слова и подтверждаемо этим смыслом (н. 50-61); что ереси могут быть извлекаемы из буквального смысла Слова, но что опасно их подтверждать (н. 91-97); что Церковь существует Словом, и каково в Церкви разумение Слова - такова Церковь (н. 76-79).

257. IV. Человек совершенно природный утверждается против Божественного Провидения тем, что во многих Государствах, где принята Христианская религия, есть люди, относящие к себе Божественную власть и желающие быть чтимыми как боги, и потому, что там призывают умерших людей. Они говорят, правда, что не присваивают себе Божественной власти и не желают быть чтимыми как боги; но, тем не менее, говорят они, что могут отворить и затворить Небо, отпустить и оставить грехи, следовательно, спасти и осудить людей, а это есть самим Божественным. Ибо Божественное Провидение имеет единственной целью преобразование и затем спасение, в этом его постоянное действие с каждым; спасение же совершается лишь признанием Божественности Господа и верованием, что Господь действует Сам, когда человек живет по Его Заповедям.

Кто может не видеть, что это - Вавилония, описанная в Апокалипсисе, и Вавилон, о котором говорится местами в Пророках? Что это тоже Люцифер, очевидно по стиху Ис. XIV, 4, 22, где такие слова:

Ты произносишь эту притчу на Царя Вавилонского.
Я изыму от Вавилона имя и останки.

Из чего ясно, что в этом месте Вавилон есть Люцифер, о котором сказано:

Как пал ты с неба, Люцифер, сын зари? А ты сказал в сердце своем: вознесусь на небеса, превыше звезд Бога возведу мой престол, возлягу на горе Завета, в сторонах севера, вознесусь превыше вершин облака и уподоблюсь Всевышнему. Ис. XIV, 12-14.

Что призывают умерших людей, то достоверно; говорят, что призывают их потому, что призывание установлено папскою буллою, подтверждающею декреты Тридентского собора, которым сказано открыто, что их должно призывать. Кто не знает, что должно призывать одного Бога, и никакого умершего человека? Но теперь будет сказано, почему Бог попустил такое. Что оное было попущено ради цели, которая есть спасение, отрицать нельзя. Известно, в самом деле, что без Господа нет спасения, и потому, что это так, необходимо было проповедание о Господе по Слову и установление Церкви Христианской.

Но это не могло быть соделано без радетелей, которые бы по усердию совершили то. И не было других, как те, которые по любви к себе были в рвении с усердием. Этот огонь их возбудил сперва проповедовать о Господе и поучать Слову; по такому первобытному состоянию радетелей Люцифер назван сыном зари (Ис. XIV, 12). Но по мере того, как они видели, что могли владычествовать над святостями Слова и Церкви, - любовь к себе, которою они сначала были возбуждаемы проповедовать о Господе, вырвалась из их внутреннего и поднялась, наконец, до такой высоты, что они перенесли на себя все Божественное Господа, ничего Ему не оставив.

Это не могло быть воспрепятствовано Божественным Провидением Господним; ибо если бы было воспрепятствуемо, то они бы громко объявили, что Господь не есть Бог и Слово не свято, и сделались бы Социнианцами или Арианами, и совершенно уничтожили бы Церковь, которая, каковы бы ни были ее главенствующие, держится у народов под их господством. Ибо все в этой религии, обращающиеся к Господу и избегающие зол как грехов, спасены, почему даже есть в Мире духовном много небесных обществ, составленных из них.

Также от Промысла, дабы был народ, не носящий ига такого господства и принимающий Слово как святое; этот благородный Народ есть Народ Французский. Но что произошло? Когда Любовь к себе возвела владычество до престола Господа, она изгнала оттуда Его и сама там поместилась. Эта Любовь, которая есть Люцифер, могла лишь профанировать все предметы Слова и Церкви. Дабы оного не произошло, Господь Своим Божественным Провидением приуготовил, чтобы они удалились от Его культа, призывали умерших людей, обращались с молитвами к их статуям, целовали их кости, преклонялись перед их гробницами, запрещали бы чтение Слова, полагали бы святость богопочитания в обеднях, которых не понимает толпа, и продавали бы спасение за деньги; потому что, не делая этого, они бы профанировали святость Слова и Церкви.

В самом деле, как показано было в предыдущем параграфе, только знающие святое могут профанировать. Поэтому, дабы они не профанировали Святую Евхаристию, было уготовано Божественным Провидением, чтобы они ее разделили: дали бы народу хлеб, а себе взяли вино. Ибо в Священной Вечере вино означает святую истину, а хлеб - святое добро; но, отделенные, вино означает профанированную истину, а хлеб - извращенное добро; и, сверх того, по Промыслу, они ее соделали плотскою и материальною, и приняли оное главным предметом религии. Обращающий внимание на эти особенности и разбирающий их в некотором просветлении ума может увидеть дивные действия Божественного Провидения для охранения святостей Церкви, спасения всех, кто может быть спасен, и вырвания, как из пожара, тех, кто желает быть вырван.

258. V. Человек вполне природный утверждается против Божественного Провидения тем, что между исповедующими Христианскую Религию иные полагают спасение в некоторых словах, мыслимых и произнесенных, а не в творимых добрых делах. Что таковы делающие спасительною одну веру, а не жизнь милосердия, следовательно, отделяющие веру от милосердия, доказано в Учении Нового Иерусалима о Вере, и видно также, что такие разумеются в Слове под Филистимлянами, драконами и козлами. Что такая Доктрина была попущена - это по Божественному Провидению, дабы Божественность Господа и Святость слова не были профанированы.

Божественность Господа не профанирована, когда спасение полагается в этой фразе: "Да умилостивится Бог Отец ради Сына, страдавшего на кресте и удовлетворившего за нас", ибо таким образом обращаются не к Божественности Господа, но к его человечности, которой за Божественную не признают. И Слово также не профанировано, потому что не обращают внимания на места, где выражения "любовь" и "милосердие" означают "творить дела"; говорят, что все это в вере, состоящей в упомянутой фразе, и подтверждают оное в себе рассуждением: "Закон не осуждает меня, ни, следовательно, зло; и добро не спасает, потому что добро, идущее от меня, не есть добро". Они не знают никакой истины Слова и от этого самого не могут профанировать его. Но вера, состоящая из этой фразы, подтверждается только теми, кто по любви к себе обретается в гордости собственного ума; такие - не христиане по сердцу, но лишь желают ими казаться.

Что Божественное Провидение Господне действует, однако, постоянно на спасение тех, у кого вера, отдельная от милосердия, стала предметом религии, будет сказано теперь. Хотя эта вера стала предметом религии, но, по Божественному Провидению Господа, каждый знает, что спасает не вера, но жизнь милосердия, с которой эта вера соединена. В самом деле, во всех Церквах, где эта Религия принята, поучаемо, что нет спасения, если только человек не исследует себя, не увидит своих грехов, не признает их, не покается, не отступится от них и не начнет новой жизни. Это читается с большим рвением всеми приступающими к Святой Вечере. К тому добавляется, что не делая этого, они мешают святое со скверной и повергаются в вечное осуждение; и более того, в Англии, - что если не сотворят того, то дьявол войдет в них, как в Иуду, и погубит их душу и тело.

Из этого очевидно, что в Церквах, где принята одна вера, каждый, тем не менее, научен, что должно избегать зол как грехов. Сверх того, каждый, родившийся Христианином, знает также, что должно избегать зол как грехов, так как Заповеди даются в руки всякому мальчику и всякой девочке, и учат им родители и учителя. Все граждане Государства, особенно простой народ, испытываются священником по одним Заповедям, передаваемым на память, относительно того, что они знают из Религии Христианской, и приглашаются делать заключаемое в них. Ни одним духовным лицом не говорится им, что они не под игом Закона и что не могут делать указанного, так как никакое добро не от них.

Символ Афанасия также был принят во всем Христианском Мире, и также признается содержимое в конце его, а именно, что Господь придет судить живых и мертвых, и тогда делавшие добрые дела войдут в жизнь вечную, а делавшие злые дела пойдут в огонь вечный. В Швеции, где принята Религия одной веры, ясно поучаемо также, что нет веры, отдельной от милосердия, или без добрых дел, и это в Прибавлении для памяти, приложенном ко всем книгам псалмов под заглавием: "Помехи или Причины падения нераскаявшихся", где такие слова:

Богатые добрыми делами показывают этим, что они богаты верою, потому что вера, спасая, действует через милосердие; ибо вера оправдательная не существует никогда одна и отдельно от добрых дел, так же, как доброе дерево не существует без плодов, и солнце без света и без теплоты, и вода без влажности.

Эти подробности даны для сведения, что хотя принята Религия одной веры, но всюду наставляемо добру милосердия, которое есть добрые дела, и это от Божественного Провидения Господня, дабы простые не соблазнялись такою верою. Я слышал Лютера, с которым беседовал в Мире духовном, проклинающим одну веру, и сказывал он, что когда постановлял ее, то был предостерегаем Ангелом Господним не делать этого. Но он помыслил в себе, что если не отбросит дел, то не произойдет разделения с Римским Католичеством; из этого он утвердил эту веру помимо предупреждения.

259. VI. Человек совершенно природный утверждается против Божественного Провидения тем, что в Мире Христианском было столько ересей, и есть еще таковые, как Квакеры, Моравские братья, Анабаптисты и многие другие. Действительно, он может мыслить в себе самом: "Если бы Божественное Провидение в самых особенностях было универсально и имело целью спасение всех, то оно бы соделало, дабы на всем земном шаре была только истинная Религия, не разделенная и, тем более, не расколотая ересями".

Но воспользуйся своим рассудком и мысли поглубже, если можешь: может ли человек быть спасен прежде, чем он преобразован? В самом деле, он родился в любви к себе и к миру, а так как в этих любовях нисколько нет любви к Богу, ни любви к ближнему, разве лишь из-за себя, то он родился и во зле всякого рода. Может ли существовать в той и другой любви что-либо от любви или милосердия? Не считает ли он за ничто обманывать другого, проклинать его, смертельно его ненавидеть, прелюбодействовать с его супругою, тиранить его из мести, потому что желает быть выше всех и обладать богатством всех прочих; следовательно, считает других по сравнению с собою низшими и ничего не значащими. Дабы такой человек был спасен, не надобно ли, чтобы он был отклоняем от этих зол и, таким образом, преобразован?

Что это можно совершить лишь по нескольким законам, которые суть законами Божественного Провидения, было показано выше. Законы эти по большей части неизвестны, а между тем это законы Божественной Мудрости и, в то же время, Божественной Любви, против которых Господь не может действовать; ибо действовать против них - это погубить человека, а не спасти его; перечитай изложенные Законы, сопоставь их, и ты увидишь.

Затем, так как, согласно Законам же, нет наития непосредственного с неба, но наитие посредственное через Слово, учения, проповеди; и Слово, дабы быть Божественным, не могло быть писано иначе, как чистейшими соответствиями, - из этого явствует, что расколы и ереси неизбежны, и что попущение их тоже по законам Божественного Провидения. Более того, Церковь сама приняла за существенное то, что присуще одному разумению и, таким образом, Доктрине, а не присущее воле и, таким образом, жизни. Когда же присущее жизни не есть существенностями Церкви, то человек по разумению тогда в чистейшем мраке и бродит, как слепой, который спотыкается везде и падает в ямы. В самом деле, воля должна видеть в разумении, а не разумение в воле; или, что то же самое, жизнь и любовь должны направлять разумение - мыслить, говорить и действовать, а не наоборот. В противном случае разумение могло бы, по дурной и даже дьявольской любви, схватывать все, подлежащее внешним чувствам, и понуждать волю оное творить.

По этим объяснениям можно видеть, откуда расколы и ереси. Но все-таки от Промысла, дабы каждый, в какой бы ни был ереси относительно разумения, мог, тем не менее, быть преобразован и спасен, лишь бы избегал зол как грехов и не подтверждал в себе еретической лжи. Ибо избеганием зол как грехов преобразуется воля, а через волю разумение, которые тогда впервые переходят от мрака в свет. Есть три существенности Церкви: признание Божественности Господа, признание святости Слова и жизнь, именуемая милосердием. По жизни, которая есть милосердием, каждый человек имеет веру; по Слову знает он, какова должна быть жизнь, а по Господу для него преобразования и спасение. Если бы Церковь держала эти три пункта за существенные, то умственные расколы не разделяли бы ее; они бы ее разнообразили, как свет разнообразит цвета в прекрасных предметах, и как видоизменение алмазов составляет красоту Царского венца.

260. VII. Человек совершенно природный утверждается против Божественного Провидения тем, что Иудейство еще продолжается, то есть потому, что Евреи после стольких веков не обратились, хотя живут между Христианами, и потому, что они не исповедуют Господа согласно с предсказаниями в Слове и не признают Его за Мессию, Который должен, как они воображают, их вернуть в землю Ханаанскую, но постоянно упорствуют в отречении от Него, а между тем для них все хорошо идет. Но мыслящие так, и из-за этого сомневающиеся в Божественном Провидении, не знают, что под Евреями в Слове разумеются все от Церкви и признающие Господа, а под Землею Ханаанскою, в которую, сказано, что они введены будут, разумеется Церковь Господня. Они упорствуют в отречении от Господа, потому что они таковы, что, приняв и признав Божественность Господа и святость Церкви, они бы профанировали их. Посему Господь сказывает, говоря о них:

Он ослепил глаза их и окаменил их сердце, да не видят глазами и не обратятся, дабы Я исцелил их. Иоанн, XII, 40; Матф. XIII, 14; Марк, IV, 12; Лука, VIII, 10; Исайя, VI, 9, 10.

Сказано: "Да не обратятся, дабы я исцелил их", потому что если бы они обратились и исцелились, то профанировали бы. А по закону Божественного Провидения, о котором трактовано выше (н. 221-233), никто не вводится внутренне Господом в истины веры и добро любви, как лишь насколько он может быть в них удержан до конца жизни, и что иначе он профанировал бы святое. Если этот Народ был сохранен и распространен в большей части Земного Шара, то это из-за Слова на его Первобытном Языке, которое он чтит святым ближе, чем это делают Христиане. А в каждой частности Слова есть Божественность Господа, ибо Божественная Истина в нем соединена с Божественным Добром, исходящим от Господа, и через это Слово есть союзом Господа с Церковью и присутствием Неба, как было показано в SS 62-69, а присутствие Господа и Неба - везде, где Слово читается со святостью. Вот цель, которую Божественное Провидение имело в виду, сохраняя Евреев и распространяя их по большей части земного шара. Какова их участь по смерти, видно в Продолжении о Последнем Суде и Духовном Мире, 79-82.

261. По предметам, выше изложенным в н. 238, человек природный утверждается, или может утверждаться, против Божественного Провидения. Есть еще некоторые другие вышеупомянутые (н. 239), могущие служить человеку природному доводами против Божественного Провидения, и также проникнуть в душу иных и возбудить некоторые сомнения. Вот они.

262. I. Может подняться сомнение относительно Божественного Провидения из того, что весь Христианский Мир поклоняется Богу под тремя Лицами, а это значит поклоняться трем Богам, и до сих пор не видел он, что Бог един в лице и в сущности, в Котором Троица, и что этот Бог есть Господь. Рассуждающий о Божественном Провидении может сказать: "Три лица не три ли Бога, так как каждое лицо по себе есть Бог?" Кто может думать иначе, и даже кто иначе думает? Сам Афанасий этого не мог, почему в Символе Веры, названном его именем, он говорит:

Хотя, по истине Христианской, мы должны признавать, что каждое Лицо есть Бог и Господь, тем не менее, не дозволяется по вере Христианской сказать, или назвать, трех Богов, или трех Господов.

Из этого не понимается ни что иное, кроме того, что мы должны признать трех Богов и трех Господов, но не дозволено сказать, или назвать, трех Богов и трех Господов. Кто может постигать одного Бога, если этот Бог не в одном Лице? Если скажут, что можно постигать Его, лишь бы только мыслить, что три лица - одна Сущность, то кто по этому сознает, или может сознать, что-либо иное, как то, что, таким образом, трое в единодушии и согласии, - но, тем не менее, это три Бога? А мысля поглубже, говорят себе: "Как может Божественная Сущность, которая бесконечна, быть разделена? И как может она от вечности родить другого и произвести еще другого, исходящего от первого и второго?"

Говорят, что надобно верить этому, а не думать; но кто не думает о том, во что ему говорят верить? Иначе откуда быть признанию, которое есть вера в сущности своей? Разве не от мысли относительно Бога, Который в трех лицах, родились Социнианство и Арианство, царящие в сердце больших, чем думают? Вера в одного Бога и в то, что этот один Бог есть Господь, составляет Церковь, ибо в Нем Божественная Троица; что это так, показано в Учении Нового Иерусалима о Господе, от начала до конца.

Но что мыслят иначе о Господе? Мыслят ли, что Он Бог и Человек, Бог по Иегове, своему Отцу, от Которого Он был зачат, и Человек по Деве Марии, от которой Он родился? Мыслит ли кто-либо, что в Нем Бог и Человек, или что Его Божественность и Человечность - одно Лицо, и что Он - одно, как душа и тело - одно? Знает ли кто-либо это? Спроси ученых Церкви, и они скажут, что не знают, когда, между тем, оно согласно с Учением Церкви, принятом во всем Христианском Мире, где есть такие слова:

Наш Господь Иисус Христос, Сын Божий, есть Бог и Человек; и хотя Он Бог и Человек, но их не двое, а единый Христос. Он един, потому что Божественное приняло на себя Человеческое, и даже Он вполне един, ибо Он - одно лицо, потому что, как душа и тело составляют одного человека, так и Бог и Человек составляют одного Христа.

Это из Символа Веры Афанасия; если они этого не знали, то потому, что, читая это место, они думали о Господе не как о Боге, но только как о Человеке. Пусть спросят у этих ученых, знают ли они, от кого Он был зачат: от Бога ли Отца или от Своей Собственной Божественности? Они ответят, что от Бога Отца, ибо так согласно с Писанием. Но разве Отец и Он - не одно, как одно - душа и тело? Кто может мыслить, что Он был зачат от двух Божественностей, а если это от Своей, то что Божественность эта не была Его Отец? Если ты спросишь их еще: "Какое ваше представление о Божественности Господа и какое - о Его Человечности?", - они ответят, что Его Божественность есть от Сущности Отца, а Его Человечность от Сущности матери, и что Его Божественность у Отца. Если же спросить тогда: "Где Его Человечность?" - то они не ответят, ибо в своей идее они разделяют Его Божественность и Его Человечность, и делают Его Божественность равною Божественности Отца, а Его Человечность подобною человечности другого человека. И не знают они, что таким образом разделяют душу и тело. Они не видят также противоречия, что в этом случае Он бы родился человеком рациональным по одной матери.

От впечатления идеи о человечности Господа, подобной человечности другого человека, происходит то, что Христианин с трудом может быть приведен к мысли о Божественной Человечности, хотя бы ему говорили, что душа или жизнь Господа была и есть по зачатию Самим Иеговой. Собери теперь эти доводы и рассмотри, есть ли другой Бог вселенной, кроме одного Господа, в котором Сама Божественность, именуемая Богом Отцом, Божественная Человечность, именуемая Сыном, и Божественное Исходящее, именуемое Духом Святым, и что, таким образом, Бог один в Лице и в Сущности, и что этот Бог есть Господь. Если ты настаиваешь, говоря, что Сам Господь назвал Трех в Матфее:

Идите и учите все народы, крестя их во Имя Отца и Сына и Святого Духа Мф. XXVIII, 19,

то я отвечу, что Он сказал это, дабы знали, что в Нем, тогда прославленном, была Святая Троица, как это видно по стиху, непосредственно предшествующему, и по последующему: в предшествующем стихе Он говорит, что всякая власть Ему дана на небе и на земле, а в последующем - что Он Сам будет с ними до скончания века; так говорит Он о Себе Одном, а не о Трех.

Теперь, относительно Божественного Провидения, почему попустило оно, чтобы Христиане поклонялись одному Богу в трех Лицах, что значит поклоняться трем Богам; и как произошло, что они до сих пор не знали, что Бог один в Лице и в Сущности, в котором Троица, и этот Бог есть Господь, - то этому не Господь, но сам человек причиной. Господь поучает ясно тому в Своем Слове, как можно это видеть изо всех приведенных мест в Учении Нового Иерусалима о Господе. Он тоже учит тому в Учении всех Церквей, где сказано, что Его Божественность и Его Человечность - не два, но одно лицо, соединенное, как душа с телом.

Но если разделили Божественное и Человечное, и сделали Божественность равною Божественности Иеговы Отца, а Человечность равною человечности другого человека, то причиной первого было то, что Церковь после своего установления впала в Вавилонию, перенесшую на себя Божественную власть Господню. Однако, дабы не говорили, что это власть Божественная, но что она только человеческая, начальники соделали Человечность Господа подобною человечности другого человека. И позднее, когда Церковь преобразовалась, и отдельная вера, которая в том, что Бог Отец умилостивляется ради Сына, была принята как единственное средство спасения, Человечность Господня не могла быть рассматриваема иначе, - и потому не могла, что никто не может обращаться к Господу и признавать Его от сердца Богом неба и земли, кроме живущего по Его Заповедям. В духовном Мире, где каждый обязуется говорить как мыслит, назвать Иисуса может лишь тот, кто в миру жил христианином, и это по Божественному Провидению, дабы Его Имя не было профанировано.

263. Но чтобы сказанное стало очевиднее, я прибавлю приведенное в Учении Нового Иерусалима о Господе, 60, 61. Что в Господе, по Доктрине, Бог и Человек - не два Лица, но одно, и совершенно одно, как одно - душа и тело, ясно видно по большому числу извещений Самого Господа. Например, что Отец и Он - одно; что все, что имеет Отец - Его есть, и что именно Он - Отец есть; что Он в Отце и Отец в Нем; что все дано Ему в руку; что всякая власть Ему принадлежит; что Он - Бог Неба и земли; что верующий в Него имеет жизнь вечную, и что гнев Божий пребывает на том, кто не верует в Него. И, сверх того, что не одна Божественность, но также Человечность вознесены на Небо, и как с тем, так и с другою Он восседает одесную Бога, то есть что Он Всемогущ. И много других мест в Слове о Его Божественной Человечности, приведенных выше в большом количестве, которые все свидетельствуют, что Бог один как в Лице, так и в Сущности, что в Нем Троица, и что этот Бог есть Господь.

Если такие вещи относительно Господа открыты теперь впервые, то это потому, что было предсказано в Апокалипсисе, гл. XXI и XXII, что Новая Церковь, в которой этот Пункт Учения займет первое место, будет учреждена Господом в конце предшествовавшей. Эта Церковь разумеется под Новым Иерусалимом, в которую войдет лишь признающий одного Господа Богом Неба и земли. Посему эта Церковь именуется Супругою Агнца; и я могу возвестить, что все Небо признает одного Господа, и не признающий одного Господа не принимается в Небо, ибо через Господа Небо есть Небом. Это самое признание, исходящее от любви и веры, совершает то, что там все в Господе, и Господь в них, как Он Сам поучает в Иоанне:

В тот день вы узнаете, что Я в Отце, и вы во Мне, и Я в вас. Ин. XIV, 20,

затем, в том же:

Пребудьте во Мне и Я в вас: Я есмь лоза, вы - ветви; кто пребывает во Мне и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон. Ин. XV, 4, 5, 6; XVII, 22, 23.

Если доктринал, извлеченный из Слова, не был усмотрен прежде, то потому, что, будучи усмотрен ранее, он все же не был бы принят; ибо последний Суд еще не происходил; до этого же Суда могущество ада превозмогает над могуществом неба. Так, если бы этот доктринал был прежде усмотрен, то дьявол, то есть ад, вырвал бы его из людского сердца и даже бы профанировал его. Это могущество ада было совершенно уничтожено последним Судом, которой теперь окончен. С этого суда, то есть теперь, всякий человек, желающий быть просветлен и стать разумен, - это может.

264. II. Может подняться сомнение относительно Божественного Провидения из того, что до сих пор неизвестно было, что во всяком предмете Слова есть смысл духовный, и что оттуда святость Слова. В самом деле, можно возбудить сомнение относительно Божественного Провидения, говоря: "Почему это открыто теперь впервые?" Затем: "Почему тем-то или другим, а не Примасом Церкви?" Но Примасом ли Церкви или служителем Примаса - это как угодно Господу; Он ведает, каков тот и другой. Во всяком случае, если этот смысл Слова не был открыт ранее, то вот тому причины:

1. Если бы он был открыт ранее, Церковь профанировала бы его, и тем профанировала бы самую святость Слова.
2. Также подлинные истины, из которых состоит духовный Смысл Слова, были открыты Господом лишь по совершении Последнего Суда, когда новая Церковь, разумеемая под Новым Иерусалимом, имела быть установленною Господом.

Но эти два пункта будут рассмотрены отдельно.

Во-первых. Духовный смысл Слова не был открыт ранее, потому что если бы был открыт, то Церковь профанировала бы его, и тем профанировала бы самую святость Слова. Церковь немного времени спустя после своего учреждения обратилась в Вавилонию и затем в Филистимию. Вавилония, правда, признает Слово, но, тем не менее, презирает его, говоря, что Дух Святый вдохновляет их в высшем решении, как вдохновлял Пророков. Если признают они Слово, то по причине викариата, установленного на словах Господа Петру; но все же они презирают его, ибо оно не согласуется с их взглядами. Даже поэтому оно изъято от народа и заключено в монастырях, где немногие его читают. Но если бы духовный Смысл Слова, в котором Господь и в то же время вся Ангельская Мудрость, был открыт, то Слово профанировалось бы не только, как на деле есть, в своих последних, содержимых им в буквальном смысле, но и в сокровенных.

Филистимия, которою означается вера, отдельная от милосердия, также профанировала бы духовный смысл Слова, ибо полагает спасение в нескольких словах мыслимых или произносимых, а не в творимых делах, как было показано выше, и, таким образом, делает спасительным то, что не спасительно; сверх того, удаляет разумение от вещей, в которые должно верить. Что могут они иметь общего со светом, в котором духовный смысл Слова? Не обратится ли он во мрак? Когда природный смысл обращен во мрак, что сталось бы с духовным? Среди утвердившихся в вере, отдельной от милосердия, и в оправдании ею, - кто пожелает знать, что такое добро, что такое любовь к Господу и к ближнему, что такое милосердие и дела милосердия, что такое добрые дела, что такое творить, и даже что такое вера в своей сущности, и узнать какую-либо реальную истину, составляющую ее? Они пишут тома и подтверждают только то, что называют верою, а про все вышеупомянутое говорят, что оно в этой вере. Из этого очевидно, что если бы смысл духовный Слова был открыт прежде, произошло бы то, что Господь говорит в Матфее:

Если око твое худо, то все тело твое будет темно. Если же свет, который в тебе, становится тьмою, то какова же тьма? Мф. VI, 23.

Под оком в духовном смысле понимается разумение.

Во-вторых. Также подлинные истины, из которых состоит духовный смысл Слова, были открыты Господом лишь по совершении Последнего Суда, и когда новая Церковь, разумеемая под Новым Иерусалимом, имела быть установленною Господом. Было предсказано Господом в Апокалипсисе, что по совершении Последнего Суда подлинные истины будут открыты, новая Церковь установлена и духовный смысл обнаружен. Что Суд последний был совершен, показано в Статье о Последнем Суде и затем в Продолжении о Последнем Суде, оное разумеется под небом и землею, которые должны миновать (Откр. 21, 1). Что сущие истины должны быть открыты, предсказано такими словами в Апокалипсисе:

Сидящий на престоле сказал: се сотворю все новое,

и также Ап. XIX, 17, 18; XXI, 18-21; XXII, 1, 2. Что тогда духовный смысл Слова должен быть обнаружен, видно в Ап. XIX, 11-16. Оное разумеется под Белым Конем, на котором сидел тот, которому имя - Слово Божие, и который был Господом господствующим и Царем царствующим (см. по этому предмету статью О Белом Коне Апокалипсиса). Что под Святым Иерусалимом разумеется Новая Церковь, которая имела быть установленною Господом, видно в Учении Нового Иерусалима о Господе, 62-65, где оно показано. Из этого очевидно, что духовный смысл Слова должен быть открыт для новой Церкви, которая будет признавать и чтить одного Господа, принимать и чтить Его Слово за Святое, любить Божественные истины и отвергать веру, отделенную от милосердия.

Но об этом смысле Слова смотри более подробно в Учении Нового Иерусалима о Священном Писании, например: что такое духовный смысл (н. 5-26); что есть духовный смысл во всех и в каждой из частиц Слова (н. 9-17); что по духовному Смыслу Слово Божественно вдохновленно и свято в каждом слове (н. 18, 19); что духовный смысл Слова не был известен до сих пор, и почему он не был открыт прежде (н. 20-25); что духовный смысл будет дарован впоследствии лишь тому, кто по Господу в подлинных истинах (н. 26)

По этим объяснениям можно теперь видеть, что по Божественному Провидению Господа духовный смысл был сокрыт для мира до сего века, и в это время храним в Небе у Ангелов, которые почерпают из него свои мудрости. Этот смысл был известен и процветал у древних, живших до Моисея, но так как их потомки обратили соответствия, из которых одних состояло их Слово и затем религия, в различные идолопоклонства, а в Египте - в магию, то смысл этот был закрыт, по Божественному Провидению Господа, сначала у сынов Израильских и затем у Христиан, по вышеизложенным причинам, и теперь открыт для Новой Церкви Господней.

265. III. Может подняться сомнение относительно Божественного Провидения в том, что до сих пор не было известно, что избегать зол как грехов есть сама Христианская Религия. Что в этом сама Христианская Религия - было показано в Учении Жизни для Нового Иерусалима, от начала до конца; а так как вера, отделенная от милосердия, есть единственным препятствием к принятию оного, то трактовалось и об этой вере.

Как сказано, неизвестно было, что избегать зол как грехов есть сама Христианская Религия, ибо почти никто не знает этого, а между тем каждый знает (см. выше в н. 258). Если, тем не менее, никто не знает этого, то потому, что оное стерла отдельная вера, ибо она учит, что одна вера спасает, а не какое-либо доброе дело или дело милосердия; затем также, что никто не под игом закона, но в свободе. Слышавшие иногда такое учение не мыслят более ни о каком зле жизни и ни о каком добре жизни; каждый человек даже склонен, по своей природе, принять такое учение, и раз приняв его, не думает более о состоянии жизни: вот отчего не знают.

Что не знают этого, мне было открыто в мире духовном. Я спрашивал более чем у тысячи новопришельцев из мира, знают ли они, что избегать зол как грехов есть сама религия. Они мне сказали, что не знают и что это что-то новое, о чем они до сих пор не слышали; слышали же они, что нельзя делать добро самому себе и что мы более не под игом закона. Когда я спрашивал, не знают ли они, что человек должен исследовать себя, увидеть свои грехи, покаяться и затем начать новую жизнь, что многие грехи отпущены не будут, а если не отпущены грехи, то нет спасения, и что все это громко читалось перед ними всякий раз, как они приступали к Святой Евхаристии, - то они отвечали, что не на это обращали внимание, но лишь на то, что через Святую Евхаристию было для них оставление грехов, а вера довершала остальное без их ведома.

Я говорил им еще: "Почему вы учили Десятисловию детей ваших? Не для того ли, чтобы они знали, какого зла следует избегать как греха? Разве для того только, чтобы они знали и верили, а не для того, чтобы не творили? Почему же говорите вы, что это новое?" На вопросы эти они ничего не могли отвечать, кроме того, что они это знали, а между тем не знали; что они вовсе не думали о шестой Заповеди, прелюбодействуя, и о седьмой, совершая тайно какое-либо воровство или мошенничество; еще менее думали они, что такие поступки - против Божественного Закона, следовательно, против Бога. Когда я им напомнил многое, извлеченное из Учений Церквей и из Слова, подтверждающее, что избегать и отвращаться от зол как от грехов есть сама Христианская Религия, и каждый имеет веру по мере того, как он избегает и отвращается от них, - то они сохраняли молчание, но убедились в истине того, видя, что все исследуемы относительно жизни и судимы по делам, но не по вере, отделимой от жизни, так как у каждого вера по жизни.

Если Мир Христианский большею частью не ведал этой истины, то это по Закону Божественного Провидения поступать каждому в свободе по рассудку (н. 71-128); затем, по тому закону, что никто не наставляет непосредственно от Неба, но посредственно через Слово, через Учение и проповеди по Слову (н. 154-174); и, сверх того, по всем Законам попущения, которые тоже суть Законами Божественного Провидения. Смотрите об этих законах многие подробности выше, в н. 258.

Далее по неизвестной причине в тексте следует другая нумерация. (Примечение переводчика)

274. IV. Может подняться сомнение относительно Божественного Провидения из того, что до сих пор было неведомо, что человек живет человеком по смерти, и это прежде не было открыто. Если было неведомо, то потому, что у избегающих зол как грехов внутренне скрыто верование, что человек живет по смерти, и поэтому для них вовсе не важно, говорят ли, что человек живет по смерти или что он воскреснет в день последнего суда. Если же случайно кто-либо обладает верою воскресения, то говорит в самом себе: "Мне будет не хуже, чем другим; если пойду в ад, то буду там в большой компании; то же самое, если пойду в небо". Но, тем не менее, у всех, имеющих какую-либо веру, есть врожденное знание, что они живут по смерти людьми; идея, что они живут душами, а не людьми, лишь у тех, кто помрачен собственным умствованием. Что у имеющих некоторую религию врождено знание, что человек живет по смерти, очевидно по следующим соображениям:

1. Кто мыслит иначе в минуту смерти?

2. Есть ли какой-либо хвалитель, который в своих сетованиях об умерших не переносит их в небо, не ставит среди ангелов, в беседах с ними и разделяющими их радость? Не говоря об апофеозе некоторых.

3. Кто из среды простых не верит, что умерев, если хорошо жил, пойдет в небесный рай, облачится в белую одежду и насладится вечной жизнью?

4. Какой священник не говорит того или подобного умирающему? И, говоря оное, верит сам, если только в то же время не думает о последнем суде.

5. Кто не верует, что его дети в небе, и после смерти он увидит там любимую жену? Кто мыслит, что это призраки или, тем более, души или умы, порхающие во вселенной?

6. Кто противоречит, когда говорят об участи и состоянии отошедших от времени в жизнь вечную? Я говорил многим о состоянии и участи тех и других личностей и не слышал ни от кого ответа, что для них теперь нет никакой участи, но будет во время суда.

7. Кто, видя ангелов в живописи или скульптуре, не признает, что они таковы? Кто думает тогда, что это духи без тела, дуновения или облака, как воображают себе некоторые ученые?

8. Римские Католики веруют, что их святые пребывают человеками в небе, остальные же в другом месте. Магометане мыслят то же самое о своих умерших, африканцы более прочих; подобно тому многие народы. Почему бы Реформаты Христиане не поверили тому, зная оное по Слову?

9. От такого врожденного у каждого познания истекает также то, что некоторые стремятся к бессмертию славы, ибо познание это обращается у иных в любовь к славе и делает из них героев и храбрых воинов.

10. Разыскивали в мире духовном, у всех ли врождено такое знание, и открыли, что оно у всех в духовной идее, принадлежащей сокровенной мысли, но не в природной идее, принадлежащей мысли внешней.

По этим соображениям можно видеть, что никакого сомнения не должно подниматься против Божественного Провидения из той мысли, что человек живет человеком по смерти. Это лишь чувственное в человеке желает видеть и осязать то, чему должно верить. Тем, кто не мыслит надчувственно - обретаться во мраке ночи касательно жизни своей.